Наследие

Владимир Конюков
НАСЛЕДИЕ

К 70 – летию Победы!

Кумиры  ХХ  века.



«Когда толпа вокруг кумирам рукоплещет,
Свергает одного, другого создаёт…

Толпа кричит -…
Толпа зовёт - …»                Александр Блок.
      
       Пять моих произведений о кумирах ХХ века!  Люди, с  которыми  я встречался. Здоровался кивком головы, на  расстоянии, за руку. Разговаривал, беседовал.
Обыкновенные, простые. Стали гениальными, знаменитыми или уже были.
       По непонятным причинам, я только в 2012 году начал интересоваться Интернетом. Первое необычное, что пишут о Высоцком, по прошествии 32 лет, как его не стало. 2014г., вот уже 34 года…
Резко, бросающиеся в глаза мнения людей тех лет и нынешних, нередко одних и тех же лиц.
      
       Что про него говорили тогда в Одессе,  в 80 – х,  а в наш город, как известно, стекалась информация со всего Союза. Аккумулировалась, снабжалась заверением, что это точно из Одессы. Как «мокрая» печать на любые слухи. Далее разносилась до Воркуты, Магадана. 
       Я понял, что мне надо поприсутствовать в этом интересном деле на страницах ПРОЗА. РУ.
       Что – то на СТИХИ. РУ. Например, истории песен Высоцкого «Братские могилы», «Нейтральная полоса», другие будущие публикации. Услышать отклик, мнение…
       Всем благодарен и прошу прощения, что сам не участвую в полемиках.
      
       В 80 – х годах был небольшой опыт, помогал и участвовал в подготовке публикаций чисто из энтузиазма.  Вдохновителем был Леонид Алексеевич Филатов. У него был интерес в нашем городе на протяжении всех 80 – х.  Он собирал материал на книгу, так он говорил. Организовал сбор информации со всех киностудий Запада и Юга. Был весь в делах, заботах, съёмках в кино.
Говорил, на театр времени не хватает,…  чтобы не спрашивали, отвязались. Сейчас известно, его театр 80 – х …, разный…,  не хотел говорить, избегал. Впрочем, о кино…, надо очень попросить, нет настроения или ещё что ни будь. 
О своём участии издалека, с философскими рассуждениями.   
      
       Появлялся редко, внезапно, малоузнаваемо.  Исчезал. На ходу  успевали догонять вопросами.  Но и было время в спокойной обстановке.  Доставали за участие нас в его интересах, в ожидании транспорта или ему нужного человека, другие причины.
       Я был недалеко от его интересов. Общались… Рассказал , как ходил на Высоцкого в театр. Ездил с ним в машине по Москве… Делал пометки в блокнот.
       Мы называли его по имени отчеству. Он, по – разному.
Помогали. Помогал и я. 
Было не трудно, не обременительно помочь такому известному человеку.
      
       На «Книжке» города  молва, слухи о самиздате с  французского о Высоцком. 
С оригинала, что потом перевод на русский…, сократили, убрали…
       Жена о муже, именно на этом ударение, упор, заострить внимание поначалу.  Потом уже содержание книги.
       Смущало обнародование о присуждении звания Заслуженного и Госпремии. Всё одно за другим, с разницей…, «на прямую видимость». И всё о нём.
Опять слухи, молва.
      
       Филатов хотел начать свои публикации. О чём? К сожалению не знаю.
Может быть с того, что вошло позднее в знаменитый сериал «Чтобы помнили». В то время его активная работа с киностудиями. С большим интересом ездил по одесским кладбищам. Даже образовалась группа энтузиастов и редакционная группа. Искали места захоронений артистов театров, думаю, со времени  образования города.  Кино, с начала образования синематографа. Упорно искали могилу Веры Холодной. Записывал. Ходил довольным, умиротворённым. Были результаты. Немного делился, когда – то что – то придумает…

       Готовил отдельно тему о встречах в Одессе с народом, в том числе с пограничниками. Говорил о пребывании, работе Высоцкого в нашем городе. Встречался с людьми, записывал, нас просил…
       Жалею, относился к этому прохладно, своих забот хватало. Обрывки встреч, разговоры. Много одного и того же, гулянки, гитара, песни, женщины. Восхищение… Последствия. Мужской трёп -  рассказ, приключения на свою… Обязательно количество выпитого… Ящиками… 

       Филатова «захватила» тема «Высоцкий и Армия, военные песни», «Высоцкий, но другой», (до появления самиздата Влади).
       Почему другой? Потому что к 1985г. ненавязчиво началось искажение, навязывалась молва о чуть ли не Пугачёве 20 века. Следствие этой самой идеологической войны. Борцы ПРОТИВ,  внутри страны.

«Он не был святым, не был тем бунтарём с горящими глазами, образ которого нам навязывают… Его не надо  ИДЕАЛИЗИРОВАТЬ…» КП, 2010г.
Об этом и раньше говорила Марина Влади. Говорили здравомыслящие друзья.

       Стремление Леонида Алексеевича плавно сошло на НЕТ. Мягко сказано, как отрубило! После самиздата книги Марины Влади. Цитаты читали, шушукались. Хотя книжники знали до того.
В начале 80 – х россказней хватало о том, что  было в 60-х, в 70-х…

       Высоцкий жил в Одессе. Приезжал на съёмки. Приезжал просто так.
И отдохнуть, погулять. Официальные выступления, концерты. А сколько в компаниях!
       Одесса город военных моряков и моряков гражданского флота. Моряков – пограничников и сухопутных. Военные училища, лётные подразделения.
Военные ветераны. Военные песни Высоцкого.
      
       Компании, времяпрепровождение. Кто с кем водился, интересовало…, даже с женщинами, лишь бы не попадались.  А вот выпивки тщательно скрывали, могли «вылететь» со службы. Сколько утеряно свидетельств…
       К Филатову чуть ли не записывались на приём… Ему одному, по секрету… Всё у него осталось там…,
в его записных книжках. Его метках, которые только он понимал.

       Союзные сплетни… Скандальность Высоцкого преследовала. Живы были свидетели и кто с ним был, а вслед за этим шлейф слухов, молвы.  Преувеличение, откровенное сочинительство.
       Вдруг все стали друзьями. Собутыльниками. «Вместе пели, пили», или «пили, пели»,  одновременно упали. Вместе опохмелялись.
Так убедительно доказывали, что отголоски до сих пор.
      
       «Давно уже замечено, что когда умирает известный человек, то число его «посмертных друзей» сразу начинает быстро расти…»
Р.Рождественский. «Нерв», 1982г.
 
