Ч. Абдуллаев. Восточная экзотика и западное мышлен

Сария Мамадова
Чингиз Абдуллаев: "У нас восточная экзотика накладывается на западное рациональное мышление"


Интервью Day.Az с секретарем Союза писателей Азербайджана, народным писателем Чингизом Абдуллаевым.
 
- Говорят, что когда гремят пушки, музы молчат. Но всегда ли это так?
 
- Не всегда. Симфония Шостаковича звучала в осажденном Ленинграде. Во время Великой Отечественной войны в Советском Союзе создавались великие фильмы. Так что - нет, музы не молчат никогда. Муза не может замолчать от войны или еще от чего-то, муза - это внутренняя потребность высказаться композитора, писателя или художника. Она априори важнее всего остального. В заточении люди пишут, и им это не мешает. Муса Джалил писал в Моабите, так что это высказывание не совсем верное.
 
- А может ли тогда искусство не быть чем-то отвлеченным, а служить, например, средством преодоления разногласий между народами и странами?
 
- Не думаю. К сожалению, искусству это не под силу. Ведь и книги, если говорить о них, лучше человека не делают. Может быть, люди должны были быть более совестливыми. Еще Кафка говорил, что литература - это топор, с помощью которого мы пытаемся вырубить море льда внутри нас. Фолкнер считал, что литература помогает нам выстоять. Может, выстоять и помогает, но изменить что-либо трудно. Человеческую природу вообще изменить очень трудно.
 
- Идея дружбы народов, хоть и отдает советской кричалкой, в сути своей очень позитивная и правильная. Вы так не считаете?
 
- Конечно, звучит сегодня как издевательство, но на самом деле дружба – это всегда хорошо, будь то между людьми или между народами. Идеальный пример - город Баку, где на протяжении последних ста лет мирно уживались более ста национальностей. Это был большой многонациональный город. Сейчас мы видим примерно то же самое, но уже на другом уровне. Если раньше в Баку были представители в основном соседних национальностей, и кроме азербайджанцев в городе жили русские, армяне, евреи, грузины, чеченцы, лезгины и так далее, то сейчас в нашем городе много иностранцев и из дальнего зарубежья - американцев, немцев, французов и других. Это очень радует. Потому что чем более полифоничным будет город, тем лучше для всех.
 
- То есть дружба народов - это не утопия?
 
- Нет, почему же утопия. Немцы с французами сумели договориться. Русские с немцами после такой войны, казалось бы, дикой и невероятной, где было 27 миллионов погибших, сумели договориться. Нет, я не думаю, что это утопия. В конце концов, и азербайджанцы с армянами, я думаю, сумеют договориться. Мы обязаны договариваться, у нас нет другого выхода. И наши соседи должны понять: ни они, ни мы никуда не денемся и надо договариваться и находить общий язык.
 
- В отличие от многих других, для азербайджанцев понятие дружбы народов никогда не было пустым звуком. Из чего это исходит, где корни такой особенности нашего народа?
 
- Это восточное гостеприимство и восточный менталитет. К примеру, в Ташкенте так тоже было и до сих пор есть. У нас восточная экзотика и восточные нравы накладываются на западное рациональное мышление. И такой синтез сочетания, особенно в Баку, сильно заметен. Но, собственно, и в моем творчестве это заметно, о чем очень часто пишут критики. Этот синтез есть и у наших лучших писателей, и у наших лучших композиторов. Узеир Гаджибейли считал, что мы должны развиваться по европейскому пути, он вообще был сторонником того, чтобы народные инструменты в консерватории меньше звучали, в отличие от симфонической музыки. Наши художники переняли классическую манеру, а, как вам известно, в мусульманском мире не было живописи. Наши писатели тоже переняли эту манеру, и первые опыты прозы создавались на французском языке Исмаил беком Гутгашенлы. Так что все это естественно и корни идут еще оттуда.
 
- Интересно, что наши соседи, расселившись по всему миру, при этом не способны жить с другими нациями на своей территории. Как это можно объяснить?
 
- Не только на своей. Я могу привести вам пример. В Иерусалиме существует четыре квартала, один еврейский, другой арабско-мусульманский, третий арабско-христианский и четвертый армянский. Так вот, в армянский квартал евреи в Израиле почти не ходят. Там живут достаточно обособленно и закрыто. Более того, при церкви Гроба господнего, где похоронен Иисус, вечно происходят конфликты между православными, католиками и представителями армянской церкви. Потому что представители наших соседей очень часто жульничают и пытаются какую-то часть территории прихода забрать себе.
 
- То есть у них это на генетическом уровне?
 
