Историческая родина Миши Петрова

Александр Лебедев 6
   Я и вправду только что узнал, что Миша Петров Григорьевич. Из журнала «Нева», где Михаил Григорьевич Петров опубликовал три текста «Из сибирских рассказов». Два меня заинтересовали.
  Синтезом чрезвычайно удаленных во времени личных впечатлений автора и норовистой актуальной публицистики. Из Сибири Михаил Петров уехал давно в Тверскую область, где несколько десятилетий с удовольствием живет уютной исконно русской жизнью. Писатель он состоявшийся и быть бы ему классиком в литературе любого народа, проживающего свою историю более плотно, чем в России. А в России все дробится – во времени, в пространстве, а порой и разлетается в клочья. Хорошо, если даром другому народу, а чаще – в никуда, в небытие.
  Журнал «Нева», 2014,№6. Рассказ «Колка сахара на двоих».
  Немцы в Сибири двух типов. Древние-служилые. Скажем, в Омске почитают как основателя города Бухгольца. Второй тип – переселенцы из Поволжья. Насильственное переселение в Сибирь у них обострило национальное чувство, хотя Германия в их родословной тоже едва мерцает. Но и в России они жили компактно, сохраняя язык и бытовые привычки.
  Украинцы в Сибири многообразнее. Резко отличаются друг от друга городские и сельские. Городские – эвакуированные вместе с заводами из Украины во время войны. Сельские – отчасти те самые пресловутые бандеровцы.
  Сюжет рассказа показался бы схематичным, не будь под ним теплокровной основы. В России история вытворяет с людьми невероятные вещи. Вот и оказываются у русской матери два сына-погодка: один немец , другой украинец. Отцы у обоих гибнут, а бабки по отцам старательно братьев отодвигают друг от друга. Появилась возможность – оба разлетелись по своим «историческим родинам».
  Второй рассказ «Бочка с салом или казак с кинжалом?» органично объясняет эту ситуацию. Понятно, что «голос крови», «национальный генетический код» и прочие неблагоглупости от потуги спрятаться от сущности. Мать мальчика учительница. По какой-то причине они переехали из таежных мест в степные, т.е. чужаки на новом месте. И в гости к ним ходит тоже приезжая бойкая молодая учительница-ленинградка. Между собой женщины обсуждают все открытым текстом, но сыновью нравственность мать ограждает. Подслушал мальчик реплику гостьи «Жид хрещёный или ф... дрочёный?.».
На месте «ф», понятное дело, другая буква. Это Михаил Петров вынужден откатиться к временам первой публикации «Одного дня Ивана Денисовича». Так вот, мальчик в том возрасте, когда про «ф... дрочёный» рассказывать ему не нужно. Он только удивляется, что тетки знают. Ох, уж эти пустые российские запреты. Один из первых рассказов Миши Петрова был о переживании молодого отца, что из-за его подросткового пристрастия ребенок родится уродом. Там все обошлось, и отец был счастлив. Господи, целая жизнь прошла с тех пор – тогда мы обсуждали рассказ как очень смелый. Было это почти одновременно с повестью Солженицына.
А вот относительно жида мальчик спросил, кто это. Вместо объяснения получил заклинания никогда слова не говорить и других одергивать.
Впрочем, в центре сюжета дрова. Не везут их новой учительнице. Опять же подслушал  мальчик, как гостья дразнила мать деревенской песенкой:
  Девки любят офицеров,
Бабы любят шоферов,
Девки любят из-за денег,
Бабы любят из-за дров.
Да по песенке все и получилось. Однажды мать пришла очень поздно и очень необычная, а утром тракторист привез дрова.
От такой жизни на любую историческую родину уедешь. Вот и опять не задалось устройство российской жизни. Вместо настойчивого строительства сжимают Россию в кулак. Оттого и встревожился тверской писатель.
Таганрог                2014                Июнь