       Ещё не в полной мере понимали его значимость для страны. Приукрашивали, врали не с какой – то определённой целью. А то, что был на виду, для значительной части  ИДОЛ, ничего не боящийся.
       При деньгах, иностранных авто, бабах. Стильный, западный. Советский рокер. Взахлёб рассказывали похождения, загулы. Ну, очень похож, на рок – идола «дикого» Запада.   
      
       Анекдот, не понять. Свои или чужие машины в авариях, а у него ни одной царапины. Правда, были устойчивые слухи в среде военных. Не раз лечился в военных госпиталях.
       Да даже не это, концерты давал врачам, обслуге, на которые съезжались…
Из под белых халатов  сверкали красивые лампасы…

       А чего стоят рассказы  сибирских похождений… Плёнки, вот – вот записали, чуть ли не в зоне, вчера был или сидел в Краснокаменске…
Давал концерт. Жаль тебя не было… Да точно, клялись, божились.

       Одесса знала многое разное, правду с юморным подтекстом, то есть похоже на правду.  И не такое громкое или очень громкое. По секрету, тебе одному – о чём знал весь Союз.    

       После присвоения звания Заслуженного артиста, присуждения Госпремии, волна памяти, подъём воспоминаний.
       «Нерв», сборник 1982 года появился (подделок…, ух!). Сборники самиздата. Перезаписи кассет на прилавках «Книжки», по портфелям «распространителей». Народ обсуждает, к 50- летию! 1988г.

       Л.ФИЛАТОВ участвовал в ходатайстве, он в Одессе говорил.
Посмертном признании заслуг на государственном уровне. И…, я уверен, он «опустил» руки. Узнал о скором  выходе в печать книги Влади. В редакции, которой не предполагал, не мог даже подумать.
       Он готовил другое. Хотел рассказать о друге. Многое знал. К 1986г. был известен архив, большая часть собрана произведений.
      
       Ещё тогда возникал вопрос, интервью семьи, друзей, да и заявления самой Влади при разборе архива.
       Известны популярные песни, часть (например, стихи не знали). И было любопытство, что остальное, по слухам много большее? Где и когда создавал, если даже близкие, родные не знали.
Постепенно становилось понятно, какое НАСЛЕДИЕ  оставил.

       Совместная работа в театре Высоцкого и Филатова.
Не секрет, Филатов его в театре прикрывал. Помогали друг другу.
С середины 70 – х, сдружились, хотя и говорил, близкими друзьями не были.
       Он хотел начать с чего – то в Одессе. Возможно с вступления, громко оповестить, чтобы каждый услышал.  Признания заслуг Владимира Семёновича Высоцкого государством, Советским Союзом! Государственная премия, в том числе и за авторские песни. О которых, 
ОН говорил вслух и всем: «Мне есть, что сказать и спеть  ЗА, но есть и  ПРОТИВ!»

       В одно время книга воспоминаний Влади во Франции?!
Объявленная Перестройка в СССР и  ГЛАСНОСТЬ. Всё настойчивей, свобода слова. Не совсем, но что думаю, пока не всё говорю…
       Демократия, гласность в ЛИЧНОМ, как во Франции. Например, книга о Высоцком. О русском, не своём… Капиталисты о советском. На дворе «холодная» война. Шуму было много.

       На юбилее, 50 лет Владимиру Семёновичу,  Марина Влади, гражданка Франции, вдова Высоцкого, была в центре внимания.
Все приглашённые  были советские… Ещё был Советский Союз.

       Леонид Алексеевич пообещал когда – то рассказать об этом событии… 
Так и не поделился впечатлениями. Не получилось…
       А потом всё чаще, о книге Влади, слухи, молва была… Откуда?  Не понятно. Пусть будут её воспоминания, как основа.
       А дальше..., началось дружное  биографияписание. Писали, вспоминали, добавляли и ссылались на неё.

       В 2012 году награждена РФ престижной медалью А.С. Пушкина за «Большой вклад в развитие культурных связей с Российской Федерацией…»                Заслуженно, за  НАСЛЕДИЕ!


       О чём пишу, называю, забытый материал из 80 – 90х.
Почти затерявшийся литературный опыт тогда, на уровне подборки интересного материала для Филатова. Сейчас, конечно же, не писатель, но я должен поделиться тем, что было давно, аж в 20 веке!
Иногда чувство, что – то ещё надо сделать важное…, не забыть.

       Всё о чём вспоминаю, правильно назвать, наверное, МЕМУАРАМИ.
Повесть, рассказ, очерк, статья, всё – мемуары. Всё связано со мной, с моим участием и от моего имени. Мнения, события, впечатления людей, с кем встречался, выводы мои и только мои. Я их считаю справедливыми. А главное, мне  ПОВЕЗЛО видеть  ЖИВЫМИ  этих людей!
       ОНИ  ОСТАВИЛИ  СВОЙ   СЛЕД  НА  ЗЕМЛЕ!

Пять произведений.

       Первое, «ПАМЯТИ  ПАХОМЕНКО  МАРИИ  ЛЕОНИДОВНЫ».
Благодаря радио и грампластинкам она была очень популярна за границей. Тексты песен в сочетании с голосом вызывали сильнейшую ностальгию у русских, проживающих граждан за границей. Её слушали аборигены стран и они понимали текст песен по необыкновенному голосу, силу его воздействия.
       Её называли «Нежная Маша»  в  печати, ТВ, радио. С акцентом, по – русски, мило картавя слова.
Вторили советские СМИ, «Наша нежная Маша».
 
       Русская, русая толстенная коса сводила с ума мужчин всего мира,  женщин, от зависти!

       В вагоне поезда «Будапешт – Москва» я её увидел. Прекрасную, притягательную. В то время было всё намного проще. Знаменитая, очень известная и без охраны… Звезда! Одна…
       Образно, к тому времени, все мужчины  «были у неё в ногах…»
Старше меня на 10 лет, выглядела на 5 моложе. В силу технической заминки  моя задача по службе была выполнена. Важность осталась, смотрелся лет на 5 старше.     30 – летние…, разговаривали, как одногодки, просто, весело.
       Порыв жаркого дуновения воздуха в окно… тронул причёску по – домашнему.  Кивком встряхнула копну волос на голове, они стали распадаться. Я непроизвольно придержал. Она непринуждённо водрузила их на место. Мы продолжили беседу.

