Мысли на каждый день

Нина Малышева 2
            29 го июня Православная церковь вспоминает Святителя Феофана Затворника ( Вышинского). Позволю читателю напомнить его "Мысли на каждый день".
Каждый день Преосвященный Феофан смиренно и благоговейно размышлял над Словом Божием, которое для православного христианина является высшим авторитетом и самой надежной опорой.
            В одном из своих писем Святитель подчеркивает: «Слово Божие - единственный на земле свет ведения. Или им святись, или ходи во мраке, махнув рукой. Желаю вам сердцем прилечь к сему сокровищу и самим обогащаться и других обогащать».
Приведу несколько высказываний-размышлений Святителя:

      
 (Рим. 8, 22-27; Мф. 10, 23-31). "Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано". Следовательно, как ни прячемся мы теперь с грехами своими, пользы от этого нам никакой нет. Придет срок, а далеко ли он? - и все выйдет наружу. Как же быть? Не надо прятаться. Согрешил - иди и открой грех свой духовному отцу твоему. Когда получишь разрешение, грех исчезнет, будто его не было. Нечему будет потом быть открываему и являему. Если же спрячешь грех и не покаешься, то сбережешь его в себе, чтоб было чему обнаружиться в свое время на обличение тебя. Все это нам наперед открыл Бог, чтоб мы еще теперь ухитрились обезоружить Его праведный и страшный суд на нас грешных.    

 (Деян.21:26–32; Ин.16:2–13)

«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую исти­ну» (Ин.16:13). Почему же в логиках не упоминается об этом источнике познания? Не удивительно, что в языческих логиках нет этого пункта, но почему нет его в христианских? Неужели христианин, когда начинает умствовать, должен перестать быть христианином и забыть о всех данных ему обетованиях, верных и несомненных? О том, как видеть и слышать много толкуют; о том, как из увиденного и услышанного делать обобщения и наведения, тоже достаточно учат; когда дойдет дело до того, как разгадать значение всего, – тут питомец логики оставляется на произвол своей догадливости. Отчего не внушить ему: ты имеешь вещания духа истины – им следуй; они решают значение всего сущего и бывающего непререкаемым образом, ибо исходят от Бога, в Котором источник и самого бытия. Не оттого ли, что забывают внушать это, догадливость так расплодилась, что ныне все книги (о мире Божием) переполнены одними догадками? И добро бы они хоть сколько-нибудь были стоющи, а то сразу видно, что они плод детского воображения.




 (2 Кор. З, 4-11; Мф. 23, 20-39).

 Сколько милостей явил Господь Иерусалиму (т. е. иудеям)! И, наконец-таки вынужден был сказать: "се оставляется дом ваш пуст". Известно всем,  какие   были    от этого   последствия:  иудеи     до  сих   пор  бездомны.    Не   бывает   ли подобного и  с душою? Печется  о ней Господь и  всячески  ее вразумляет; покорная  идет указанным путем, а непокорная остается в своем противлении Божию званию. Но Господь не  бросает  и  ее,  а  употребляет  все  средства,  чтоб  ее  образумить.  Возрастает  упорство; возрастает и Божие воздействие. Но всему мера. Душа доходит до ожесточения и Господь, видя, что уже ничего более сделать с нею нельзя, оставляет ее в руках падения своего - и гибнет она, подобно фараону. Вот и возьми всякий, кого борют страсти, себе отсюда урок, что  нельзя  безнаказанно  продолжать  поблажку  до  конца.  Не  пора  ли  бросить,  и  не  по временам  только  себе  отказывать,  а  сделать  уже  решительный  поворот?  Ведь  никто  не может    сказать,   когда    преступит    границу.    Может     быть,   вот-вот    и  конец    Божию долготерпению.

   (2  Кор.   4,  1-6;  Мф.   24, 13-28).

   "Претерпевший  же  до  конца  спасется".  Но  не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение нейдет в прок,  если   оно  не  бывает  ради    Господа    и св.  Евангелия    Его.  Вступи    в путь   веры  и заповедей    евангельских;  поводы      к терпению     умножатся,    но  терпение    с  этой  минуты начнет    плодоносить   венцы,   и  то   терпение,   которое    доселе    было   пусто,   сделается плодоносным.  Каким    ослеплением      окружает    нас   враг,  что   только    то  терпение    и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего нестоющим, хотя оно тяжелее  и  безотраднее того, которое  несут  борющиеся  со  страстями  и  противляющиеся врагу! А  мы  слепые, и  не  видим  этого.   .   . Трудимся, терпим  и  выбиваемся  из  сил ради врага, на свою же погибель.

 (2 Кор.   4,  13-13; Мф.   24,   27-33.   42-51).

   "Бодрствуйте, потому что  не  знаете, в который  час  Господь  ваш  приидет". Если  б это  помнилось, не  было  бы  и  грешников,  а между    тем   не   помнится,    хоть   и  всякий    знает,  что   это   несомненно     верно.   Даже подвижники,  самые  строгие,  и  те  не  сильны  были  свободно  держать  память  об  этом,  а ухитрялись  прикреплять  ее  к  сознанию  так,  чтобы  она  не  отходила: кто  гроб  держал  в келлии, кто упрашивал сотоварищей своих по подвигу спрашивать о гробе и могиле, кто держал картинки смерти и суда, кто еще как. Не касается души смерть, она и не помнит ее. Но всячески, не может же не касаться души то, что тотчас следует за смертью; уж об этом  то  она не  может  не  иметь  заботы, так  как  тут  решение  ее  участи  на  веки  вечные. Отчего же этого-то она не помнит? Сама себя обманывает, что не скоро и что, авось, как- нибудь  дело  пройдет  не  худо  для  нас.  Горькая!  То  уж  несомненно,  что  которая  душа держит  такие  мысли, та  нерадива  и  поблажает  себе, так  как  же  думать, чтоб  дело  суда прошло для нее благоприятно? Нет, надо так себя держать, как держит ученик, которому предстоит экзамен: что ни делает  он, а экзамен нейдет из головы; такое  памятование не дозволяет    ему   и  минуты     понапрасну     тратить,   а  все   время   употребляет     он  на приготовление к экзамену. Когда бы и нам так настроиться!"

Будем же и мы размышлять, и бодрствовать, ибо не знаем в который час приидет Господь!
Оставайтесь с Богом!