Карамельки Картошкина

Владимир Нестеренко
    1.ВСТРЕЧА С ЁЖИКОМ
На опушке леса стояла дача и в ней жил Картошкин. Сначала он ничего не делал. Выйдет на крылечко, сядет на ступеньку и смотрит на лес, на небо, на лужайку перед дачей, где родничок звенит.
Что ему делать, если у него не было даже огорода с грядками? К нему никто не приходил в гости. Не то чтобы боялись, а просто незнакомый он человечек, как пойдешь. Ещё возьмёт да прогонит.
Тут и посыпались у каждого вопросы кто он такой, откуда взялся со своей дачей? Всем было интересно узнать.
Да кто ж этакие все, спросите? У-у, в лесу кто только не живёт! Несмышлёныши ёжик, зайчонок, оленёнок. Лягушка возле родничка прыгает. Белка на соседнем кедре, бурундук с пищухой неподалёку. Это только те, кого Картошкин заметил в первый день своей жизни на даче.
Правда, и вам тоже хочется узнать кто такой Картошкин? Его смастерил в  сказке «Приключения Картошкина» вундеркинд Ваня, прозванный Конструктором. Из клубней картофеля сделал. Голова из картошки в шляпе. Туловище, руки, ноги в башмаках тоже из картошки. За поясом зубочистка-шпага. Вооружен на всякий случай. Мало ли в лесу опасностей. В той сказке Ваня-вундеркинд наделил его всеми своими знаниями, и Картошкин побывал на родине предков в Северной Америке, совершил несколько подвигов. Теперь витязь решил уйти в  жизнь без бурь, в тихую гавать, но он так и остался с богатыми знаниями, а как их применить не знал.
Картошкину действительно можно бездельничать, ведь он ни ел, ни пил. Зачем ему огород выращивать, он всего наелся на всю жизнь, когда в земле рос. Правда, любил родничком любоваться, смотреть, как водичка в нём бурлит и играет, на солнышке радугой переливается. Только всё время сидеть и смотреть скучно. Картошкин сбегал к радуге, потрогал её, даже окунулся с головой, поплавал в семицветке. Всё равно скучно одному. Надо друзей лесных заводить. Ему Ваня говорил: в беде одному трудно, а в счастье скучно.
Картошкину очень понравился ёжик. Забавный такой, с колючками на спинке, а мордочка  пятачком, умная. Решил с ним подружиться. Но витязь видел, что ёжик постоянно трудится, бегает, пищу ищет, вредных для леса жуков съедает. Такой с бездельником дружить не станет. Вот тогда Картошкин решил построить завод и на нём делать карамельки. Знакомые тебе сладости в обвертках, а для ёжика из майских хрущей, жуков, стрекоз, гусениц. Из того, что ест ёжик. Иначе как же он будет  его угощать, если для него не вкусно и несъедобно.
Картошкин понимал язык всех лесных обитателей, и ему легко было с ними общаться.
Наловить насекомых Картошкину ничего не стоило. Он пригласил на работу пауков, они наткали  сетей, развесили всюду. Жуки, гусеницы сами попадались в паутины. Картошкин только ходил и собирал их в коробочки, потом запускал завод, высыпал насекомых в бункер и через минуту выскакивали готовые карамельки. Вот тогда Картошкин пригласил в гости ёжика.
- А ты драться не будешь?- спросил ёжик, глядя опасливо на необычного человечка.
- Разве в  гости приглашают, чтобы драться! Я тебя угощу карамельками, каких ты не ел отродясь.
- Я  сладкого не ем,- заявил ёжик,- художники  выдумали, будто я  яблоки на спинке в норку ношу. А я их не кушаю.
- Карамельки не сладкие, придутся тебе по вкусу, попробуй.
- Ради знакомства попробую, если не отравлюсь. Ты же не настоящий повар.
- Настоящий, у вундеркинда Вани обучался. А продукты свежие без всяких добавок и красителей.
Ёжик посмотрел на карамельки, сложенные в вазу,  от них шёл  аппетитный дух. Он взял одну  из майских хрущей и сказал:
- Будем знакомы!
- И друзьями,- подхватил Картошкин.
Ёжику очень понравились карамельки, и он решил заказать их побольше в запас.
- Я приготовлю,- сказал Картошкин,- только ты же зимой спишь и не кушаешь так же, как и бурундук.
- Верно, зато весной эти запасы хорошо помогут восстановить силы, потраченные в спячке. Предки рассказывали, как с голодухи приходится нападать даже на ядовитых змей и ими питаться. Иногда яйцами жаворонка или пеночки.
- Это не хорошо с ежовой стороны.
- Знаю, но что поделаешь! Если я  весной после спячки с ног свалюсь и не встану, то майские хрущи, которых разводится видимо-невидимо, столько бед натворят в лесу, что жалеть не станешь о каких-то яичках.
- Всё равно это нехорошо,- не согласился  Картошкин.- Коль твоих сил весной не хватает, я  подкреплю их карамельками, и тогда ты не будешь есть яички птичек. Они  выведут  птенчиков.
-Согласен, мне тоже неприятно обижать птах.
-Ну вот, договорились.
Ёжик ушел, а Картошкин снова загрустил. Что ему стоит карамелек наделать, да в холодильник спрятать до весны. Пустяки. Стал думать, чем бы снова заняться.