       16 октября 1962 года по радио, страна услышала позывные р/с «Юность». Одним из первых авторов передач был Юрий Визбор. Молодость, молодёжные передачи, песни. Гитара, походы, костры. Комсомольский задор, призыв – найти себя. Всё новое в песнях. Старшее поколение помнит, 
«Главное, ребята, сердцем не стареть», «ЛЭП – 500», «Едут новосёлы», «Песня остаётся с человеком», «Мальчишки», «По Ангаре».
Их было много. Ждали время выхода в эфир, позывные и … романтика, мечты…

       В 1964 году р/с «Юность» организовала конкурс на лучшую песню в эфире. Победила песня «Опять плывут куда – то корабли» в исполнении Марии Пахоменко. Уже звучала по радио её песня «Качает, качает».
       Она стала  ЗНАМЕНИТОЙ!
В концертах по заявкам обязательно. Заявок на р/с столько, что каждый раз объявляли, - по многочисленным.

       В 1968 году, удостоена «Большого приза» конкурса МИДЕМ во Франции, «Нефритовая пластинка». За рекордные тиражи грампластинок с её записями, свыше 2,5 млн. штук!
       В 1971 году, первая в СССР, завоевала Гран – при, на конкурсе «Золотой Орфей» в Болгарии.
       В 1972 году, «Золотая пластинка» в Каннах.
В 1976 году, присвоено звание Заслуженной артистки РСФСР.
Множество других наград.

       На эстраде одновременно блистала с Эдитой Пьехой, одногодки, обе ленинградки.
       В 1970 году, Эдита Пьеха удостаивается также Приза «Нефритовая пластинка» за тиражи грампластинок с её записями свыше 2, 5 млн. штук!
       Пластинки обеих, миллионными тиражами, выходят в течении десятков лет. Они вдвоём ощутимо пополняли бюджет страны. Страна ими гордилась, восхищалась. Ленинград  им поклонялся! К тому же, город имел отдельную,  ИМЕННУЮ, существенную  графу доходов.
       Проценты от их двоих в городской бюджет! Десятки миллионов рублей!
В 1998 году, Мария Пахоменко, стала Народной артисткой РФ!


       Второй  рассказ «МИЛОСЕРДИЕ».

Гердт Зиновий Ефимович. Человек, с которым интересно было разговаривать. Вставлял в разговор шутки, прибаутки, обороты и манеру речи старого дворового неповторимого одесского языка.
       Анекдот или нет, правда или вымысел, что с ним происходило. Смех, простота. Жизнерадостность. Часто был в городе, свой на Одесской киностудии. Где он, толпа народа. Общительный,  НАРОДНЫЙ!

       Артист по природе. В самодеятельности заметили сразу. Театр и вскоре война, пошёл добровольцем на фронт. Офицерские курсы и до командира сапёрной роты. Старший лейтенант. Тяжёлое ранение в левую ногу.
       Война для него закончилась.   Боевой Орден Красной звезды и одиннадцать операций, в результате нога стала короче на 8 см.
       Рассказывал, как удлинял, что придумывал для этого. Заядлый автомобилист, приспособления на педаль.
       Не заморачивался на том, что не такой, на одну ногу короткий перед женщинами. Со своим характером весельчака и выдумщика имел немалый успех.

       В компаниях свой, балагур и отменный рассказчик. Крепок на выпивку к месту и в меру.  Контактный.
       Почти 80 эпизодических ролей в фильмах и все с успехом. Театр, ТВ. Концерты. Телеведущий.
       Мастер дубляжа, озвучивания фильмов, мультфильмов. Множество! Заслуженный артист РСФСР, Народный.
       Народный артист СССР!
Призы и награды за войну – фронтовик, за труд. Свои дела на радость людям.

       Главное в его жизни, Кукольный театр Сергея Образцова. 
Рекорд, внесённый в Книгу рекордов Гиннеса! 10 млн. зрителей и 90 стран мира! Объездил весь Свет!
       36 лет работы только в этом театре и незабываемый персонаж  КОНФЕРАНСЬЕ, его голос – озвучивание,  в спектакле кукол «Необыкновенный концерт».
       «Умирали» от смеха в стране, за рубежом дети и взрослые. Билеты раскупали везде заранее, за месяцы.
       За границей очереди. Претензии в МИД о продлении гастролей. Ажиотаж, СЛАВА! Театр «гремел» на всех континентах.

       В стране пребывания, показ спектакля, текст, реплики на языке страны. По согласованию с организаторами добавляли актуальные темы жизни страны, города, где выступали. Ситуации, высмеявающие  повседневность. Получалось действо, от которого зал «катался» от хохота.
       Голосом конферансье  был Зиновий Ефимович.
Когда он рассказывал, как учил «вражеские» языки, «катались» от смеха советские слушатели.

       Время  «холодной» войны. СМИ Запада, как только не представляли Советский Союз. Особенно в карикатурах своих изданий.
       Самое распространённое, медведь в разных ситуациях, обстановке. Обязательно с бутылкой водки и с гармошкой, балалайкой. За кушаком пару ракет. Самый безобидный рисунок.
       СССР не отставал. Мастерство художников журнала «Крокодил» было популярным и на Западе. Особенно в Европе. Дядя Сэм с пузом, в звёздно – полосатых шортах и верхом на ядерной ракете. Она раздувается… Смеялась  вся Европа.
   
       Театр со своей программой представлял мирную страну. Мирные русские, весёлые артисты делали дело, заменяющее  ПУШКИ! Много пушек.
       Была идеологическая война. Представляя страну, привлекали жителей стран изменить мнение. Своим выступлением показать культуру. Привлечь, заинтересовать Запад.
       Гердт Зиновий Ефимович работал на благо, во благо.
После смерти память, ему с благодарностью!
       Прожил 80 лет!  Фронтовик, «… весь перебитый, но живой».

«Не плачьте вслед, во имя Милосердия!»
Слова  мальчика, а он ему пел о  ВОЙНЕ.  Это был В. Высоцкий.


       Третий рассказ в рассказе, «Что такое память? Гагарин, Высоцкий… Филатов».

Живым, вживую, ЮРИЯ  АЛЕКСЕЕВИЧА  ГАГАРИНА  не удалось повидать.
       В Пограничном училище, в 1966, в 1967 году, мы, курсанты, просили командование училища  организовать встречу. Была идея встречи двух учебных заведений, совместно нашего Пограничного и общевойскового, имени Верховного Совета РСФСР. Не случилось. Перенесли на 1968 год.
       В марте он разбился.               
Достояние  Человечества, гордость Вселенной!

«Впервые вылетев на орбиту, Гагарин нарушил все границы и таможни, чем вызвал лишь общий восторг».   Павел Шарпп.

      
       ВЛАДИМИР  СЕМЁНОВИЧ  ВЫСОЦКИЙ.
Заслуженный артист РСФСР (посмертно). Лауреат Государственной премии СССР (посмертно), за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен.
       В том числе за исполнение песен!
Советский Союз – ЕМУ, где есть тексты против!

