Бэкон - Человек, который красит те ужасные картины

Тина Гай 2
Бэкон - художник XX века, который всегда вызывает неоднозначную реакцию: от полного неприятия до восхищения. Его картины шокируют, возмущают, вселяют страх, но никогда не  оставляют равнодушным.


Художник меньше всего хотел нравиться публике, говоря, что ее похвала   для него означала бы поражение. Фрэнсис Бэкон был очень удивлен, когда его картины стали продаваться м пользоваться спросом. «Это просто моя удача».


Бэкон – художник-философ, заставляющий задумываться над вечными вопросами: «Что есть человек? Животное? А если нет, то в какой степени?»  «Что есть реальность?" "Что значит Смерть, Рождение, Жизнь?» Не зря он потомок  Фрэнсиса Бэкона, известного английского философа 16-17 века и его полный тезка. Как говорится, положение обязывает.


Мое поколение воспитывалось в благостно-идеалистическом, книжно-правильном мире, где война – аномалия, зло – ненормальность, стремление к богатству – порок, ложь и обман – грех; смерть, отчаяние, боль, страх и ужас – вообще не из этой жизни.

 
Жизнь прекрасна и удивительна, а человек рожден для счастья. В этом мифе мы выросли, а некоторые до сих пор пребывают. Фрэнсис Бэкон утверждает, что реальность – это все совсем наоборот: жестокость, боль, ужас и страх - ее сущность.


В 1976 году в Лондоне прошла выставка «Человеческая глина», в результате которой ее участники объединились в «Лондонскую школу» и под этим названием вошли в историю современного искусства. Лондонская школа оказалась самым значительным явлением в живописи Англии.


Художники предъявили свой манифест, направленный против абстракционизма и за возрождение реализма. Хотя, глядя на их работы, мало кто из простых зрителей, особенно живущих в России, отнесет их к числу реализма, привыкшего с реализмом связывать нечто совсем иное.

 
В числе имен, причисляемых к этой группе,  Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд, Леон Кософф, Фрэнк Ауэрбах, Рон Б.Китай, Филипп Аккерман, Майкл Эндрюс. Все они, кроме Майкла Эндрюса, были в Англии иностранцами и ощущали себя отщепенцами.


Их семьи бежали  от нацистских и еврейских погромов в Германии и России. Отщепенцем ощущал себя и Фрэнсис Бэкон, ирландец по происхождению, но имевший нетрадиционную ориентацию.


Много пережившие и  передумавшие, много испытавшие, каждый из них по-своему пытался осмыслить  XX век, понять человеческую природу. Они создали свой образ реальности,  шокировавший современников.

 
Узнавая истории художников, меня больше всего поразило их стремление к свободе. Однажды Бэкон, глядя на картину «Ночное кафе» Ван Гога, который был одним из его кумиров, сказал: «Я не знаю, почему Ван Гог говорит, что здесь можно сойти с ума или спиться.


Если человек этого хочет, почему нет». Человек вправе сам выбирать свою жизнь. И сам он любил азартные игры, пабы, вино и ночной Лондон. Про друзей, которые к концу жизни Бэкона все умерли: «Да, жизнь превращается в пустыню. Это цена, которую требует старость, но большинство  моих друзей  были пропойцами и выбрали этот путь сами».


Все художники Лондонской школы философы-экзистенциалисты, читавшие Кафку, Ницше, Фрейда, Сартра, Камю и пытавшиеся осмыслить их идеи. Они смогли, каждый своими средствами, выразить ужас и одиночество заброшенного в мир человека, вынужденного жить в реальности, сотканной из боли, страданий, крови и страха.

 
То, что Достоевский пытался ухватить в человеческой природе, Ницше – осмыслить, а Кафка описать, художники Лондонской школы выразили в потрясающих по силе воздействия  образах  – жестокой, холодной и безразличной к человеку реальности.


На картины Фрэнсиса Бэкона  страшно и порой жутко смотреть, хочется отвернуться, забыть, сделать вид, что этого нет и мир прекрасен, забыть, что ежедневно рвутся на куски мяса человеческие тела, гибнут дети, льется кровь, что ежедневно совершаются  самоубийства, человек спивается и страдает, гибнет от наркотиков.

 
Мир не заретушируешь, с ним ничего не поделаешь, он  такой, какой есть. Но человек должен знать и понимать, куда он попал, что его ждет между рождением и смертью и  что с этим придется жить до конца.