    2.ВИНЕГРЕТ ДЛЯ ЗАЙЦА

Видит, бежит зайчонок, петляя. Картошкин сразу понял, что за ним кто-то гонится. Он очень не любил тех, кто слабых обижает. Зайчонок со всех ног скачет петлями по полянке, чтобы запутать след, по которому лиса крадется. Картошкин окликнул косого.
- Заходи ко мне в гости, я научу тебя как от лисы спасаться.
- Ой, кто это?- испугался зайчонок, но увидел добродушную улыбку на лице незнакомца и сказал,- я сам кого хочешь научу не только от лисы, но и от волка и росомахи спасаться.
-   Что-то я не вижу у тебя таких способностей. Ты только и знаешь петли делать. Но твои враги научились их разгадывать. Придет время - сцапают тебя.
Зайчонок задрожал от страха, потому что незнакомец говорил правду.
- Ладно, я зайду к тебе, только чем будешь угощать?
- Найдётся чем. Я – Картошкин, меня сделал Конструктор Ваня и научил строить всякие  машины. Вот, например, я построил завод, который  делает карамельки для ежа, а для тебя он выдаст много порций винегрета растительного.
- Впервые слышу о винегрете.
- Ты многое что впервые слышишь и видишь, тебе сколько лет?
- Вчера две недели исполнилось.
- Ну, вот видишь, совсем ребёнок. Садись за стол, сейчас я машину включу, она приготовит винегрет из пырея, овса,  из нежных побегов ивы, сочных стеблей донника, сюда добавится кора осины и яблони.
- Откуда ты знаешь, что я люблю есть?
- Я всё знаю, и мне нравится угощать друзей.
- Я разве тебе друг? Мы же впервые встретились.
- Друг.  Лиса с ёжиком часто встречаются, а друзьями так и не стали. Лиса старается его съесть, а ёж свернется клубком и, защищаясь, колючками всю морду лисе исколет. Кому такое понравится?
Зайчонок уставился на Картошкина, удивляясь его познаниям. Тот не торопливо загрузил в бункер завода кучу всяких растений, включил его и тут же в тарелку посыпался мелко изрубленный винегрет. Запах понравился зайцу, и он стал уплетать кушанье за обе щёки
- Вот бы зимой такое придумать!
- Ничего сложного, только надо заранее всего заготовить, как пищуха стожки ставит. И, пожалуйста, бери   в морозы, ешь на здоровье.
-Не говори, попробуй в сорок градусов ниже нуля отгрызть кору березы! Зубы сломаешь. Многие зайцы погибают от голода.
-То-то, держись Картошкина, всегда будешь сыт. Прибегай в лесную столовую и найдешь винегрет в кормушке.
- Ты обещал научить, как от лисы спасаться?
- Это очень просто. Почувствовал погоню, ныряй в цветущий донник. У него запах медовый, лисе нюх перебивает. По валериане пробегись. Ты же её любишь погрызть. Весной, когда  роза коричная  цветёт, среди неё бегай. Твой заячий запах растворится в  цветочном аромате. Тут ни лиса, ни волк не страшны. Поживешь, научишься.
- Откуда ты все знаешь?- удивился зайчонок, - ты ученый?
- Просто я тертый калач, бывший путешественник. На родине предков побывал,- горделиво ответил Картошкин.
- Вон что!- воскликнул зайчонок, словно знал, откуда родом Картошкин. Для зайчонка это простительно, он же неудержимый хвастунишка. Вот и начал  уверять, что никого не боится не только на своей полянке, но даже во всем дремучем лесу и в других странах не испугается, если решится удариться в путешествие. Но тут же услышал чей-то топот и задрожал от страха.
- Не бойся, ты мой гость, под моей охраной. А к нам бежит оленёнок. Он зазевался и отстал от мамы. Его росомаха гонит.
- Ой-ой! Росомаха, это так страшно!- заверещал зайчонок.

