Джон Хейзелтон. Свидетельство веры

Инквизитор Эйзенхорн 2
СВИДЕТЕЛЬСТВО ВЕРЫ
Джон Хейзелтон (1914)

Опасности и нужды наших Церквей

Церковь Бога должна постоянно "подвизаться за веру, однажды преданную святым" (Иуд.3), и в эти темные и устрашающие дни наше свидетельство не должно быть приглушенным, но четким и ясным, как набат.  Дети Ефрема вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани" (Пс.78.9). Была ли это трусость или роковая ошибка? Мы не можем не вспомнить слова: "Спаси, Господи, ибо не стало праведных, нет верных среди сынов человеческих" (Пс.11.1), верных, то есть людей правдивых, людей "да и аминь", как называл их Лютер. Открытость, прямота, усердие и стойкость - это качества, абсолютно необходимые сейчас; требуется мужество, чтобы называть вещи своими именами, когда праведный суд редок, и отступление, небольшое сначала, может стать огромным в конце.
Свидетельствуют ли наши Церкви таким образом? Есть ли в них глубокое желание  чистого учения, добрый опыт и благочестивая жизненная практика? Есть ли в них чуткость совести и строгая, святая цель, которая должна быть у тех, кого Господь помиловал? Доктрина без духовной жизни никогда не может спасти душу. В прежние годы, когда многие церкви были процветающими, стремление к опытной религии было на первом месте, и жизненный опыт освобождения и освящающих плодов истины проявлялся во всем хождении и жизни. Это реальная, живая сила! Могут ли быть у нас эти дары и действие Святого Духа? Тогда у нас будет истинное пробуждение! "Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня, и узнай помышления мои; и посмотри, правы ли пути во мне, и направь меня на путь вечный" (Пс. 139.23,24).

Отделение

Не в ожесточении духа, но из любви к правде Божией мы призываем наших друзей отделиться от номинально верующих людей. "Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?" (Ам.3.3). Может ли быть реальное объединение на основе компромисса, или на понимании, что жизненно важные вопросы должны быть подавлены? Как сторонники конкретного искупления могут объединиться со сторонниками искупления универсального, те, кто верят в благодать - со сторонниками свободной воли? Как те, кто полагаются целиком и полностью на праведность Христа, могут соединиться с теми, кто отчасти держится за собственную? Мартин Лютер говорит: "Учение - это рай", таким образом выражая его первостепенное значение.
То, во что мы верим прежде всего - это основа и уток Писания, которые были сделаны драгоценными для нас через научение Святого Духа. Если мы будем придерживаться их, мы не можем объединиться с теми, кто отрицает их. Будет великая беда, особенно для нашей молодежи, если те, кто проповедуют суверенную и отличительную благодать, присоединятся к своим противникам по социальным и политическим мотивам, подав повод сделать вывод, что все-таки разница между тем и другим не имеет реального значения. Читайте торжественное предупреждение 2 Иоан.9-11, и посмотрите, за что апостол молится ради истины! Разве Иосафат не обличил Ахава, спросив его: "следовало ли тебе помогать нечестивым, и любить ненавидящих Господа? Поэтому на тебя гнев от лица Господа" (2 Пар.19.2). Можно ли отказаться от строгого следования Библии хотя бы на время? Можно ли даже временно вступать в союзы с врагами истины Христовой? Как нелепо даже задавать эти вопросы! Сколь многие шутят со смыслом слов, а потом выясняется, что у них  не было ни слова правды, нет веры, нет линии разделения, нет неизменного откровения!

Союз

Мы радуемся каждой возможности христианского союза с теми, кто, отличаясь от нас, провозглашает истины, дорогие нам. Единство Духа - это не простое внешнее обязательство, но это единство веры, надежды и любви, которая пронизывает каждый член мистического тела Христова, и это единство души, сердца и привязанности, которых Святой Дух является единственным и непосредственным Автором. Мы готовы при любом случае приветствовать наших друзей и присоединиться к ним в защиту веры, и в поддержку таких христианских дел, которые соответствуют нашей совести.

