Не боги горшки обжигают

Къелла
Опубликовано в номере газеты "Наша Энергия" за июнь 2014

Вы действительно думаете, что вылепить из глины тарелку, горшок или миску настолько просто? Как бы не так. Впрочем, если наблюдать за работой мастера – любое дело кажется легким, почти игрой - настолько точны и уверенны движения. Ну а если за дело берешься в первый раз – оно оказывается неожиданно трудным. Вот такое открытие посетило меня в гончарной мастерской-студии, разместившейся в одной из казанских школ.
Мастерская – настоящее сказочное царство. Здесь стилизованные под арабское средневековье расписные блюда и огромные кувшины с крышкой соседствуют с кружками в форме героев «Звёздных войн» и статуэтками, изображающими «Смешариков». Целый стеллаж занимают Казанские Коты – неунывающе-сувенирные шарообразные тушки, или задумчиво-философские – это результаты творческих поисков.

Фарида преподает гончарное ремесло школьникам на уроках труда, а в свободное время проводит в своем кабинете мастер-классы для всех желающих, делает на продажу сувениры и керамическую посуду. Здесь есть все необходимое современное оборудование: похожий на электромясорубку экструдер – он служит для перемешивания глины и превращения ее в однородную массу, электропечь для запекания готовых изделий – в ней можно даже стекло расплавить при желании. Несколько гончарных кругов с электроприводом – нажатием педали можно менять скорость вращения круга. Станок, раскатывающий глину в тонкий пласт нужной толщины.

Вот из экструдера ползет по дорожке из валиков толстая глиняная «колбаса». Промешанная глина очень пластична, мнется в пальцах не хуже пластилина. Маленькими кусочками ее постепенно наносят на вращающуюся поверхность круга.  В самом центре его есть неподвижная точка – вот от нее и строится будущее изделие. Сначала маленькие кусочки глины размазываются вращением по поверхности круга – это основание. Затем, такими же маленькими кусочками глина добавляется в центр и смачивается водой. Руки у гончара должны быть постоянно мокрыми и неподвижными, иначе глиняная масса начнет рваться или сходить с оси вращения круга. Не так-то легко. Даже через очень большую массу глины необходимо чувствовать «точку» - учит Фарида, - и относительно этой точки располагать руки. На ее взгляд, это занятие поиска точки очень способствует обретению внутреннего равновесия и развитию осознанности. А наблюдая за тем, какие типичные ошибки совершает новичок, можно судить о его характере в целом.

Когда глины и влаги достаточно, нажатием пальца можно начать продавливать отверстие,  которое в будущем станет внутренней полостью сосуда. Получается такой мокрый глиняный «бублик». Постепенно отверстие в центре расширяется, а «бублик», напротив, становятся все тоньше. Глина под пальцами ползет вверх совершенно самостоятельно, образуя стенки сосуда, сейчас, выгибая их пальцами, можно придать изделию любую форму – изогнуть, свести, сделать горлышко узким или, наоборот, шире, чем основание. Чтобы верхний край был ровным, на большой скорости вращения  к нему подносят натянутую параллельно столу леску, которая срезает мягкую массу, а центробежная сила отбрасывает обрезок прочь. А потом той же леской готовое изделие отделяется от основания и снимается с круга.

Для росписи глиняных изделий обычные краски не годятся. По необожженной глине используется ангоб – цветная глина, которая наносится кисточкой или специальной грушей-пипеткой, по обожженной – специальная эмаль, которая, расплавляясь в печи, образует крепкую блестящую глазурь.
Фарида работает не только в мастерской. Иногда она с мастер-классами выезжает на фестивали народного ремесла под открытым небом. Ее ученики учатся лепить из глины и работать на гончарном круге, расписывать глиняную посуду и даже писать маслом на холсте при помощи мастихина. В голове творческих личностей вечно роятся тучные стада новых идей. В ближайших планах у мастера – открыть художественный центр в парке развлечений «Кырлай» с михенди - индийской росписью хной, гончарной мастерской, и плетением косичек. Пожелаем ей удачи и быстроногого Пегаса с большими вьюками вдохновения и энергии!


/17.05.2014/