Пашков дом- Волшебный замок на холме

Юрий Жданов 2
ПАШКОВ ДОМ- «ВОЛШЕБНЫЙ ЗАМОК НА ХОЛМЕ»

                В настоящей части города, на Моховой, недалеко                от Каменного моста, на значительном возвышении,
                возносится этот волшебный замок.
                Иоганн Рихтер. 1799г.
                Трудно найти более совершенное соотношение
                всех частей единого сооружения, чем то, которое
                достигнуто здесь.
                Игорь Грабарь.

Да, это тот самый дом № 26 на Моховой улице, один из красивейших в Москве, с крыши которого на закате солнца Воланду и Азазелло- героям романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» открылась панорама нашей столицы. «Какой интересный город, не правда ли?»,-говорил Воланд, обращаясь к Азазелло...
Очень интересна и богата событиями жизнь этого белокаменного «волшебного замка на холме», как любовно называли его москвичи. Особняк, возникший на самом гребне Ваганьковского холма, расположенного напротив Боровицкой башни Московского Кремля, стал одним из символов Москвы. В 2009 году закончилась длившаяся с 1988 года реставрация этой жемчужины русского зодчества, созданной в 1784-1786 годы гениальным архитектором Василием Ивановичем Баженовым (1737-1799). В этом здании, принадлежащем с 1924 года Российской государственной библиотеке (так называемое «старое здание» бывшей Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина), теперь размещено богатейшее собрание нотных изданий, звукозаписей, автографов великих композиторов, оставленных ими на полях своих партитур. Какова же его предыстория и история создания и жизни?  Облик Москвы непрерывно изменяется. А разве может быть иначе? Каждая эпоха оставляет в нашей столице свой неповторимый след, помогающий представить ее историю. Не только ученые, но и художники стараются постигнуть Москву историческую. Особенно удалось это Аполлинарию Михайловичу Васнецову, в котором соединились таланты ученого и художника. Ему удалось проникнуть в глубь нашей истории и отразить в своих картинах прошлое нашей столицы: он ведет нас по площадям и улицам, показывает крепостные башни и дворцы, повседневную жизнь наших далеких предков. Темой и целью своих картин-реконструкций он считал «проникновение в темную даль прошлого посредством пейзажей». Его картины- путеводитель по истории. Попробуем и мы с Вами совершить небольшое путешествие в прошлое, связанное с возникновением Пашкова дома. С какого исторического момента лучше начать путешествие? И как мы будем двигаться: от наших дней в прошлое, или наоборот?                А может быть не связывать себя никакими условностями? Ведь история неразрывна, и каждый ее факт принадлежит не только его современникам, но и всем последующим поколениям. Начнем, пожалуй, с того, что интересующий нас дом носит имя Пашкова. Кто же он такой, Пашков? Оказывается, что это Петр Егорович Пашков (1726-1790)- капитан-поручик лейб-гвардии Семеновского полка в отставке, сын денщика императора Петра I-Егора Ивановича Пашкова (умер в 1740 году), ставшего после кончины императора вице-губернатором Воронежа, а затем губернатором Астрахани. Именно Петр Егорович, ставший известным московским богачом, пригласил зодчего Василия Ивановича Баженова построить особняк в приобретенной им на Ваганьковском холме усадьбе, располагавшейся между Моховой улицей и Староваганьковским переулком и прилегавшей к улице Знаменке. Задача перед Баженовым стояла сложная, так как участок был неровный, с одной стороны он круто уходил под гору, а с другой резко сужался. Но неудобства участка талантливый зодчий превратил в достоинства, поставив изящные ворота, через которые открывался вид на дом и постройки двора, а главный фасад дворца развернул на кромке холма над спускающимся к городу садом. Приступая к выполнению заказа, Баженов учитывал и те строения, которые существовали тогда вокруг усадьбы Пашкова: церковь Николы в Ваганьково (ныне действующая церковь Николая Чудотворца в Старом Ваганькове) и церковь Николы Стрелецкого на Знаменке ( разрушена в 1932 году, на ее месте в 2006 году возведена  часовня Николая Можайского). На планировку парадного двора усадьбы особенно сильно повлияла близость церкви Николы в Ваганьково. На ограниченном со всех сторон пространстве