Часть10 мытарства восьмидесятых и прочее

Юрий Стеклов 2
В 1973 году, в марте,  мне дали путёвку в санаторий, в Друскининкай. В одну из суббот или в воскресенье, когда нет процедур, я уехала в Жагаре- на место (в городок), где родилась и жила моя мама с родителями, где фашистами, во время войны были убиты мой дедушка Мейер и моя тётя Циля. Дом оказался цел. Там жили люди.
Жагаре- небольшой посёлок на севере Литвы. Много зелени. Когда я вышла из автобуса, я растерялась, не зная, куда идти. У двух парней, лет 20-22х, спросила, где горсовет. Они сказали, что горсовет закрыт, т.к. сегодня выходной. Они познакомили меня со старожилом, литовским евреем, участником Отечественной Войны, который случайно остался жив. Он взял надо мною шефство. Рассказал, что уже через неделю после начала войны немцы заняли Жагаре и уничтожили всех евреев. Он проводил меня на место, где их расстреливали. Там сейчас братская могила. Небольшой памятник. Вокруг посажены серебристые ели.
Литовцы ненавидят российское правительство, русских. Каждый занимается своим частным хозяйством или промыслом. В продовольственных магазинах почти пусто. В 1974г я повторно, во время отпуска, лечилась на курорте в Друскининкай, по поводу хронического энтероколита.
Весной (ещё зимой!) 1974г в Ленинград из Сокола вернулась беременная Лида. 27 Апреля она родила девочку—Аню. А в 1975году в Ленинград вернулся Юра (Я вернулся в Марте 1974г и уже встретил новорождённую дочь ). Он устроился участковым врачом в поликлинику недалеко от дома (ю.с.- не сразу; это ещё долгий рассказ). В Соколе он часто выпивал с сотрудниками по работе (в основном-да). Когда он приехал, то его пристрастие к алкоголю стало очевидным. Уже сформировался алкоголизм.
Лида, после декретного отпуска, устроилась бактериологом на санэпидстанцию. (Неверно. Через свою пациентку я помог ей устроиться в Центральную Лабораторию Городского Противотуберкулёзного Диспансера) (Мля! Сколько тут тяжеловесных названий!). Жили они на улице Губина, вместе с моей мамой, в смежных комнатах. В 1975 (1976)г Инна, в Москве, родила второго сына, Серёжу.
Ежегодно, летом, на даче, жила Инна с Сашей и Серёжей. Во время отпуска жил Юра с Лидой и Аней. Остальную часть лета Аня жила с бабушкой Тоней в Вырице. Оля на даче бывала реже, т.к. её отправляли на лето к бабушке Мелице (?) в Горьковскую область. До замужества Ира и Алла жили на даче, а Инна уезжала с детским садиком, в котором работала. (Для меня это место было значительно важнее с 13 лет, но мать не пишет об этом).
В 1976году Лида заболела туберкулёзом (заразилась на работе; они почти все переболели-ю.с.). В течение 3-х лет она ежегодно лежала в больнице, а затем уезжала в санаторий, в Крым. Юра, во время своего отпуска, ездил к ней в Ялту и Симеиз. Анечка была в специальном санатории в Пушкине и я ездила туда…
В 1976году я оформила пенсию и ушла с работы. Работать мне стало тяжело- появились всякие заболевания. Да и сама работа меня не удовлетворяла. В этом же году мы вместе с Лёвой отдыхали в Друскининкай.
В 1977г Алла закончила ВТУЗ и перешла из цеха в КБ работать инженером на том же заводе. Тогда же она познакомилась с Борей Беренблитом и в 1978г вышла за него замуж. Свадьба была в ресторане. Жить она переехала к родителям мужа. У них была малогабаритная 4-х-комнатная  квартира в Невском районе.
Мы с Лёвой остались вдвоём. Я хотела забрать к нам маму. Однако Лёва был категорически против. Мне было тяжело часто ездить к ней. С Лидой они не ладили. Приходилось мне ежегодно, 3 года подряд, помещать её в пансионат на ст.Репино.