Священное Писание

Библия является непогрешимой Книгой, благородным Словом, в котором, как писал Хукер, "ни одно слово не написано от себя, но так, как Дух вложил его в уста, как музыкант извлекает звуки из арфы или лютни не абы как, но со знанием дела". Ничто меньшее, чем такое Слово, не достаточно для того, чтобы поднять душу из скорби в беде и в смертный час, или удовлетворить иссохший и измученный дух, утолить жажду живой водой и накрыть нас тенью  великой Скалы. Если Писание не является вербально вдохновенным, то нет никакого источника авторитета. Неудивительно, что великие усилия сатаны за последние полвека направлены на то, чтобы нападать на Библию как на Слово Самого Вечного. Это всегда было его целью, но особенно в наше время. Мы безоговорочно принимаем утверждение, что письменное Слово  является "Писанием истины" (Дан.10.21), что оно "не может нарушиться" (Иоан.10.35), что оно дано для того, чтобы "был совершенен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен" (2 Тим.3.17), что Слово есть светильник, сияющий в темном месте (2 Пет.1.19), и следовательно, оно не будет угашено, но будет защищено, пребывая в силе Божией. Враги будут бороться против него, но они никогда не будут в состоянии погасить свет его свидетельства. Дела Бога и Его Слова абсолютно гармоничны. Никто не может оспаривать факты науки, но даже если какая-либо теория близка к всеобщему признанию, мы без колебаний отвергнем ее, если она идет вразрез с четкими утверждениями Библии. Быть верным ей значит не только проповедовать истину, но и рубить головы гидры заблуждений, без страха перед наглостью или же высокомерно-покровительственными улыбками новомодных лжеучителей. "Всякое слово Бога чисто" (Притч. 30.5), и когда оно входит в сердце Духом Святым, мы знаем его блаженство и власть, и силу служения тех, в чьих устах оно как пылающий огонь.

Триединый Бог

Славная, но непостижимая тайна Троицы должна быть рассмотрена нами в каждой книге Священного Писания. Самые ранние писатели, эпохи сразу после апостолов, когда они предлагают дать краткое изложение веры, исходят из учения о Троице. Афанасий, например, говорит: "Вся сумма и суть нашей веры состоит в словах: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа". И это не просто имена и названия или же обозначения служений, но выражения вечного бытия Лиц Троицы, отчетливо различных при единстве сущности. В завете благодати Отец дал Церковь Сыну, Который взял на Себя чудо спасения; Святой Дух являет и применяет этот дар, вдохновляет и помазывает; Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, имеют одинаковую славу в замысле и реализации вечного искупления. Когда пришла полнота времени, Единородный Сын Божий, Истинный и Вечный по Своей сути как Бог, дивным образом пришел исполнить обязательства Божия Завета, и взял реальное человеческое тело и человеческую душу, безупречную и бессмертную, в союз со Своей Божественной Личностью, и Он   как Господь Иисус Христос, родился от Девы, и, таким образом начал на земле Свою колоссальную работу как наш Заместитель, Поручитель, Превосвященник и "все и во всем" для Своего народа - "множества людей, которого никто не может счесть". Его дело, Его обетование, Его священство зависят от того, Кто Он есть, и поэтому жизненно важно учить об этом согласно Откровению, данному нам в Писании о Личности нашего святого Искупителя, вечного Сына Божия.