Баженов создал настоящий замок-сказку! Полет его смелой фантазии сотворил чудо гармонии внешних форм и интерьеров-яркий образец русского классицизма. Пашков дом-это лишь часть спланированной и построенной им усадьбы. Этот дворец, имеющий П-образную планировку с парадным двором, открытым в сторону въезда, очень эффектно размещен на холме, который служит как бы его пьедесталом. Он состоит из трех частей: центрального корпуса и двух боковых флигелей. Все эти части объединены высоким цокольным (нижним) этажом с переходами-галереями и арочными окнами. Своим главным фасадом дворец обращен в сторону Моховой улицы и Боровицкой башни Московского Кремля, а дворовый фасад обращен в сторону Староваганьковского переулка, где расположены въездные ворота усадьбы. Особую нарядность его центральной части придает стройный четырехколонный портик на выдвинутом перед фасадом основании. По краям плоской крыши расположена балюстрада (невысокое ограждение), выполненная в виде перил, украшенных декоративными вазами. Венчает центральную часть дворца бельведер (надстройка над зданием) в виде изящной круглой беседки, опоясанный сдвоенными колоннами, расположенными между большими арочными окнами. Бельведер имеет куполообразное завершение, на котором первоначально размещалась фигура сидящей Минервы- непобедимой воительницы, богини мудрости, покровительницы ремесел, искусств, врачевания и знаний, символизировавшая императрицу  Екатерину II (скульптура была снята по указанию императора Павла I -сына Екатерины II ). Боковые флигели подчеркивают объем и великолепие центральной части дворца. Усадьбу со стороны Моховой улицы ограждала ажурная чугунная решетка с мощными колоннами и фонарями. С этой стороны усадьбы был разбит парк с декоративными деревьями и кустарником, прудом, фонтанами и гротами. В парке на сценической площадке выступала труппа крепостных музыкантов. О первозданном виде дворца рассказал Иоганн Рихтер в своей книге «Moskwa. Eine Skizze”, изданной им в Лейпциге в 1799 году.  Дадим ему слово.  «…На Моховой, недалеко от Каменного моста, на значительном возвышении, возносится этот волшебный замок. Сзади, из переулка, вы входите через великолепный портал в пространный двор, постепенно расширяющийся от ворот. В глубине этого двора вы видите дворец, в который ведут несколько ступенек. С одной стороны двора-конюшни, с другой- манеж, оба- прекрасные здания. Два всхода ведут в дом. По ним вы достигаете верхних помещений и выходите на пространную вышку в куполе дома, откуда открывается прелестнейший вид на всю Москву. Самый дом состоит из главного корпуса и двух флигелей, соединенных с ним галереями. В середине имеется выступ с большими сводчатыми амбразурами и двумя парадными входами в сад. Этот выступ первого этажа образует собою балкон, на который опираются тосканские колонны. Вверху над этими колоннами находится герб Пашкова, подпертый коринфскими колоннами, которые, как и все здания, представляют образец симметрической гармонии. На одной стороне балкона, украшенного с большим вкусом решеткою между колоннами, стоит богиня Флора, на другой- Церера. Герб поддерживается двумя полулежащими фигурами. Вверху- купол, образующий собою бельведер, окруженный парными колоннами. Флигеля украшены рядами колонн... Перед домом, на самых высоких пунктах сада, стоят еще две колоссальные статуи, Марс и Минерва, принадлежащие, как и прочие фигуры, к лучшим произведениям века. Пройдя сквозь дом, вы приходите к романтическому виду с передней стороны дома от улицы.    По неправильно искривленным и змеящимся дорожкам вы сходите вниз среди кустарников, по склонам горы, на которой стоит дом. Внизу- два каменных бассейна, посреди которых находится фонтан, а от улицы все отделяется железной решеткой отличной работы. Сад и пруд кишат иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины живут здесь либо на свободе, либо висят в дорогих клетках. Ради этих диковинок и прекрасного вида по воскресеньям и праздникам собирается здесь множество народа... Впечатление, производимое домом во время иллюминации,- неописуемо. Эта иллюминация при коронационных торжествах была одной из лучших по всей огромной Москве». Представить Моховую улицу и Пашков дом после завершения его строительства помогает гравюра по рисунку Ж. Делабарта (1795г.)