Сегодня хочется закрыть глаза и уши, перестать смотреть новости из Украины или Ирака, Афганистана или Сомали. В храмах батюшки советуют  отгородиться от мира, не слушать новостей и замкнуться в своей клетке. Это понятно: не хочется видеть ужасов войны и бед, так спокойней и к Богу ближе, но от этого война и боль не прекратятся.


Фрэнсис Бэкон  говорит, что жизнь эфемерна, хрупка, а смерть всегда рядом, она приходит, когда приходит, ее надо принимать, потому что она - тень жизни и  ее оборотная сторона.  Художник считал себя по натуре оптимистом, но закрывать глаза на реальность никогда не хотел и отворачиваться от нее - тоже.

 
Он не пытается выразить человеческую скорбь, он только передает свое ощущение от нее. Он не рассказчик и не интерпретирует свои картины. Он создает образы и ощущения реальности, образы, которые должны потрясать. Прежде всего, самого художника. И если этого нет, картина должна быть уничтожена. Более самокритичного и беспощадного к  себе, чем сам художник, никого не было.


Сегодня на аукционах за  его картины  платят миллионы. Почему они так притягательны  с их кровью, скрученными телами, кровавыми мясными тушами и искривленными в крике и ужасе лицами? Почему? Хотя интерьер ими не украсишь, слишком жутко, и гламурненько от них не будет, слишком ужасно.

 
Тело человеческое на картинах Фрэнсиса Бэкона больше чем тело, оно передает  боль от жизни, которая человека скручивает, корёжит и превращает в полуживотное, заталкивает в клетку и делает безнадежно одиноким.


Люди у него  завязаны в какие-то узлы, безногие, безглазые уроды, лица которых размазаны и перекошены. В них трудно увидеть того человека, что привыкли мы видеть на улице. То ли обезьяна, то ли человек, то ли борьба, то ли любовь, то ли насилие, то ли совокупление.


Клетки, круги, замкнутое пространство. Здесь нет места красоте. Женское тело Энгра,безусловно, красиво, м.б. самое красивое тело, переданное когда-либо рукой художника, но такая красота, говорит Бэкон, разжижена, она не дает насыщенности и силы образа, она не потрясает.

 
Реальность – это всегда страх и боль. И художник передает  их  через  свои образы,  возникающие случайно, из бессознательного,  сами собой. Он контролирует только мазок, только то, как наиболее точно передать возникший образ.


Однажды, художник рассказывал своему другу, что когда он был маленьким, отец надолго закрывал его в шкаф. Там он кричал часами, но его не выпускали. И жизнь ему кажется таким закрытым шкафом, в котором одинокий человек кричит, но его никто не слышит.


Отсюда  серия картин кричащего Папы Римского, прообразом которого стала картина Веласкеса "Папа Иннокентий X" (1650 г.). Фрэнсис Бэкон  вообще считал, что ротовая полость может многое передать, хотя самому художнику, как он считал, никогда этого не удавалось добиться до конца.


Образ кричащей головы возник у него случайно. Однажды он купил книгу по болезням ротовой полости, в которой было много картинок, нарисованных от руки, он начал их изучать.


Потом он посмотрел фильм Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин», в котором его поразила  медсестра с кричащим от ужаса лицом в разбитом пенсне. Крик и Распятие стали основными темами художника, больше всего олицетворяющие реальность.


Жиль Делёз, французский философ, считает, что у Бэкона ротовая полость изображена так, словно все тело выворачивается от ужаса и страха наизнанку. У Э.Мунка  «Крик» тоже потрясает, но по-другому. У Бэкона рот – эта бездна страха и ужаса, в которой живет человек.


Деформация человеческого тела – один из существенных приемов Фрэнсиса Бэкона; с ее помощью он лепит образы страсти, тревоги, страха, ужаса, человеческого общения. Человеческое тело – только материал, подобный глине, из которого создаются его образы.

 
Художник считал, что старые формы уже не могут создать впечатления, которого жаждет современный человек, потому что в них нет насыщенности, способной потрясти и передать реальность. Безобразие и отвращение, которые вызывают картины Бэкона, то, к чему стремится художник.


Он создает образ реальности,  которая заполняет пространство между рождением и смертью и которая называется жизнью. Остальное его не интересует...


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/bekon/