       Я был в театре на Таганке, видел спектакль «Павшие и живые», где он играл. Фотографировать с фотовспышкой не разрешали, специально купил высокочувствительную фотоплёнку на второй раз. И, не повезло,  он не играл.   Было и третье посещение…

       Повезло случайно, неожиданно проехать на автомобиле «Волга ГАЗ – 21» по Москве, где и он находился.
       Я на переднем сиденье, он сзади с офицером. Водитель резко затормозил и он мне коленями в спину.
       Через спинку сиденья…
Его комментарий,  хлёсткий, как удар плёткой!

       По стечению обстоятельств находился в обществе известных людей.
Они решали свои вопросы. Водитель, я солдат – курсант на подхвате, помочь…
       Он с ними тоже случайно.
Спросил, сказал  ВСЕГО  ОДНУ  фразу ему: «А я вас в театре видел…»
       Взрослый парень, ещё не мужик. Мне было 20, ему 29. Выглядел немного старше своего возраста. Не пел, не играл, хотя просили. Сослался на усталость, большое выступление перед этим.
      
       Его реплики,… рассказывали анекдоты… Хохот… Голоса грохотали!
В меру выпивали… Они. Нам нельзя.
       Потом, поздним вечером опять ехали по улицам, дворам Москвы.
Шёл дождь. Водитель остановил машину, вышли. Выгрузились, офицер предложил Высоцкому свой  плащ – болонья. Он с гитарой, завёрнутой в куртку, впереди.   Подполковник с рюкзаком немного сзади.
       Водитель произнёс со знанием дела, может самому себе: «Пить пошли».
В то время водители начальников знали всё и обо всём…

       В середине 70 – х держал в руках регистрационный талон.
Заполнялся при пересечении границы от руки, Высоцкий Владимир Семёнович.
Увидеться не удалось, занят был.

       Зная мои вкусы, голос Высоцкого на магнитофоне. 
Однажды, а я не придал особого значения сообщению моего отца.
В гостях у него был его брат с Белоруссии.
       Отец рассказывает, сидим, смотрим т/ф «Место встречи изменить нельзя».
Мой дядя связист, майор, участник Великой Отечественной войны, говорит моему отцу: «Похож на отца… С отцом познакомились на учениях в конце войны. Представляли нас, запомнился. Радио игры -  спецсвязь.
       Приезжал в Слуцк, вспоминали.
Решал свои какие - то вопросы по линии нашего Комитета ветеранов войны…».
      
       Забылось, вспомнил, когда Леонид Филатов просил собирать всё, что касалось Володи. Звонили в Белоруссию, имели возможность и по спецсвязи. Результат звонков записал, делал пометки в блокноте.
       Жалею, что не удалось поговорить на эту тему лично с  дядей, хотя он просил приехать.
       Повидаться, а там бы и вспомнил про этот разговор.
Жили в ритме, всё некогда. Оставлял на потом…

       В 1981 году осенью, был на Ваганьковском кладбище. Его могила, табличка. Он там. Венки, цветы. Свежие букеты. Слякотно, не уютно.
       Ни одного человека, даже сторож куда – то подевался.
Куда ни посмотришь, известные, знаменитые люди. Гении! Гордость страны. БЫЛИ при ЖИЗНИ…  … Не по себе, ни одного  ЖИВОГО.

       В нескольких метрах, по направлению к памятнику Есенину, свежий холм. Табличка, они все там были одинаковые. Надпись… В годах, а холм маленький. Венков нет. Мелькнуло…, место застолбили для великого… 
       И по сей день, в мире у всех народов – на всякий случай.


Ушёл, оставил тайны, загадки. 

       « - Я достаточно зрелый человек, с детских лет находился в нравственно здоровой, скажу больше, - патриотически  настроенной среде военных людей».
В.Высоцкий Б.Г.Яковлеву.
       «… постоянно кто – то заходил. Чуть ли не паломничество было. Потому что люди в ЦК знали, что приедет Высоцкий» .
Б.Г.Яковлев. Беседовал с Высоцким в ЦК КПСС. 1968г.

       Песня «Охота на волков», молва, Гимн диссидентов.
Стали подозревать, обзывать диссидентом. И  «те», и  «другие». Но не признавали! Свели на «не контролируемый» подтекст.
       Что – то вольное, протестное в стихах, песнях.
Искали, не нашли или что – то есть, на всякий случай, молва, антисоветчик.
       Но…, не признавали!

Поэтом называли,  НО  НЕ  ПРИЗНАВАЛИ!

       Не признавали, а хотели видеть в театре, слушать песни в концертах.

«Мы все литераторы, а он был артистом» 
В.Аксёнов, писатель, руководитель протестующих «МетрОполя».
       Ему вторит Я.Козловский, только от «Союза писателей» при разбирательстве по «МетрОполю»:
«А Высоцкий для чего? Пускай себе на плёнках крутится».

       Вывод окончательный и бесповоротный к событиям в литературной среде 1980г. Это не его мнение, Аксёнова. Всех! «Союза писателей СССР» и альтернативного Союза «МетрОполь», был такой, протестующих писателей, диссиденствующих, что их редко издают. Не признают. 
       Артист  НЕ  может быть поэтом, писателем!
То есть, по – другому, литератором?! Не признаем!

       «… без  СВОБОДЫ  я умираю».
«… ЭТОГО ТЫ НЕ ГОВОРИШЬ, эти фразы… из наших разговоров»   
М.Влади. Воспоминания.
       Молва, мнение, предположение.  - «Это она так думала».
Сейчас и слова Влади  НЕ  ПРИЗНАЮТ. Субъективно!

       Признавали  ВСЕ! Слушали  ВСЕ!  Восхищались  ВСЕ! 
От рядового страны до члена Политбюро ЦК КПСС, песни вживую, на магнитофонных плёнках в исполнении  ВЫСОЦКОГО!
       Неповторимый голос, гитара, манера исполнения.
Тексты, когда поёт, кажутся близкими каждому. Выверты не заметны.
Вот  ЭТО и было, у каждого  СВОЙ  Высоцкий и сейчас видит в текстах своё.

       Андропов Ю.В., Председатель КГБ СССР, был большим любителем и ценителем романсов… По малочисленным воспоминаниям окружения Председателя, в кабинете были пластинки мастеров романсов. Множество кассет с записями Высоцкого. Конечно же, не для изучения методов вероятного противника. Ему бы доставили конкретный текст, если что.
      
