о Льве Толстом

Маргарита Школьниксон-Смишко
из переписки Розы Люксембург с Костей Цеткиным, непосредственно в связи со смертью Льва Толстого

Между 22. и 24.11.1910

„Я рада, что старик умер и больше нельзя его как-то оскорбить. Я его очень люблю. Ты читал в «Берлинском Тагесблатт» статью Вольфа? А эта ничтожная  «Вперёд» только три строчки поместила и больше ничего!
Эти наследники классической немецкой философии, действительно, не имеют ничего общего с культурой.»

25.11.1910

«Ты замечаешь настроение в России вокруг смерти Толстого? Я чую штурмовой поток в воздухе. «

3011.1910

«Дуду, дорогуля, вчера у меня был доклад о Толстом в школе. Потом  дискуссия, продлившаяся до полуночи, домой пришла в час и сегодня чувствую себя разбитой. Ханнес там тоже присутствовал.
Сегодня случайно заговорила с Корном* о том, не поместить ли в «Рабочей молодёжи» что-либо о Толстом. Он сказал «нет», он не любит такие статьи по праздникам или по случаю. Я ответила, что это не «случай», а обязанность перед молодёжью, познакомить их с Толстым.  Как раз этого он и не хотел, считает, что нельзя молодёжи советовать «Анну Каренину», потому что там слишком много «любви». А когда я от злости стукнула по столу и сказала, что такие взгляды меня у кулаков не удивляют, но у людей, считающих себя специалистами в «культуре»  и «искусстве» они непростительны, он ответил: Толстой с культурой и искусством не имеют между собой ничего общего. Как тут не взорваться? Один его вид с красной деревянной рожей в толстом пальто на коротких ножках, как уличный писуар. Проклятый народ кулаков, эти «наследники классической философии»! И Вендель** выразился во во Франкфуртовском «Народном голосе» в статье о Толстом в том смысле: молодая шлюха — старый ханжа...Ах, как мне здесь бывает порой тяжко и больше всего хочется прочь из Германии. В какой-либо сибирской деревне почувствуешь больше человечности чем среди немецких социал-демократов...
Ты хотя бы немного доволен моей статьёй***? Жаль, вчера во время доклада я поняла, что можно было добавить в статью некоторые мысли из доклада, хотя размер статьи, пожалуй, бы не позволил.» 

*Корн — социал-демократ, с 1907 года член центрального комитета образования при социал-демократической партии Германии, с 1909 года редактор газеты «Рабочая молодёжь»

** Вендель — писатель, социал-демократ, редактор  «Народного голоса» во Франкфурте на Майне

*** Роза написала для «Равенства» (Nr. 5 декабрь 1910) статью о Льве Толстом