Поговори со мной

Вероника Бережнёва
У каждого человека есть в жизни своё золотое время, о котором он особенно любит вспоминать. Но каждый человек сам строит свою судьбу, часто наперекор обстоятельствам и житейской логике. Иногда просто назло себе самому.

Моя знакомая пожилая учительница Елена Филипповна давно живёт одна.
Её матушка, перед самой своей кончиной распорядилась:
 -  Доживай одна, Лена. Не выходи замуж! Одна маета!

Лена, а ей не было тогда и сорока, мать не послушалась и сошлась с одиноким медбратом. Прожили совсем недолго, как припомнилось предостережение матери - муж оказался запойным. Пару лет помучилась, да и попросила помощи у брата - одной не под силу было выгнать пропойцу. Брат – бывший военный - имел с негодником долгий мужской разговор, после чего тот благополучно убрался из её жизни.

С тех пор она больше не делала попыток исправить своё семейное положение.
Работала учителем младших классах и, не имея своих детей, вкладывала всю свою душу в питомцев. Дети - прекрасный индикатор измерения человеческой любви - тянулись к ней и отвечали горячей взаимностью. А так как учила она малышей почти пятьдесят лет, то и учеников набралось немало. Ходить с ней по городу было сущим наказанием – на каждом шагу кто-нибудь да остановит с душевным разговором. При этом её маленькое морщинистое лицо светилось и становилось ласково-умиротворённым.

В старости своей маленьким ростом и хрупкостью она напоминала «старенького старичка» Сергея Конёнкова, только женского рода. Этакий грибочек с гривой невероятно красивых светлых волос как будто окутанных серебристой вуалью.

- Я ж не всегда такой была! – говорит она и её выцветшие голубые глаза становятся на мгновение яркими, и вся она погружалась в своё прошлое, которое вроде совсем близко - оглянуться только назад и коснуться рукой…

- Я тогда после учёбы в Новосибирске работала. Совсем ещё молоденькая, лет восемнадцать и было. Хо-ло-ди-инаа... Одно слово – Сибирь!
И вот познакомилась я с одним военным. Здоровый и красивый мужчина, как говорится, косая сажень в плечах. Он старше меня был, да и опыта жизненного побольше, чем у меня пигалицы. Я очень гордилась тем, что он у меня в женихах ходит. Да и кто бы, не гордился! Все девчонками про военных мечтают.
Ну, так вот. Повадился он приходить ко мне в школу во время уроков. Вызовет в коридор и давай носить меня на руках. И носит, и носит... А мне хоть и хорошо, да как-то неловко. Опусти, - говорю, Сеня. Вдруг кто увидит… Стыдно ведь! А он мне: «Ну и что? Пускай знают, как я люблю тебя, Лена!» Звал меня замуж…

- Ну, а Вы?

- Вышло так, что Сеню моего срочно отправили в командировку, надолго отправили, а меня предупредить не успел. Военный человек! Я прождала его месяц, и тут вдруг нашло на меня – решила, что отомщу за то, что так со мной поступил, за то, что бросил.

- Отомстила?

- Отомстила… До сих пор тошно вспоминать. Сошлась с первым встречным, забеременела. А Семён возьми и явись ко мне с цветами... А мы и зарегистрироваться с Павлом успели… Как он умолял, плакал. На колени встану, говорит, только брось его! И ребёнок будет мой… Я молчу как каменная. Сижу и слова не могу вымолвить.
- Ну, скажи мне что-нибудь, Лена! – кричит. – Хоть словечко!

Так и не смогла ничего ответить. Что случилось, то случилось...

- А ребёночек как же?

- Ребёнок почти сразу умер и с Павлом я совсем не жила, не смогла.
Она помолчала, а потом с гордостью сказала:

- А он ведь ко мне приезжал!

- Кто?

- Да Семён! Нашёл меня лет десять назад. Представительный мужчина такой. Женат, конечно, дети взрослые… Не могу я забыть тебя, Лена. Поплакали вместе. Да что уж теперь, дело прошлое. Старики уже оба!

Она молча перебирала старые фотографии, на которых выглядела нежным цветком - большие глаза голубой прозрачной акварели, маленький рот-вишенка, короткий вздернутый носик. На этих фото её не портили ни скромные одёжки с громоздкими плечами, ни глупые старушечьи боты. И особенно была хороша роскошная
пепельная коса.

Что делает с человеком время и как короток век красоты! Нынешняя Елена сидела хоть и чистенько одетая, но вся облепленная кошачьей шерстью. Две кошки были членами семьи, и забота о них скрашивала её одиночество.
Отвратительного вида полосатый кот, со странной заячьей губой, ревниво топтался в разобранной кровати и гневно мяукал, явно намекая, что гостям пора и честь знать.

- Это муж мой! – засмеялась Елена Филипповна. – Спит только со мной! А если отворачиваюсь, лапой поворачивает лицо к себе.

Я подумала, что коту, в отличие от людей, абсолютно наплевать на то, как она выглядит, он её любит такой, какая есть!

Шестьдесят лет прошло с тех пор, как Леночка на заре своей юности совершила ошибку, о которой сожалела всю свою жизнь. Нетрудно представить, о чём она думала в тот страшный день объяснения с любимым, и какие противоречия рвали её бедное сердце. И что она могла ответить на его мольбу: «Поговори со мной, Лена!»
             
     «В такой-то срок, в таком-то годе 
             Мы встретимся, быть  может, вновь...
             Мне страшно - ведь душа проходит,
             Как молодость и как любовь…»
                С.Есенин