    3.ЯГЕЛЬ НА ПЕРВОЕ

- Поворачивай к нам, оленёнок!-  закричал Картошкин.
Оленёнок затормозил всеми ногами, едва устоял на копытцах. Ещё не легче, перед собой увидел дачу и таинственного незнакомца. Собрался в сторону сигануть, да услышал бодрый голос зайчонка, своего строго знакомого из другой сказки. Приободрился.
- Не пугай своим  видом моего друга,- вскричал зайчонок.- Смелее, оленёнок, тут  друзья.
Оленёнок  поверил и в секунду оказался на веранде.
- Будем знакомы,- подал руку Картошкин,- прошу к нашему шалашу, как говорят туристы. Только хлебать не лапшу, а ягель на первое, на второе аромат Иван-чая.
Оленёнок не растерялся и подал витязю копытце. Руко-ногопожатие состоялось.
- Молодец, оленёнок. Картошкин настоящая находка для нашего леса, в котором полно лис, росомах и волков,- бодро встретил нового гостя зайчонок.
- Лиса бравому копытному не страшна. У него врагов поменьше, чем у тебя. Ему ни сова, ни филин не гроза. Это тебя, неокрепшего, могут сцапать эти ночные разбойники. Ты же любишь в сумерках питаться.
- Ещё нехорошие люди с ружьями опасны,- подтвердил оленёнок,- особенно на солонцах, куда разные звери ходят ночью соли отведать. Люди спрячутся в шалаш-скрадок и поджидают нас с мамой, чтобы выстрелом поразить.
- Верно,- согласился Картошкин,- как я выпустил из виду такую важную деталь. Я устрою  солонцы у своей дачи, поставлю  охрану. У меня есть такая  машина, она не только карамельки с винегретом выдает, ягелевый салат сдобренный ароматом кипрея, но и солёные карамельки. Вот полюбуйтесь,- и витязь запустил свою машину, загрузил в бункер кулек соли и порцию семян дикорастущих злаков.
Через минуту выскочили солёные карамельки, которые не прочь был отведать сам хозяин тайги – медведь, не говоря уж о зайчонке с оленёнком.

     4.ОРЕХОВОЕ ЖАРКОЕ

-Тыш-тыш!- раздался  посвист белки,- я слышала, на лесной даче угощают?
- Всеми блюдами, что душе угодно,- ответил Картошкин.- Могу салат из хвойных почек приготовить, жаркое из кедровых орешек, грибную солянку, а на десерт подам бокал брусничного сока.
- Не представляю, как можно всё разом попробовать, не то что приготовить. Выбираю жаркое,- и белка спрыгнула с ветки кедра, перебежала по земле на веранду.
- Ничего проще!- Картошкин  включил машину, высыпал в бункер мешочек шишек, и в блюдо посыпались горячие ядрышки. Чудный аромат жаркого из орешек разлился вокруг.
Белка попробовала  яство и от восторга захлопала в лапки.
- Я хоть и заготавливаю на зиму пищу, но часто запасов не хватает. От твоей услуги не откажусь.
- Приходи в мою столовую, найдешь сушеные грибы, ягоды и жаркое из орешек.
-Это не опасно? У меня столько врагов: соболь,  куница, колонок, ястреба. Я же днем промышляю, того и гляди схватят. Правда, я ловко прыгаю с ветки на ветку, не  всякий соболь или колонок угонится. Конкурентов ещё больше: мыши, бурундуки, клесты, дятлы. И каждый орешки любит. От кедровки житья нет.
- Проблем у каждого полно,- сказал Картошкин.- я помогу каждому, кто будет обижен. И помирю.
- Раз, два, три, четыре,- раздался тонкий голос ёжика, который стоял на ступеньке крыльца, - всего день живет в лесу Картошкин, а сколько друзей приобрел, сколько сортов карамелек сделал! Просто восхитительно!
-Хорошая молва, что ветер, летит,- сказал зайчонок.
- Кто тут мастер карамельки стряпать?- раздался ломкий  басок медвежонка.- Я сладкое люблю!
Зверята затряслись от страха. Картошкин не растерялся.
-Проходи, косолапый. Заказывай, из каких ягод тебе карамельки больше нравятся.
- Из малины!
- Заказ принят и будет выполнен.
-А не обманешь?-  спросил медвежонок.
-Не сойти мне с этого места!
-Карамельки делать ты здорово научился, а что ещё умеешь?- спросила белка.
-Все что угодно!
- Ой-ой, расхвастался, как заяц,- засмеялся зайчонок.
- Я не хвалюсь, Ваня-Конструктор всему научил. Я же говорил – он  вундеркинд, очень много знает. Особенно сказок. Станет рассказывать – заслушаешься.
-И я люблю сказки,- сказал ёжик, - только сам рассказывать не умею, маленький еще.
 - Недавно у моего старшего братишки  курьезный случай вышел. Если хотите, расскажу?- сказал медвежонок.
- С удовольствием послушаем за чаем с карамельками,- сказал Картошкин,- прошу всех к столу.