       Была идеологическая война. По долгу службы, он был знаком со всеми вражескими течениями, в том числе в музыке.
       Культуре западной, отечественной.   
Психоделический рок. Хип – хоп, поп – рэп, хард – рэп. Рок – н – ролл. Брэйк – данс. Субкультуру знал, понимал…
       Явление Высоцкого ему не составляло труда выделить в отдельное,…  ПОКА… Не получилось. Все ушли не вовремя…
Андропов, говоря современным языком,  БЫЛ  ПРОДВИНУТЫМ…

       Станислав Говорухин, кинорежиссёр. «Он мог открыть любую дверь…  Хоть к члену Политбюро. Только он приехал бы к нему на дачу…» 
      
       Ему завидовали Нобелевские лауреаты!
За созданную им «магнитофонную литературу».
За скорость продвижения произведения до каждого, в любой точке Советского Союза. Строчки в тексте, знали миллионы.

       Количество выпущенных магнитофонов зашкаливало мыслимые цифры. Магнитофонные плёнки, дорогие и дешёвые, с записями его песен,  количество километров, даже сейчас не поддаётся воображению

       Завидовали писатели жгучей завистью, за массовость, народное тиражирование - записи текстов и в каждый дом.

       Завидовали, подозревали, НЕ  МОЖЕТ  БЫТЬ,  чтобы не имел баснословных доходов. Придумали  «левые» концерты до маразма. Одно выступление, программа, у них первое отделение честное. У него вторая часть – «левая!»

       Завидовали  ЖЕСТОКО  поэты. Потому что он соперник.
НЕЗАВИСИМ! Поэт, поэт - песенник зависим, вынужден ждать всего!
Популярности одной, двух песен…  Одного стиха. Вначале.  Годы на цикл песен.   Стихотворений.  ПРИЗНАНИЕ!
       «… давали добрые советы,
… свысока,…
Мои друзья – известные поэты:
- Не стоит рифмовать «кричу – торчу».

       Не ПРИЗНАВАЛИ и не хотели, не желали друзья, товарищи – поэты, потому что  «ПЕРЕБИЛ» их в популярности. Он один  ЗАВОЕВАЛ  Союз!

«… никогда ещё не было поэта, который бы ставил другого поэта выше себя» ЦИЦЕРОН.

       Если бы приняли в «Союз писателей», был бы  КРАХ  всего поэтического крыла Союза.
       Он один, своебразный, непредсказуемый, не очень управляемый.
В антагонистических противоречиях с нормами социалистической морали.
Всё ему! Славу? Главное,  ПРИЗНАНИЕ.
       Да ни в «жисть!»
У него и так всё есть. Плёнки, расстояния, «Мерседесы», бабы (не забыть), заграница! ПОКЛОНЕНИЕ!

       А он мечтал покорить и эту вершину своим новаторством в стихосложении. Явлении, тогда не разгадали, а сейчас растаскивают на направления: русский шансон (блатная песня) – исследования в зачаточном состоянии, немного «буги – вуги», «хиппи», малость классической поэзии, немного того сего и так далее.

       Поэтом быть, НАЗЫВАТЬСЯ  мечтал. Называли, но не  ПРИЗНАВАЛИ.
Тогда говорили,  ЗАЖИМАЛИ, 
КГБ не давал.
       А нынешние публикации… Уже стали забывать аббревиатуру… Только и помнят три буквы… Время неумолимо движется. Историю пытаются писать люди…, в Советском Союзе, в лучшем случае, были детьми.
      
       «Советские люди КГБ не боялись, не опасались…»
Л.Каневский. «Следствие вели…»
      
       Сейчас, спустя 20 с лишним лет КГБ нет.  Что мешает? Кто  ЗАЖИМАЕТ?
Как и тогда называют, но  НЕ ПРИЗНАЮТ.

       Не дают оценку академики, нет академического обоснования.
С годами выясняется,  ОН  ПИСАТЕЛЬ! Разные жанры, направления.
       Баллады, эпос. Поэмы стихи. Сказки. Повести и рассказы. Роман… Сценарии. Русский рок. Рок – идол. Русский шансон. Артист театра и кино. Бард, авторская песня.
 
       Писал, как Шекспир, которого называют поэтом. Но…, всё – таки, он  писатель, даже в энциклопедиях записано. Остаётся,  ОБЪЯВИТЬ  об этом.
       Добавить сюда известные слова Сергея Владимировича Михалкова. Поэта и писателя. Разные жанры и направления. Автор текстов трёх гимнов, гимн – это песня.
«Я служил государству,  ОТЕЧЕСТВУ,  а должность моя  ПИСАТЕЛЬ»

       Разные жанры и направления. На сегодняшний день  НАСЛЕДИЕ,  записей фонотеки Высоцкого Владимира Семёновича – 800. Плюс – минус.

       Где зависть, оговор не редкость. Проявления самых худших, спящих, сторон, даже у…, вот уж никогда бы не подумал!

       Классическое незыблемое правило. Слова написал -  поэт, музыку – композитор, исполнил песню – вокалист.
       Его жанр, с гитарой и один! Все деньги, славу, популярность ему одному?!  «Торпедировали» до вредительства. Самое простое, систематически расстраивали гитару… Нервы, эмоциональные срывы… Замыкался…, срывался.

       Одесса, 80 – е. Вопрос Леониду Филатову. «Был долго слух, антисоветчик.
А как же тогда Государственная премия?»  Заметили, если вопрос ему не нравится, может занервничать, даже психануть.
       Спокойно, ровным голосом:
«Распространяли. Унизить, оскорбить. Многое шло от пристрастия к водке. Всё собиралось в кучу. Видели плохое. Хорошее, как всегда после смерти».
       Задавший вопрос, присутствующие читали листочки самиздата воспоминаний Влади, текста с оригинала, приготовились  Лёню «пытать»… подробностями.

       Киносъёмки, интервью Высоцкого,
«У меня лет за 10, вышли по количеству, большие тиражи пластинок…»   Миллионы. В то время, если запускали запись на грампластинку, то тиражи были действительно огромные.
       Например, тираж указывался 50 тыс. штук для головного завода и во много раз больше на заводы Союза, республиканские. И ещё повторение, так называемые,  дополнительные. Но не доп. тираж. 
       Сейчас невозможно догнать, разложить варианты понятий, «заводские», квартальные и годовые. План и перевыполнение, отсюда премии.
      
       Грампластинки только популярных авторов, ансамблей. Чтобы срочно «разошлись», продались, например за неделю.
       Наклейка одна с первичным тиражом.
Министерские заказы. И, наконец, специальные. А ещё дружба заводов между собой. Помощь на перевыполнение плана. Чтобы без криминала, резервные графы министров. Учёт по специальным графам, особым, отдельным. «Переброску» граф не сделаешь на записях классической музыки, струнных ансамблей.
       Конец года, годовой план перевыполнен. 13 зарплата, дополнительные поощрения. И всё это законно, документально оформлено. План любой ценой. Все довольны, пятилетка выполнена.