А Алла с мужем поселились у нас в квартире (чтобы я не взяла бабушку) (?). Алла требовала выделить ей однокомнатную квартиру. Ни Лёва, ни Алла обменом нашей квартиры не занимались. Но Алла и Боря жили бесплатно, хотя оба работали. Они создавали такую атмосферу коммуналки, чтобы мне захотелось убежать. Так продолжалось почти 3 года. Я решила развестись с Лёвой, но развод надо было оформлять через суд; предстояла волокита.
Я занялась обменом квартир. Поскольку мама не ладила с Лидой, и они жили в смежных комнатах, я произвела обмен их квартиры на квартиру 32м.кв. в том же районе, с изолированными комнатами.  Маме -12м, Юре с Лидой- 20м, на улице Возрождения д.7
Нашу квартиру-58м, я с большим трудом, в течение 2х лет нервотрёпки и беготни поменяла на квартиру из 3х комнат, 44кв.м., в доме-«корабле», в Выборгском районе и однокомнатную квартиру 18м.кв. в Кировском районе.(кооперативную). Мы с Лёвой оплатили паевой взнос. Алла с Борей переехали. Отношения мои с Аллой были окончательно испорчены….
У неё беременности заканчивались выкидышами, и лишь в 1984г (1 Ноября) она родила сына, Ильюшу. Когда мальчику был годик, они с ним жили на даче.
Итак, все дети выросли, приобрели профессию, заимели семьи. Все обеспечены жильём. Лёва- профессор, главный металлург. А я? Я помогла ему и его детям. Я освободила его от всех домашних забот. Самого основного- любви- не было. Я не чувствовала себя счастливой. Я поняла, что и Лёва меня не любил. Брак со мною был для него очередной деловой сделкой. Он вёл свободный образ жизни, будучи ничем не ограничен. (ю.с.-насколько я помню, эти обвинения преувеличены. Ну, ей виднее). Мои надежды на то, что я создам большую, дружную семью не оправдались. Правда, мы собирались по праздникам, на днях рождения, на даче. Однако, не чувствовалось той тёплой атмосферы любви и доверия, которые должны быть в дружной семье. Я успокаивала себя, что я не одинока. В душе я понимала, что теперь, когда мы остались с Лёвой в квартире, я оказалась одинокой вдвоём.
Мне 60 лет. Надо доживать….
Я поняла, что теряю сына. Он успешно работал уже в больнице, стал хорошим терапевтом. Но он стал алкоголиком. В отличие от пьянства алкоголизм- неизлечимая болезнь. В 1981г Юра и Лида развелись. Лида, как больная туберкулёзом, получила однокомнатную квартиру и переехала туда с Анечкой. Несмотря на официальный развод, Юра жил с ними до 1983г(Точнее, до 10 Сентября 1984г) и перешёл работать в поликлинику кардиологом, недалеко от их дома. По поводу алкоголизма он неоднократно лежал в больницах, в институте Бехтерева. Результат был временный.
В 1984г он окончательно переехал (обратно) на свою квартиру на ул. Маршала Говорова/(Возрождения), где жил с бабушкой (моей мамой). Я 2 раза в неделю приезжала к ним, закупала продукты. Жили мы в разных краях Ленинграда. Я в Выборгском, они-в Кировском. Я хотела забрать маму к себе, но Лёва был категорически против, хотя мы жили вдвоём в трёхкомнатной квартире. Я –пенсионерка. Казалось бы, пора и отдыхать. Мне приходилось жить на 2 семьи. Маме было уже за 80. Я готовила, и убирала у мамы с Юрой. Также, занималась у себя дома и работала на дачном участке.
