Арт-терапия в вопросах и ответах

Изотерра Кузьменко Виктория
Мне задали на днях интересный вопрос. Правильный вопрос.
(Я вообще вопросы люблю! А хитрые и "глупые" - особенно!
Потому что, когда объясняешь - а особенно, когда человеку, совсем далекому от психологии всякой, объясняешь - то очень четко всё в голове и на языке выстраивается. Ясности больше, и потом делиться этим проще. И всем полезнее! )

Так вот, вопрос был такой:
Если человек нарисовал что-то в ходе арт-терапевтического занятия, выплеснул, так сказать, на бумагу свои переживания, агрессию, негатив всякий и т.п.  - означает ли это, что уже само произведение будет теперь воздействовать на человека? И на других зрителей? Означает ли это, что вредно на него (на рисунок) смотреть и другим показывать?

Ответ. Как я этот процесс ощущаю, и что я поняла в ходе лично практики.
- Да, влияние есть. Взаимное, и автора - на произведение, и произведение - на автора.
И произведения - на зрителя тоже.
Теперь о том, что за влияние и каков его  механизм.

1) Автор и его произведение.
1.1. Создавая произведение в ходе арт-терапии, мы используем творческую экспрессию - то есть, буквально - выплескиваем, вываливаем на лист (на холст, в кусок глины, или куда ещё - не столь важно) свои переживания. Переживания имеют связь с бессознательным и, только будучи выраженными, могут быть осознаны.

Соответственно, вот мы намалевали нечто и увидели:  да, вот моя боль, гнев, страх (подставить нужное) - это часть меня, это я внутри себя таскаю, оказывается.  Жуть!

1.2. Надо ли на это смотреть и обсуждать? НАДО! Потому что - повторюсь - пока носим в себе, но не видим - это груз, оно неосознанное, и от этого нельзя никак освободиться.
Как только выразили художественно - уже можно начать осознавать. Далее хорошо бы каждое из этих переживаний назвать, осмыслить, обсудить - тогда это будет более глубокая степень осознания. Подключается когнитивная (познающая) составляющая, мы уже начинаем перекидывать "мостики" между правым (образным)  и левым (рациональным) полушариями. То есть, интегрируем свои части.

1.3. Сколько времени нужно и можно смотреть на рисунок?
Ответ: столько, сколько нужно)) Некоторое время.  Любое осознавание и принятие (то есть, та самая интеграция) занимает некоторое время.

Следует сказать, что принятие всегда идёт, начиная с отрицательного полюса, к положительному! Иначе говоря, сначала мы видим у себя в произведении то, что нам не нравится (ту самую "жуть"), а затем, привыкнув немножко к отрицаемому, начинаем видеть и другое, что есть в рисунке. "О, оказывается он вот этим хорош, и вот это свойство я замечу, и вот этим качеством я тоже обладаю" - говорим мы, и что-то нам начинает нравиться. Дождаться этого этапа важно, т.к. в этот момент вы можете получить ресурс из своего бессознательного.

Критерий того, что процесс взаимодействия с произведением закончен - очень простой. Оно больше не "цепляет" автора. Ни с положительной, ни с отрицательной стороны. Смотришь и думаешь - "ну и что тут такого".. И показывать уже никому не хочется, и эмоций особых нет. Ну нарисовал - и ладно, хоть как.
ВСЁ! С этого момента можете смело утилизировать работу и далее приступать к осознаванию новых (точнее, забытых)  частей своей личности.

1.4. Можно ли это проделывать самому, без группы и без терапевта? Выплеснуть - можно. Осознать, чтобы освободиться - не всегда или не всё. Это, знаете ли, как эффект "свидетеля". Помните, как у Стивенсона похищенный  Алмаз Раджи жег невидимым огнем священника Роллза, и тот испытывал желание показать его хоть кому-то (а тут как раз принц Флоризель мимо проходил))).

И знаете ли вы о том, что художники и писатели не могут писать " в стол"? Потому что всему сокровенному, что есть в нас, нужен ЗРИТЕЛЬ! Потому что переживания обретают жизнь только тогда, когда они кому-то ПРЕДЪЯВЛЕНЫ.
И вот  мы плавно переходим ко второй части...

