Роберт Янг - Все развалится и это хорошо

Виктор Постников
Planet Drum,
Spring 2014

Тридцать четыре года назад  Фонд Planеt Drum  опубликовал небольшую книгу Майкла Цверина "Записки о деволюции".  Во введении к книге, Питер Берг написал: «Новые страны пробиваются через скорлупу старых наций-государств»  Хотя мало кто в то время осознавал данное движение, Питер предсказывал: «В конце концов, деволюция выйдет на первые полосы центральных газет в больших нациях-государствах».   Так и вышло. От Шотландии до Украины, от Тироля до Каталонии, от Венеции до Фландрии, движения за независимость окрепли настолько, что заставили пошатнуться Европейский Союз, а в случае с Украиной, привели к напряженности в отношениях сверхдержав.

В Европе и в других местах, жесткие меры экономии подстегнули желание многих наций  к отделению. Для Берга и других проблема глубже:  существуют нации,  оккупированные государствами.  «Нации, - пишет Цверин, - это социальные, экономические и географические органические целые, с общей историей, языком и традициями.»  Поэтому они составляют «природные географические и культурные сущности». Государства, которые оккупируют их, доказывает Берг,  «это искусственные политические объединения, созданные…ударами меча».

Нации – это местности, с глубокой историей, ищущие самобытности в глобализованной, хищнической мировой экономике.  Мы все в какой-то мере колонизированы этой системой. Поэтому Берг пишет: «Разве их борьба – не наша борьба?  И  дальше: Может ли деволюция быть революцией ? Будут ли новые страны примыкать к левым или к правым кругам, или будут искать  новое направление ?  Будут ли они узко-традиционными или  предложат миру новое культурное разнообразие ?»
    
Попытаемся ответить на эти вопросы, исследуя эти движения за отсоединение и наши собственные представления.  «Стремление оставаться другими», и биорегиональные устремления в целом,  должны быть путеводной звездой для расширения человеческой и экологической свободы, свободы, разрушающей барьеры между человечеством и остальной природой. Национальное самоопределение не имеет большой ценности, если в ее основании стоят расизм, ксенофобия или экологическая эксплуатация. Независимость без справедливости - это не победа.
 
Империи, писал Бернар ДеВото, редко побеждаются; они  умирают и распадаются,  вначале уходят провинции на периферии. Американская революция и революции по всей Южной Америке, Африке и Азии шли по этому пути, и в результате появились новые политические теории, структуры, правительства и культурные образования, переопределив наше понимание человечества  и его место во вселенной.

По всей видимости Цверин и Берг правы в отношении судьбы империй: новые прорвавшиеся к независимости нации и провинции утверждают  свое уникальное право на существование, самовыражение и выживание. В этом процессе, они также могут переопределить смысл политики и культуры, придав им новую глубину.

Тем не менее, дистанция между утверждением национальных прав и выживанием существенна.  Директор банка Англии предупредил Шотландию о плачевных финансовых следствиях в случае успешного голосования о независимости.  Для того, чтобы Шотландия удержала глобальную твердую валюту,  шотландцы должны будут «поступиться некоторой долей своего суверенитета».  Президент Европейского Союза Хосе Мануэль Барозо заявил, что «будет чрезвычайно трудно, если не невозможно» принять независимую Шотландию в Европейский Союз.  На востоке Россия в результате вооруженного вторжения отвоевала у Украины Крымский полуостров,  повторив свое успешное вторжение в 2008 г. в еще одну бывшую советскую провинцию, Грузию, и возвратив в сферу своего влияния часть ее территории.

Как показывают эти примеры, путь к региональному самоопределению тяжелый.  На пути стоят монетарные, военные и политические  институты.  Империи не так-то просто уходят в небытие.  И все же, это сопротивление не ослабит стремление регионов искать свой путь.  История изобилует примерами, когда небольшие нации в результате упорной борьбы успешно отделялись от  более крупных, выходя из их подчинения. Этому помогали сильное чувство географии и солидарность, а также объединяющая культура и классы.

Поддержка социального и экологического характера в этих движениях – важная задача биорегионального проекта.  Политическая деволюция должна вести к социальной и культурной эволюции, помогая человечеству идти к большей свободе для исследования  себя и своих культурных и экологических путей.  Если эта цель достигается, тогда, в самом деле, это и наша борьба.

Роберт Янг,  Техасский университет, г. Остин.
Planet Drum,
Spring 2014

Печатается с разрешения издателя.


[Комментарий ВП. Ирония в том, что некоторые республики бывшего Советского Союза ведут себя по отношению к другим нациям на своей территории как их бывший "хозяин". Плохая наследственность прослеживается в Украине, Грузии, Молдове и др. республиках]