Восьмидесятые годы были тяжёлыми. В 1981 и 84гг устроила его на лечение в клинику неврозов. Безрезультатно. В 1983г он лежал в на лечении в институте Бехтерева и психиатрической больнице. В 1985г весной, после запоя, у него был острый панкреатит. Лечился в больнице Ленина. Там он познакомился с неким Цингером, который вошёл в доверие к Юре, стал ходить к нему домой. У Юры были книжки Солженицына (не было, разве что, «Иван Денисович» и кой какие тексты-ю.с.), Галича,(и разные другие тексты, больше мои-ю.с.). Цингер «настучал» на Юру в КГБ, сообщил также, что Юра занимается Ивритом (это уже из другой оперы). 13 Января 1986г, когда он шёл в поликлинику на работу, из-за кустов, около поликлиники, вышли двое и посадили его в чёрную волгу, увезли на Литейный проспект, д.4, в УправлениеКГБ. (это уже потом было. Здесь вообще много напутано. Полное изложение тех событий см. на моей странице в сборнике «Воспоминания»). (В тот же день), 13 Января 1986 в его квартире был произведён обыск. Забрали самиздат Галича, Солженицына,письмо Солженицына к Сталину (ю.с. –такого письма вообще в природе не существовало!!?), записные книжки и др. Разрешения на обыск не было (??). Протокол обыска написан безграмотно, неряшливо (он и сейчас есть- копия, так там итак ничего не разобрать, не то, что помещать его в Инет!-ю.с.).
Юра никогда не был антисоветчиком (до 20 лет (=!). Правда, любил поболтать.
После этих событий у него появилось чувство страха. Ему стало казаться, что любая «чёрная волга» во дворе приехала за ним. (или следят; так и следили же!). Появилась мания преследования. В1986г он проходил лечение в психиатрической б-це им. Кащенко(2месяца). Это на Гатчинском направлении. Я туда ездила по впускным дням. А в 1987г он вновь попал в институт Бехтерева, где прошёл курс лечения от алкоголизма.
Восьмидесятые годы- годы отчаяния для меня (наоборот, во 2й половине- одни из лучших лет в моей жизни!!-ю.с. ). С 1980года с нами в квартире жили Алла с Борей (теперь уже Беренблит). Атмосфера была накалена…. Я измучилась, подыскивая обмен квартиры; переживала из-за Юры и мамы(маме шёл 9й десяток), устала от жизни на 2 семьи.
В 1983г пришлось прооперироваться по поводу желчнокаменной болезни. (оперировала Рая Иванова). Оперировали на хирургическом отделении, где я раньше работала.
Как раз после операции мы с Лёвой переехали в Калининский район, на проспект Просвещения. Алла получила однокомнатную квартиру в Кировском районе. Все вещи паковала я. Измучилась ужасно. В восьмидесятые годы я очень переживала за Юру, моталась по больницам, где ему приходилось лежать. Я надеялась, что он сможет справиться с алкоголизмом, но я ошибалась. Мои отношения с Аллой и Борей были нарушены. В 1984г она, наконец, родила сыны, Илюшу. (ю.с.-здесь повторения-см.выше). А в 1985гони произвели обмен и переехали в 3-х-комнатную квартиру.
В конце восьмидесятых брат Бори Баренблит уехал с семьёй в Америку. Родители Бори и Алла с Борей стали хлопотать о статусе беженцев.
Ещё в 1978году Юра разыскал в Израиле дядю Вульфа (Вилли). Переписывался с ним (сначала- на другие адреса-ю.с.). В 1983г дядя Вилли прислал ему вызов на постоянное жительство. Однако тогда Юра не решился ехать. В 1989г дядя Вилли прислал гостевой вызов мне. Но я поехать не могла, т.к. маме уже было около 90 лет, и её нельзя было оставить. Тогда Вилли прислал гостевой вызов Юре, и он съездил в Израиль с 26.09 до15.10.(Примерно). Лёва уехал в командировку, и я забрала маму к себе; т.е. поставила его перед фактом. Мама не могла оставаться в своей квартире одна в 90 лет!                Продолжение следует.
Здесь замкнулся первый круг жизни. Мне надо ещё разыскать среди тетрадей соответствующую.