Так как у супружеской пары Пашковых не было детей, прямых наследников у них не оказалось, и усадьба после кончины ее хозяев досталась двоюродному брату Петра Егоровича- мелкому помещику в Симбирской губернии Александру Ильичу Пашкову. Средств на содержание богатой усадьбы у него не было, и он собирался продать ее. Но помог случай: за Александра Ильича выдал свою вторую дочь золотопромышленник и собственник восьми медеплавильных заводов в Башкирии И. Мясников. Супруги зажили на широкую ногу. В Пашковом доме по любому поводу устраивались балы с фейерверками, на которые приглашалась московская знать.
Во время нашествия Наполеона на Москву Пашков дом сильно пострадал от пожара: был уничтожен завершающий здание деревянный бельведер с его обходной колоннадой, огромная скульптурная группа, размещенная над центральным портиком и герб Пашкова, выгорели все интерьеры, но стены дворца уцелели. Для восстановления сожженной и разрушенной Москвы была организована «Комиссия для строения Москвы». Город разделили на четыре участка, каждый из которых возглавлял архитектор с помощниками. Участок города, на котором находился Пашков дом, возглавил вернувшийся из народного ополчения  архитектор  Осип Иванович Бове (1784-1834), который в дальнейшем станет главным архитектором Москвы и очень многое сделает по осуществлению утвержденного в 1817 году нового генерального плана Москвы. Под его руководством к 1817 году был отреставрирован, но уже без былой роскоши, и частично изменен и Пашков дом. В 1839 году этот дом, пришедший в запустение, был куплен у Пашковых казной для Дворянского университета (пансиона), а с 1852 года в нем начала работать четвертая московская мужская гимназия. Указом императора Александра II в 1861 году Пашков дом преобразован в первый публичный музей Москвы, в который из Санкт-Петербурга перевезли коллекции Румянцевского музея, созданного на основе собраний графа                Н.П. Румянцева. Они включали уникальные собрания рукописей и старопечатных книг, а также этнографические и нумизматические коллекции. В Пашковом доме открылся Румянцевский музей и Публичная библиотека при нем (к 1900 году она насчитывала свыше 700 тысяч книг). В этом первом общедоступном публичном музее Москвы были собраны коллекции живописи, скульптуры, книг, рукописей, монет, был создан этнографический отдел. В 1924 году музей расформировали, разместив его художественные коллекции по разным музеям страны. В Пашковом доме осталась только библиотека, ставшая в 1924 году основой  Российской публичной библиотеки имени                В.И. Ульянова (Ленина), в 1925-1992 годы- Государственной библиотеки СССР имени В.И. Ленина («Ленинка»), получившей с 1992 года название Российской государственной библиотеки- крупнейшей в стране и одной из богатейших в мире. Когда в 1928-1940 годы были построены новые корпуса библиотеки (на углу Моховой и Воздвиженки, по проекту архитекторов В.А. Щуко и В.Г. Гельфрейха), в Пашковом доме остались только фонды отдела редких рукописей.
В середине 1930-х годов при расширении Моховой улицы снесли ограду дворца и вырубили сад, оставив лишь склон, примыкающий к дворцу с этой стороны. А в 1935 году на Моховой улице построили наземный павильон метро «Библиотека им. Ленина». В 1986 году при строительстве  станции метро «Боровицкая» произошла осадка фундамента Пашкова дома. Дворец, у которого потрескались перекрытия, оказался на грани разрушения. Работы по строительству станции метро были временно прекращены. После капитального укрепления фундамента и реставрационных работ здание дворца в 2009 году вступило, наконец, в строй.
        Юрий Жданов                23.06.2009
Рассказ Юрия Жданова "Пашков дом-"Волшебный замок на холме" опубликован:
1. Юрий Жданов. Волшебный замок на холме. Газета "Радость" № 9-10, 2009. Стр. 17-19
2. Юрий Жданов. Волшебный замок на холме. Газета "Радость" № 9-10, 2009. Стр. 17-19 на сайте Центра творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества "Радость" (ЦТРиМЭО "Радость"): www.radost-moscow.ru (В разделе "Газета "Радость")
3. Юрий Жданов. Пашков дом- "Волшебный замок на холме". Альманах "Лауреаты и номинанты "Орбиты". Специальный выпуск Альманаха "Золотые протуберанцы" Литературного объединения "Орбита-1" при ДК МАИ. М. 2010. 482с. Стр. 101-107