Еврейский след в мусульманской архитектуре

Влад Ривлин
Биография Бен-Циона Гини, уроженца Измира, с 1910 по 1917 годы занимавшего ответственный и почётный пост инженера города в Яффо, а затем – в Иерусалиме, заставляет по-новому взглянуть на отношение Османской империи к еврейскому анклаву Палестины в канун Первой мировой войны.

Дело в том, что Бен-Цион Гини, инженер-строитель по образованию (это было его второе образование, первое – инженер-механик. Гини был человеком весьма разносторонним и не просто разбирался, а был специалистом во многих областях: от электричества до альтернативной медицины, по которой он публиковал статьи и книги.) проектировал не только дома, дороги, канализационную систему и освещение в важнейших городах Палестины, но также был именно тем архитектором, по проекту которого была построена мечеть Хасана Бека на границе между Тель-Авивом и Яффо.

По одной из версий, эта мечеть была задумана военным комендантом Яффо, Хасаном Беком, именно с тем, чтобы стать барьером – духовным и вполне материальным – на пути еврейской строительной экспансии, надвигавшейся на арабские кварталы Яффо из Тель-Авива.

Наверное, Хасан Бек, человек решительный и категоричный, мог бы пригласить для проектирования мечети мусульман из числа арабов или турок. Можно, конечно, выдвинуть в качестве версии предположение о том, что среди мусульманского населения Палестины в то время не было в достаточном количестве или не было вовсе архитекторов и инженеров. Но это не так, совсем не так... Например, ещё в начале двадцатого столетия Беер-Шеву, город, ставший с момента своего основания административным центром для местного бедуинского населения, проектировали, наряду с архитектором-австрийцем, инженеры из числа палестинских арабов, изучавшие строительство и архитектуру в Германии и Австрии (Кстати, Бен-Цион Гини изучал механику и строительство во Франции). В общем, выбор у Хасана Бека наверняка был. И, тем не менее, проектирование мечети он поручил именно Бен-Циону Гини.
И именно этому человеку, доверил в 1917 году губернатор Иерусалима Хуссейн аль-Хуссейни должность инженера города. Есть такое выражение: «ливрейные евреи» – т.е. евреи, в силу своих знаний, способностей, связей и пр. полезные власти; евреи, от услуг которых власть не может отказаться, какой бы юдофобской она ни была. Но дело ещё и в том, что Гини с юности был связан с Alliance Isra;lite Universelle – еврейской просветительской организацией, созданной во Франции ещё в 1860 году, за два десятилетия до появления первых сионистских организаций. Именно эта организация отправила Гини во Францию изучать инженерное дело. Альянс, как сокращённо называлась эта организация, открыла, при поддержке властей Османской империи, семьдесят своих учреждений только лишь в Палестине, в том числе сельскохозяйственную школу «Микве Исраэль». А были ещё отделения и школы этой организации в Марокко, Тунисе, Ливии. Власти Османской империи, предпринимавшие лихорадочные усилия по модернизации страны в начале прошлого века и особенно в преддверие Первой мировой войны были рады всему, что помогало в осуществлении этих целей, а образование как ничто другое в первую очередь способствует развитию страны.

Наверное, следует отметить и такой важный, на мой взгляд, исторический факт, как участие Османской империи в судьбе еврейства после изгнания евреев из Испании. Страной, которая приютила тогда еврейских беженцев, была именно Османская империя. Кстати, эта традиция сохранилась и в годы Второй мировой войны, когда Турция приняла на своей территории сто тысяч еврейских беженцев с Балкан и даже пошла на дипломатический конфликт с вишистской Францией, вплоть до разрыва дипломатических отношений, требуя не отправлять находившихся на территории Франции евреев в лагеря смерти. А вот с сионистами у властей Османской империи отношения сразу как-то не заладились. Но это вполне логично, поскольку в сионистах, боровшихся за создание независимого еврейского государства в Палестине и искавших союзников на стороне, прежде всего в Великобритании, турецкие власти видели сепаратистов. К тому же, еврейский национализм в Палестине того времени подогревал национализм арабский, формируя самосознание палестинских арабов.

Особое значение в этом процессе принадлежало сионистскому принципу колонизации: «Только для евреев», получившему своё выражение в лозунге «Еврейская работа – авода иври». Смысл этого лозунга заключался в том, что евреи должны сами работать на земле, сами всё строить, сами всё производить. Звучит замечательно, но арабы в Палестине изначально составляли большинство, причём абсолютное. Что будет с местными земледельцами-арабами, общинные земли и участки которых продавали еврейским колонистам шейхи и коррумпированные общественники из числа сельской общины, сионистов не волновало: они изначально рассматривали эту страну как пустыню, которую следует возродить. Подобный подход выражался в лозунге: «Народу без земли – земля без народа». Но проблема была именно в том, что другой народ уже жил на этой земле.

Конечно, утверждать, что современный Израиль целиком построен на земле арабских земледельцев, было бы неверно: усилиями еврейских колонистов были высушены многочисленные болота, застроены ранее пустынные земли и просто пески. Нередко эту работу делали местные арабы, которых, в отличие от левых сионистов, еврейские предприниматели, да и не только еврейские, брали на работу охотнее, чем своих единоверцев. Ответить, почему, не сложно: арабы готовы были работать за меньшую плату и без социальных условий. Но это всё материал для отдельной статьи или даже монографии.

Суть же заключается в том, что власти Османской империи надеялись первоначально, что еврейская иммиграция будет способствовать развитию страны. Отчасти это так и было. С другой стороны, сионистское движение преследовало свои узкие национальные интересы и думало о развитии страны, постольку, поскольку это соответствовало её амбициям по поводу национального государства. Получалось не всегда то, о чём мечталось. Пиком враждебности в отношениях между властями Османской империи в Палестине и сионистскими организациями здесь была история с НИЛИ (Нецах Истаэль ло Ишакэр – Бог Израиля не выдаст, дословно – не обманет), шпионской сетью, созданной еврейскими колонистами и действовавшей против турок в пользу англичан во время Первой мировой войны. В современной сионистской и израильской традиции участников этой группы представляют как отважных героев, боровшихся за свободу Израиля. Позволю себе высказать отличное мнение: еврейскому анклаву чрезвычайно повезло в том, что он не повторил судьбу армян в Турции. Власти империи, очень открытые к любой инициативе, служившей пользе или выгоде как правителей, так и империи в целом, за сепаратизм карали крайне жестоко. И самый страшный пример этой жестокости: Геноцид армян.

Благодаря НИЛИ, у евреев Палестины были все шансы разделить судьбу армян. Ведь именно с таких вот шпионских скандалов начинаются широкомасштабные компании.

Во многом Геноцид армян предотвратил аналогичную трагедию для евреев. В 1917 году поражение Османской империи было уже очевидным, и туркам, видимо,  не хотелось нести ответственность за ещё один геноцид – они явно были напуганы тем резонансом, который произвела резня армян. К тому же, и арабы также переметнулись на сторону англичан, поскольку, как и евреи, желали иметь своё независимое государство в Палестине. Да и силы у турецкой армии были уже не те. В результате, турецкие власти ограничились тем, что выселили евреев Тель-Авива из своих домов.

А что касается Бен-Циона Гини, то он исполнял свои обязанности в качестве инженера Иерусалима до самого изгнания турок из Палестины. До этого момента он успел спроектировать в городе систему канализации, освещения и строительства современных дорог. Также, наряду с проектировкой домов в Тель-Авиве и Яффо, Гини является автором проекта муниципалитета города Газа – того самого, столицы многострадального сектора Газа.