2) Произведение и зритель.
2.1. Воздействие изобразительного творчества (живопись, рисунок, скульптура, да даже кино и драма-) на зрителя используется в импрессивной арт-терапии. От слова "ipmression" - впечатление.
Произведение "цепляет" зрителя, если он находит в нём отклик чему-то "своему", если какая-то часть бессознательного, выраженного автором, резонирует с бессознательным зрителя.

Как и с кем это произойдет - никогда заранее неизвестно.

У великих произведений искусства такие "зацепки" могут быть весьма значительными. Мы знаем примеры, когда зритель вожделеет полотно настолько, что крадёт его. Или маньяк пыряет ножом картину "Иван Грозный убивает своего сына", настолько она на него воздействует.
В музеях мира некоторым зрителям может становиться дурно от каких-то отдельных произведений, или, наоборот, - настолько благотворно, что даже утихает или отступает имеющаяся болезнь.

2.2. Если  вы- не художник, и  создали рисунок с терапевтическими целями, то  импульсы вашего бессознательного могут найти отклик в вашем ближайшем окружении: у тех людей, с кем вместе вы рисовали, либо у тех (друзей, родных), кто вас хорошо знает.
Произведения "большого искусства" отличаются тем, что автор отражает не только слои индивидуального  бессознательного, но и проникает в "коллективное бессознательное", в области всего человеческого опыта. И именно эти глубинные структуры, которые К.Г. Юнг называл "архетипами", воздействуют на большое число зрителей. И тогда произведение созвучно современникам и потомкам, и признаётся "шедевром".

2.3. Не вредно ли показывать посторонним созданный мной рисунок?
Для них - это не вредно. Зрительное воздействие непродолжительно по времени, посмотрели, возможно - ахнули, и забыли)

А вот для вас самих может оказаться и неполезным. В том смысле, что если зритель не знает,  что данное произведение  создавалось в терапевтических целях по определенной теме, либо просто не имеет навыка безоценочного принятия других людей, то он может что-то такое ляпнуть, высказать вам, от чего вашей самооценке будет нанесен ущерб. "Что это ты намалевал!" или "А вот тут какашка коричневая или что это?" - вряд ли вам будет приятно услышать это из уст невнимательного зрителя, и уж точно не будет способствовать процессу "интеграции" ваших внутренних частей.
Поэтому моя рекомендация: в качестве зрителя (который, разумеется, нужен, см. п.1.4) - использовать профессионалов и, в крайнем случае, членов творческого сообщества, причастных к созданию вашего произведения.

3) Эпилог

Вопрос "не вредно ли.." сам по себе может происходить от недоверия, от неких внутренних страхов "ума".

Сейчас достаточно популярны всякие "позитивные" теории, течения, в которых призывают мыслить только "позитивными", приятными категориями. А всё "нехорошее" переформулировать, обращать в "хорошее".
Я беру слова в кавычки, поскольку при недостаточной подготовленности последователей данных теорий исходных смысл понятий может искажаться. И можно подумать, что они призывают не видеть, не повторять и не думать ни  о чем плохом. Но именно такое восприятие ведет к тому, что психологи называют "вытеснением", то есть формирует внутренний разлад, отказ видеть некоторые части, которые всё равно заложены природой, и отрицать их бессмысленно, как всё живое.

Поэтому я всегда стараюсь доверять процессу и настраиваю на это клиентов. Если вы что-то рисуете, хотите выразить, обозначить - значит, это сейчас нужно, таков ваш индивидуальный процесс в эту минуту. Рисуйте, выражайте, какая разница, "плохое" оно или "хорошее". Всё в мире относительно. Важно не прятаться от своих переживаний, наблюдать их, называть , но не оценивать!... И только тогда откроется потенциал для их  преобразования. Именно на этом и построена работа арт-терапевта, именно поэтому я и нахожусь рядом в ходе сессии, чтобы сопровождать ваш процесс.

http://isoterra.livejournal.com/110288.html