Вечный завет 

Завет спасения есть слава Церкви Божией, и там, где он не провозглашается во всей полноте, имеет место слабость и распад, и приближение времени бесцветных и слабых высказываний тысяч проповедников наших дней. Имеет важнейшее, неотложное значение, что наши молодые люди должны молитвенно искать то, что Святой Дух откроет их пониманию, приложит к их сердцам и даст им возможность свидетельствовать об этом со властью - о завете Бога со Своим народом.  Это утешающая душу истина для верующего и самый добрый стимул для ищущего грешника.  Спасение, в дивной любви Бога Отца нашего, было решено, постановлено и обеспечено до начала времен, и Господь Иисус Христос пришел, чтобы совершить это спасение. Все его богатство и безопасность в том, что оно является конкретным в этой искупительной крови, которая очищает от всякого греха, и ни капли ее не было пролито напрасно, ибо это "кровь завета вечного" (Евр.13.20). Иегова Отец хранит завет Его и говорит о Своих  вечно любимых людях, пленниках греха и сатаны: "Отпусти народ Мой" (Исх.5.1). Господь Сын хранит завет, ибо "Он будет смотреть на подвиг души Своей, и будет удовлетворен" (Ис.53.11 KJV). Господь Святой Дух хранит завет, ибо Он Он возрождает, и применяет и показывает искупление каждому избранному сосуду милосердия, и поэтому мы знаем, что каждый из тех, кто искуплен кровью Иисуса, должен быть привлечен к Его ногам и получит возможность наслаждаться Богом; здесь нет ничего случайного.  О, блаженны имеющие явную заинтересованность в крови завета, и, таким образом, имеющие свидетельство, что Бог заключил завет с Его возлюбленным Сыном от нашего имени! Что такое земля по сравнению со всеми ее наслаждениями по сравнению с интересом к вечному завету, и к любви, крови и праведности Господа Агнца!  Знать и чувствовать, что это так, поможет нам проповедовать с помазанием и силой.
Оливер Кромвель, обращаясь к своему племяннику, пишет: "Будь радостен в Господе, ибо ты можешь знать, что принадлежишь к завету, безопасному и крепкому, между Отцом и Посредником в Крови Его, и поэтому, опираясь на Сына, стремясь к Нему и обнимая Его, мы семя Его и народ Его завета. Бог Сам поклялся в верности Христу и в Нем нам, и если завет заключен между Богом и Христом, то, взирая на Него, Он прощает нас, и пишет Свой закон в наших сердцах, насаждая в них страх, чтобы мы не отступали от Него".   
Может быть задан вопрос, почему, по сравнению с людьми два поколения назад, многие из наших служителей так мало говорят о завете и о главенстве Христа? Глубокое чувство греха и опыт духовного конфликта - вот что отличало время, когда Церковь была в силе. "Дух времени" влияет на нас; это эпоха, когда ужасающий факт греха принижается или игнорируется церквами, и ложная теория эволюции разрушает саму мысль об этой страшной реальности. Тот, кто имеет незначительное и поверхностное видение и восприятие греха, будет иметь столь же незначительный и поверхностный взгляд на его искупление, и вся его теология будет отравлена с самого начала. Все человечество пало в Адаме; его преступление является нашим; яд проник в души и тела и наполнил  их смертью и растлением,  и средство избавления от этого должно быть не менее полным и окончательным, чем разорение, которое нашло на нас. "Господт, покажи мне меня, и покажи мне Себя" - об этом просили наши служители в прежние века. Союз с первым Адамом погубил нас всех. Д-р Гудвин говорит: "Перед Богом есть два человека, Адам и Иисус, и лишь за ними все остальные". Вот поразительная формула заветного главенства! Благодать явлена нам через Христа в Его неразрывном благодатном союзе. Фундаментальную книгу Гудвина "Виновность невозрожденного человека" следует прочесть всем служителям.