- Не хочу сказать - на генетическом. Но что-то происходит на этом уровне. То же самое у них происходит и в государстве. При том, что Армения объявила себя союзницей России, у них всего одна школа, факультативная, на русском языке. Сравните с Азербайджаном, где 280 школ с обучением на русском и где практически каждый знает и говорит по-русски, где тысячи студентов учатся на русском языке.
 
- Когда в конце 80-х карабахские аппетиты армян активно поддерживались в мире, умные люди предупреждали; поддержка сепаратизма чревата большими проблемами. Можно ли проследить связь между теми событиями и происходящим в мире сегодня?
 
- Конечно, безусловно, думаю - да. Так или иначе, все связано. Вся мировая политика, экономика - все друг на друге завязано.
 
- В Армении стараются представить облик современного Баку, как фотошоп из Интернета. Однако недавно в Баку побывали армянские депутаты, и, судя по отсутствию сарказма и иронии в адрес нашей столицы, увиденное произвело на них впечатление…
 
- Я думаю, что они тоже понимают, что у нас все развивается. Не пытаясь никому понравиться, я могу сказать, что Баку и Азербайджан в целом действительно развиваются фантастически. Я был практически во всех крупных городах Европы, и могу с уверенностью сказать: второго такого красивого и бурно развивающегося города вы не встретите нигде.
 
Появились новые символы Баку. Девичья башня была и останется, но прибавились Флейм Тауэрс, совершенно изумительный Центр Гейдара Алиева. Появляются современные дома, отели. Альтес Плаза, к примеру, или Хазар Айлендс, который сейчас строится. Дома, переходы, подсветка, улицы - все очень красивое, и это правда. И мы можем этим только гордиться.
 
- Азербайджан - небольшое государство, с которым хотят поддерживать связи самые крупные державы. Что способствует тому, что нашей стране все-таки удается оставаться, образно говоря, кошкой, которая гуляет сама по себе?
 
- Скажу коротко: умная политика нашего Президента и министра иностранных дел.
 
- Какие-то аналитики усматривают в умении Азербайджана сохранять ровные отношения со всеми восточную хитрость, другие - восточную мудрость. А вы как думаете?
 
- Я тоже думаю, что это восточная мудрость. Мы небольшое государство и нужно вести достаточно продуманную, разумную и сбалансированную политику. Все-таки учтите, что мы находимся в таком важном стратегическом регионе, где переплетается узел неровных связей. С одной стороны - огромная Россия, с другой – Иран, с третьей, конечно же, интересы Израиля, Америки, Франции, Германии, Турции. Все это переплетено, плюс наш конфликт с Арменией. И все это очень и очень сложно. И в этих условиях нужно действовать достаточно аккуратно и осторожно. Что нам и удается.
 
- А теперь перейдем от пушек к музам. В ваших произведениях, если даже об Азербайджане непосредственно не говорится, он все равно где-то там угадывается и присутствует. Это у вас получается само собой, или вы специально так формируете сюжет?
 
- Конечно, специально. Я даже уже говорю, что надо рано или поздно давать моему герою квартиру и чтобы у него был адрес, как у Шерлока Холмса на Бейкер-стрит. Чтобы все знали, что тут живет Дронго, и со всего мира к нему могли приезжать люди. Видимо, уже пора.
 
- Как состояние здоровья нашей литературы? Что показал в этом плане недавно закончившийся съезд Союза писателей?
 
- Показал, что с литературой у нас все здорово. И посмотрите, сколько приехало гостей - более чем из 20 стран. Все они были в восторге от города и практически все попросили поменять им билеты на сутки или на двое, чтобы продлить свое пребывание у нас. Насколько сильно им понравился город.
 
- Что интересного ждать поклонникам вашего творчества в ближайшее время?
 
- Через несколько дней в Азербайджане запускается фильм "Губинское каприччо" по моему роману. Надеюсь, что снимут хорошо. События происходят в Губе, в Красной слободе. И кроме этого, пишу книги. Сейчас работаю над новым романом "Польза похоти". Роман о человеке, главной целью в жизни которого являются встречи с женщинами и деньги. Но в конце концов он понимает, что это не самое главное. Хотя я не отрицаю, что похоть - одна из составляющих человеческого организма и человеческой жизни, но все-таки не самая главная. В конце концов, я всю жизнь пытаюсь понять - для чего нам дана душа. В чем смысл нашей жизни. Наверное, каждый человек так или иначе ищет ответа на этот вопрос. В этом суть любого творчества.


   

  Читать полностью:  http://news.day.az/culture/501209.html