       Популярные артисты существенно поддерживали бюджет страны.
Издержки чехарды аврала, назывались несущественной разбалансировкой экономики. «Временные» трудности предприятий отрасли.
       Грампластинки с записями Пахоменко, Пьехи, Высоцкого, других, десятки миллионными тиражам. А не хватало на огромную страну. По прошествии небольшого времени, не найти.  Лет, раритет!

       Владимир Семёнович говорил, «… вышли по количеству, большие тиражи пластинок…» Печалился и хотел разнообразия песен. Считал, заслуживает. До десятка песен мало. Все последующие тиражи повторялись, уже было. Большие тиражи и одно и то же. 
       В исследованиях, «биографы» из одного в другое, нам сообщают,  зажимали, не давали, притесняли и т.д. Можно легко посмотреть других популярных певцов 70 – х.  Абсолютно всё в рамках хитов, любимых для населения, многократно можно крутить. В районе 7 – 10 песен для каждого популярного, а он в этот перечень входил. Намного опережая других известных тогда исполнителей.

       Съёмки и триумф АРТИСТА в т/ф «Место встречи изменить нельзя!» Ответственность, профессионализм, талант! Народ у телевизоров, улицы опустели. Контингент по домам. Его фраза с яростью: «Вор должен сидеть в тюрьме!» Благодарность Министра МВД.
       Ю.Любимов  К.Кедрову: «Его хвалила «Правда»…»
А перед этим, в Одессе,
в начале съёмок, он С.Говорухину: «Отпусти. Я хочу ещё мир посмотреть…»


       ЛЕОНИД  АЛЕКСЕЕВИЧ  ФИЛАТОВ.
Однажды в Одессе, в первой половине 80 – х. Гражданин, как принято о таких говорить, всем знакомый. По всем разным вопросам мог решить любую проблему. Поэтому, немного развязный, малость подпитый, всемогущий. Безапелляционен, хамоват, с неограниченными связями.
       Коренной одессит, «деньги вперёд – стулья завтра». В возрасте, тучноват. Ростом выше Филатова (в добавок, «громила»), немножко нагибаясь, говорит: «Лёня, больно ты худой, жалко на тебя смотреть». Кто рядом стоял, осуждающе посмотрели на верзилу. Только посмотрели, нужен для разных дел.

       Леонид Алексеевич, как будто не слышал. Продолжал обмахивать свой не загоревший бледный торс пачкой газет. После очень большой паузы, задумчиво,  сопровождающему с киностудии: «Худой, значит больной, как думаешь?»
       Дело было летом, делать было нечего.
Не на людях стояли, разговаривали, распахнулись, ловили прохладу.
      
       Эту фразу от него слышал ещё пару раз в разное время.
Не всегда он был бодрым. Утомлён, вялый. И жара в Одессе, её не все абсолютно здоровые переносили.
Море, вода, прохлада – хорошо. Жители города и приезжие в воду.
       В городе духота. На окраинах может вихрь задуть со степи…
«… в Одессе пыльной», ещё когда А.С.Пушкин говорил.
 А то и в мгновение закрутить с моря…
       Время 21.00, темнеет, жар не спадает и такое бывало.
Осень, за окном 30 тепла не редкость. 

       Леонид Алексеевич приезжал в город на обследование и не раз. Профессура мощная в то время больниц, госпиталей, санаториев.
       Он сетовал на дорогущие китайские лекарства на травах. В то время молва о чудесах восточной, азиатской медицины гуляла по просторам Причерноморья. Лекарства Тибета, Индии, Вьетнама, Китая… С огромным трудом доставали. Втихаря платили огромные деньги. Помогали хорошо, сам видел и по отзывам.
       Кто не помнит, например, «Золотая звезда» бальзам, Вьетнам. Натёр виски и как «новенький». Или «Кеналог», Индия, суставы.  Действительно, что – то в них было. Помогали.
       Побочные явления, об этом умалчивали. Из – за разных интересов, кто – то наживался, из – за рекламы и т.д. «Зона свободной торговли» в городе была с незапамятных времён.

       Филатов как – то выразился «… китайский? Пусть тогда и лечит». Был знакомый по фамилии, Китайский, получалось, пусть он и лечит. С годами стало понятно его высказывание.  «Худой, значит больной», выражение китайских мудрецов.
       Леонид Алексеевич самокритично о себе, не стесняясь заявлял: «Длинный, бледный, худой больной». Роста был высокого, примерно в районе 180см.

       Может и ему, слышал, врачи говорили. Что на травах, не увлекаться. Лечат очень хорошо… от одного, но кровь густеет…

       Свои перепады в здоровье, в первую очередь, скрывал от руководителей киносъёмок. Это было заметно. Наверное, кто – то и знал.
       Появлялся. За пару часов решал свои вопросы поисков интересного материала с помощью помощников с киностудии, горисполкома, редакций. Пару часов на здоровье, общение с врачами, «достать» лекарства. Часок на трёп.
       Ещё один на вопросы, ответы.   
Общение, залог того, что не попросит, всё сделают.
       Напоследок всем: «На всякий случай, без афиши». Исчезал.

Актёр театра и кино, режиссёр, поэт, писатель. Телеведущий. Лауреат Государственной премии РФ. Народный артист РФ.

       Одесский дворик.
Небольшая группа совершенно разных по взглядам, по профессиям людей.  Все смотрят на гостя или кидают взгляды.
Пауза неприлично затягивается, а поговорить хочется. Кто – то не вытерпев: «Расскажите что – ни будь о театре?»   
      Филатов: «Не хочу», ровным голосом.
Так, понятно. Пауза. Тогда о кино?
       Он: «Когда ни – будь потом». Снова пауза. Тот самый,  «верзила» сверху вниз:
«Лёня, а вот в «Экипаже», ты кувыркаешься с бабами. Скажи честно…»
       Дальше по – мужски, утвердительное выражение… 
Все взбодрились, уставились на Лёню в предвокушении…

       У него медленно, по полмиллиметру, брови приподнимаются. Лицо становится слегка обидчивым. Молчит, вспоминает?
       Прихлопывает насекомое, застрявшее в растительности на груди… Изрекает: «Ну что вам не сидится. Молчим, отдыхаем».
       На дворовом деревянном, дырявом столе, коньяк, водка, вино, пиво и всё что надо к этому.
       «Достали».  Не зло,… необходимость.
И сам начинает повествование – вопросы  о… Высоцком. Разном. Другом.
О советском.  Ещё был Советский Союз и мы, и наши вопросы были советскими.

       Компания была полувоенная. В Одессе у него  было много вопросов, интересов в его поисках прошлых событий среди армейских. Ветеранов сухопутных, морских. Дружил с пограничниками. В последний раз позвонил из Москвы в 1990г. 
       В 1991г. образовались новые границы.
Ушёл из жизни рано, в 56 лет. Провожали с воинскими почестями.

       Сериал «Чтобы помнили», «Как уходили кумиры», материал, часть, в том числе,   собранный в Одессе.
       Архивы, главное, живые свидетели.  Через наш город с других студий Запада и Юга.  Малая часть его  НАСЛЕДИЯ.
       Если бы не подводило здоровье и ранний уход.
Его фундаментальный подход ко всему, за что брался. Имели бы сейчас  труд…, сравним… Не сравним, не с чем. Я так думаю.



       Четвёртое повествование,
«ВЕЧНЫЙ  ОГОНЬ  И  ВЕЧНАЯ  ПАМЯТЬ».

Режиссёр и его талант поставить спектакль «Павшие и живые».
       Актёр не играет,  живёт в роли. Воюет. Ходит в атаку, в обороне отбивается. Защищая Родину, погибает.
       Выжившим,  СЛАВА!
На сцене театра стоит чаша  Вечного огня.
       Вечный огонь  ПАВШИМ!

«И ВЕСЬ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ, КАК ОДИН,
                ПОДНИМАЕТСЯ И ОДНУ МИНУТУ СТОИТ МОЛЧА!»

       ДЕТИ  ВОЙНЫ!  Гагарин, Высоцкий, Пахоменко…
Они всё помнили, было перед глазами. Рано повзрослели.
       Их отношение к делу, которым они занимались, печать войны.
Песни Пахоменко, отвлечь, вдохновить народ. Стремление жить! Красота земли, природы. Сила любви.
      
       Высоцкий, военные песни, его неповторимые двустишия,
«Если Родина в опасности –
Значит, всем идти на фронт».

       Гагарин: «Когда – то ещё в детстве прочитал слова В.П.Чкалова,
«Если быть, то быть первым».

       Дети войны, у них повышенное чувство ответственности. Долг и надо!
Высоцкий и его долг создать песню Вечной памяти.
Значение песни «Братские могилы», как память, как напоминание не переоценить!
       Братские могилы и миллионы погибших. Их было столько, что после войны об этом просто не говорили. Создавали Ансамбли памяти, объединяли  разрозненные, раскиданные в несколько  Мест памяти. Чтобы в памятные дни прийти почтить память, отдавшим жизнь за них, за нас, живущих.
      
       За мир, спокойствие. Погибшим в той страшной, жуткой войне.
Память советскому солдату – ВЕЧНЫЙ  ОГОНЬ!
В него смотришь и  видишь,  ГОРЯЩЕЕ  СЕРДЦЕ  СОЛДАТА.

       Вообщем – то организовал, создал роль, написал песню, парень, который не воевал, не служил. Считал своим долгом  ПОМНИТЬ
и  завещать потомкам, чтобы не забывали о Неизвестном солдате.
 
«Здесь нет ни одной персональной судьбы,               
 Все судьбы в единую слиты». 
 
НАСЛЕДИЕ – ПОМНИТЬ!
      
       СОТВОРИЛ  явление, «МАГНИТОФОННУЮ  ЛИТЕРАТУРУ!»
По доставке себя, своих произведений, голоса. Звуки  ГИТАРЫ!
       Не стеснялся заявлять: «Я, Высоцкий!»
Вопреки, хвалебным отголоскам о записях зарубежных студий его песен с оркестром. ОН  ЭТОГО ХОТЕЛ,
НО  НЕ  ЛЮБИЛ! 
       Любил себя! Ну и что. Любил свои стихи и свою музыку. Голос и гитару. Самовыражение певца в народе вживую.
       Любил поклонение, а какой же он артист тогда?
«Без публики… я не могу жить…».  М.Влади. Воспоминания. 
 
       Гордился, что создал -  НАПРАВЛЕНИЕ!
Обосновать, оставил на потом…
        Всё остальное, «Зачем, когда можно писать и петь вам».               



       Пятая повесть  «БАЛЛАДА О СЛЕДОПЫТЕ». О легендарном пограничнике. 

Карацупа Никита Фёдорович. Герой Советского Союза!
       Полковник Пограничных войск.
Наград, множество. За подвиг! Мужество! По охране государственной границы.
       С 1982г.,  до конца своих дней работал в музее Пограничных войск.
Его боевой путь - постоянная  ВОЙНА.
Всё на грани. Боевые ранения. Пограничник – доброволец и другим себя не видел. Много лет в напряжении, опасностях, тревогах. Находясь в группе Героев – пограничников, ВЕСЬ В ОРДЕНАХ и медалях!
      
       В 1967г., когда чуть улыбался, выглядел моложе своих лет, в это было трудно поверить.  По подвижности, умеренности задора, поведению, не скажешь что на пенсии, в отставке.
       Ещё  потрудился на гражданке. Занимался  общественной деятельностью и, конечно же, служебным собаководством. Продолжая дело начала 20 века, зарождение розыскного собаководства.
       Он продолжил и достиг результатов,…  вопросы у себя в стране и за рубежом до сих пор остаются…
О пределах возможного,  ЧЕЛОВЕК – СОБАКА.

       С годами приходит понимание, оценка времени тех далёких лет. Борьба отцов, чтобы дети жили.  Долг. «Тайну слова  «ПРИКАЗ».
       В 1967г. на ступеньках входа в главное здание Пограничного училища стояли, беседовали П.И. Зырянов и Карацупа Н.Ф.
       У Командующего Пограничными войсками Зырянова П.И. снизу наискось вверх, на парадном кителе  7 (семь)! Орденов Красного Знамени! Помимо других, медали уже не помещались.
       Я, который пристраивался выбрать лучший ракурс.  Сфотографировать их для истории.   

       Высоцкий и Армия. Военные песни.
Отношение фронтовиков к нему, к его песням. Высоцкий и Пограничные войска, с которыми он встречался очень часто, посещая зарубежные страны.
       Эти темы, поиски к ним материала. Не раскрывая, но и так было понятно, Леонид Филатов уделял время в 80 – х в Одессе. Он обещал, хотел, говорил, составлял план. Комбинированный, статьи, выступления, книга.
       Мы не знали, не обязан был делиться. Что – то неуловимое, одесское увидели через время. Он через  НЕ МОГУ, преодолевая болезнь, сделал сериал истории кино. Об артистах, которых не надо забывать «Как уходили кумиры». В своё время при жизни, некоторые имели отношение к Одессе.
       По военным темам остались разрозненные вставки в произведения. Прожил бы больше, написал. Непременно, я так думаю.

       Высоцкий однажды сказал: «Значит, люди предполагают, что эти песни может писать только человек, который прошёл через войну».
       И с Карацупой встречался, молва говорила. Наслышан был, много говорили СМИ о легендарном пограничнике. Большое предположение, слушал его скромный рассказ, когда по воинским частям с концертами разъезжали.
«Халтурили», по словам актёра Пушкарёва.
       Создал песню «На границе с Турцией или Пакистаном» под впечатлением необычности героической пограничной  службы, посвящение лично Карацупе.

       Военные песни у него видна линия,  Я ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН. Отцовское и ему, всем фронтовикам  ПОСВЯЩЕНИЕ – ПАМЯТЬ.
       Героям, простым бойцам, военным фронтовым будням.
Самолётам, танкам, кораблям.
       Везунчикам, неудачникам, штрафникам, проштрафившимся, всем. Всё равно фронтовикам,
       «… мы -  штрафники,
Нам не писать: «Считайте коммунистом»…

… не поймаешь в грудь свинец,
Медаль на грудь поймаешь за отвагу».

       За эти слова из песни «Штрафные батальоны» фронтовики смотрели на Высоцкого по -  особому.
      
       Невероятно, тема закрытая, особенно для проштрафившихся. Не дать огласки, подавляющее большинство проступков – трусость. Временная или нет, когда приказ, «НИ ШАГУ НАЗАД!»
       Слухи, молва,  батальоны для офицеров, роты для рядового, сержантского состава. Исследования робко, к  80 – м. А он песню написал в 64 – м, в 65 – 66, вариант в спектакль «Павшие и живые».

       В штрафниках не был, не воевал (дитя войны)… Офицером, сержантом, рядовым не был. Лётчиком, моряком, танкистом, пограничником не был, потому что не служил. А  КАК  ПЕЛ! О небе, море,  ГРАНИЦЕ!
       О  ВОЙНЕ!  В  «Балладе о борьбе».
«Если в жарком бою испытал, что почём, -
Значит, нужные книги, ты в детстве читал!»
      
   
       Военная тема и его отношение. Сын кадрового военного. Мать, переводчик немецкого языка. Мачеха и влияние на него, как жены офицера. Скитания по военным городкам.
       «- Я… с детских лет находился в … среде военных людей».
Л. Филатов в Одессе: «Рассказывал, что умел рулить с детства. Солдаты – шофера разрешали и учили».

       Назначенье границ знал с детства, отец служил в Германии.
«Он пройтиться хотел по ничейной земле.
… Ведь земля – то ничья,
Ведь она -  нейтральная!»

       В Санкт – Петербурге на территории Института экспериментальной медицины,  стоит памятник Собаке Павлова И.П. Поставлен в Ленинграде в 1935г.
       Павлов писал: «Когда я приступаю к опыту, связанному в конце с гибелью животного, я испытываю тяжёлое чувство сожаления, что прерываю ликующую жизнь, что я являюсь палачом живого существа…»
       В интересах науки о высшей нервной деятельности… Инстинкты, рефлексы… Только дрессировка. Собаки сами ложились на операционный стол, без анестезии давали себя резать. Собака внушала себе, что ей не больно? Или гипноз Павлова?

       Учёный с мировым именем.
Основа, дрессировка. Собака животное, думать не может.
       Лауреат Нобелевской премии, скончался в 1936г.
К 1936г. пограничник Карацупа со своей служебной собакой по кличке Индус творили чудеса. Маловероятно, мог знать кто такой Павлов.

       Никита Фёдорович в жизни доказывал, в боях, в тяжёлой службе.
Собака может думать. Мощная дрессировка и собака переходит в стадию, высшую для себя.
       ПРЕОДОЛЕВАЕТ ПОРОГ!
Она начинает принимать для себя решения. Обезопасить хозяина, себя, единственно верным решением. Плюс невероятное чутьё, обоняние.
       Подражает хозяину, повторяет.
Постороннему непонятно, а с Карацупой, хозяином, она разговаривает, советуется.

       В мире множество случаев необъяснимого поведения друзей  человека – собак.
Павлов мысли не допускал о ещё более высшей форме, чем дрессировка для собаки. Кабинет, опыты, теоретические выводы.
       На практике, пограничник Карацупа доказал, «Индус думает», не просто фраза. А научное подтверждение. Собаки способны преодолеть порог инстинктов, дрессировки.
       Надо заниматься. Кропотливая работа с практическими упражнениями на грани предела собаки и инструктора в течение не одного года. То есть, создания условий.
      

       Пограничная, боевая обстановка 30 – х г. допускала этого. Пограничная служба, где  ВОЕВАЛ  инструктором службы розыскных собак, пограничник Карацупа!

       У собаки есть  ДУША, она способна думать.
Можно представить сопротивление консервативной «науки». 
НЕ  ПРИЗНАВАЛИ!
       «Собачий спецназ», под танк, самоходку. На дзот!
Осознанно! Из глаз слёзы ручьём…

       20 лет в войне, в боях! 1932 – 1952г.г. На должностях в Пограничных войсках, связанных и со служебным собаководством до 1961г.
       Уволился со службы.   Общественная деятельность и половина, пропаганда служебных розыскных собак. Работа в музее.
       Боевой путь неразрывно связан с Индусами. Кличка красивая, пограничная. Молодым пограничникам пример, традиции, личный подвиг.

       В 1994г. ушёл из жизни.
С 1932 по 1994 занимался собаководством в какой – то разной форме!
       Чуть более 100 лет служебному розыскному собаководству.
От Российской Империи -  СССР, до Современной России. Из них 62 года жизни,  НАСЛЕДИЕ,  посвятил этому важному делу  УЧЁНЫЙ, ВОИН, СЛЕДОПЫТ –
       ПОГРАНИЧНИК   КАРАЦУПА  НИКИТА  ФЁДОРОВИЧ!
В 2008г., удостоен  Высшей общественной награды «Гордость России» (посмертно).


       Кумиры ХХ века!
Что такое  НАСЛЕДИЕ?
       Понятно, есть определение. Что сделали, что оставили потомкам.

СЛЕД  НА  ЗЕМЛЕ?
       Человек, о котором будут очень долго вспоминать.
ПОСЛЕ.  Когда его не будет

       Отсюда,  народное выражение,
«ЧЕЛОВЕК  УХОДИТ,  ДЕЛА  ОСТАЮТСЯ».



Вариант
книги на мою   
страницу ПРОЗА. РУ.
ОДЕССА. 2014.