Учение о благодати

Мы говорим о спасении в его единстве, ибо Библия говорит о нем именно так, и это единство изложено на протяжении всего Писания. Это "образ учения, которому мы преданы" (Рим.6.17), "наше учение" (Иоан.7.16), "учение апостолов" (Деян.2.42), "здравое учение" (2 Тим.4.3). В устной и письменной речи, мы, по необходимости, должны описать сначала один этап учения, а затем другой, но истины завета и благодати, как и две природы Христа, по словам Беньяна, "можно различить, но невозможно разделить", ибо все спасение совершается по благодати, и от нее не может быть пользы, если она не является суверенной и свободной. Благодать всегда обращена к существам, которые ее не заслуживают. Поэтому все, что Бог делает для нас во Христе, и все, что раскрывается нам о Его доброй воле в Евангелии, названо благодатью. Церковь была избрана от вечности в славной Личности Сына Божия; каждый член ее омыт в источнике драгоценной крови Христа, оправдан Его совершенным послушанием и в свое время оживотворен от духовной смерти непобедимой силой Святого Духа, и освящен Его небесной благодатью, преображен по образу возлюбленного Сына Божия и будет представлен "безупречным в присутствии славы Его" (Иуд.24).  Избрание светит нам в Слове; без него ни один грешник не мог бы быть спасен. Человек пал, злу в его душе нет пределов,   его "плотские помышления суть вражда против Бога", и как он может выбрать стать чадом всесвятого Бога? Как его спасение могло бы быть достигнуто, если бы он должен был выбрать его по собственному желанию? Неверующие могут перекрутить Еф.2 и сотни других мест, чтобы представить спасение как неопределенное и условное. Но падший грешник никогда не может быть избавлен ничем, кроме спасения, которое действительно спасает, и искупления, которое оправдывает. Наши аргументы ясны и тверды; мы обращаемся к Писанию и к опыту всех, кто знают и чувствуют, что такое грех, и единодушно говорят: "Бог начал работать со мной".
Люди могут изменять и скрывать эту великую истину, могут извиняться за нее, могут придерживаться ее, но считать, что ее не нужно проповедовать, и по всем их словам ясно, что она не имеет первостепенного значения для них. Но Бог видит четкое свидетельство их двояющегося сердца. Почему они "боятся человека, который умирает, и сына человеческого, который, как трава" (Ис.51.12 KJV)? Они просто не желают говорить о том, что неприятно плоти, и смеются над нами, но мы знаем, каков великий мир, который дает только Святой Дух, и ответ доброй совести, покрывающий все.
Мы не знаем в Писании ничего более прекрасного, чем оправдание Христово и Его действенное призвание, которое утешает христианина в его странствии, когда бремя становится для него нестерпимым. Это, как пишет Беньян, "дело благодати Божией, в котором Он прощает наши грехи и благоволит к нам, как к праведным в Его глазах, только через праведность Христа, вмененную нам и получаемую нами по вере".  Он объясняет далее: "Праведность Его Божества придает добродетель Его послушанию; праведность Его человечности дает Ему возможность Своим послушанием оправдать нас, и праведность, что стоит на объединении этих двух природ в одной Личности, дает Ему власть совершить дело, Ему предназначенное. Таким образом, Он искупает нас от наших прегрешений Своей кровью, и покрывает Своей правдой наши оскверненные и разрушенные души".
Святой Дух, Господь и Жизнедатель, прилагает вечное искупление и его плоды к душе, и действенно и неразрывно делает его нашим. Он производит в нас покаяние и веру, и позволяет нам принять их по Своей всемогущей благодати. Он освящает нас и научает каждой доктрине; все святые и счастливые чувства должны быть прослежены к Его пребывающей благодати. Через Него приходят уверенность в Божьей любви, и стойкость, постоянство, выносливость и окончательная стойкость.
Мы не должны проповедовать Христа, вне Его Церкви, или говорить о Церкви, вне Него. Это то же, что отделить голову от тела; упускать же из виду Христа и останавливаться на Церкви означает новый папизм; отделить же служение Христа от Его Церкви является неправильным по отношению к делу нашего благословенного Искупителя и замыслу спасения. Мы проповедуем Христа в Его Личности, Его совершенном деле, Его завете, Его превосвященстве на небесах и Его Втором пришествии без греха ко спасению. Мы говорим также о Его Воскресении, которое есть залог всего, что Он сделал для Своего народа. Ему дорог даже прах Его детей.

Предложение и приглашение

Мы проповедуем грешникам; у нас нет никого больше, чтобы проповедовать. Мы должны описать им состояние всех людей по природе, как ответственных перед святым законом Божиим, должны показать им их претензии, и то, "что делами закона не оправдается никакая плоть" (Рим.3.20); мы строго предупреждаем о последствиях жизни и смерти в грехах. Мы должны проповедовать Евангелие всеми силами, какие Бог дает нам, рассказывая о богатстве благодати и милости во Христе, а затем мы должны предоставить все Ему, Который сказал, что Его Слово " не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его" (Ис.55.11).
Истинное служение должно быть ищущим и различительным. По природе все мы имеем в себе смертный приговор до возрождения; естественная вера не есть вера, которая есть дар Божий. Нигде в Писании Бог не говорит о Своей работе как о предложении, и мы можем нести ближним лишь то,   что только Бог имеет право и власть, чтобы даровать. Никто из грешников не выполнит работу Святого Духа. Это наибольшая ошибка современного богословия. Все чувства и добрые влияния, которые в Слове Божьем усваиваются Святому Духу или исходят от Него, рассматриваются как производимые человеком, и после всего бесконечно драгоценного дела и смерти Христа от мертвого грешника зависит принять и получить веру для своего спасения. Приглашение Евангелия имеет вполне определенный характер; его благословения чисто духовны, и потому мы нуждаемся в духовных глазах, чтобы увидеть их, в духовных ушах, чтобы слышать их, в духовных руках, чтобы обнять их, и в духовных сердцах, чтобы чувствовать их и наслаждаться ими. Давать духовное приглашение всем и каждому чуждо духу Евангелия, которое для нищих духом, для нуждающихся (Ис.61.1-3).
Есть ли хоть кто-то из Божьих посланных слуг, кто проповедовал бы, не чувствуя искреннее стремление к спасению бедных грешников? Испытав лично, что вся эта работа от Господа, мы знаем, что Он будет производить эту чудесную жизнь, которая есть только Его дар. В заключение по этому вопросу, давайте спросим, есть ли хоть одно живое дитя Божье, что стало бы утверждать: "Служитель сказал прийти ко Христу сейчас, и я пришел, и поэтому я спасен"? Ни одно дитя Божие не скажет так.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn