Девушка в черном первая версия

                Предисловие
    
      Это изначальная версия, написанная в 2009 году. В версии 2013 я заменила имена на имена, которыми называют у нас, и новый вариант мне понравился больше старого. Но все равно хочется выложить оригинал.

                Девушка в черном

     Извилистая дорога поднимается в горы, словно широкая лента, неведомо кем брошенная с неба. Высокие деревья машут своими ветвями вслед проносившимся дорогим автомобилям. На смотровых площадках открывается потрясающий, затрагивающий самые потаенные струнки нашей души, вид с далекими горами и раскинувшимся где-то внизу городом. Здесь можно увидеть фотографов: именитых и только начинающих.
     Чуть дальше, на других склонах гор, раскинулся уютный, довольно-таки большой коттеджный поселок, где живут сильные мира сего. Именно потому по той дороге ездят дорогие автомобили. Счастливцы, тем, кому улыбнулась судьба и те, кто благодаря своему труду добились многого, живут здесь в роскоши и богатстве.
      На окраине поселка есть выжженный участок. Когда-то страшный пожар испепелил дотла роскошный особняк. Остался только мраморный, покрытый копотью камин да труба. Местные жители обходят это место стороной, а некоторые соседи даже съехали отсюда. Здесь бродят только искатели приключений, экстрасенсы с рамочками да бездомные псы, невесть откуда взявшиеся и обозванные романтиками и любителями мистики призраками.
      На черной каминной полке, облокотившись о трубу, стоит небольшая фотография в рамке под стеклом. На ней изображен довольно-таки привлекательный молодой человек с беззаботным и радостным лицом. Рядом с портретом лежат  иссохшие цветы. Странно – их до сих пор не унес ветер, они будто бы окаменели, вжились в старый мрамор. Человек на фотографии и есть хозяин роскошного дома, что стоял здесь когда-то и радовал глаз. Иногда по ночам можно увидеть, как утверждают очевидцы, призрак молодого человека. Он совсем юн и красив и ничуть не похож на того, кто смотрит с фотографии из-под уже потемневшего от времени стекла. Неприкаянный дух стенает и воет так, что кровь стынет в жилах. Некоторые, кто видел его, сумели даже разобрать жалобные возгласы: «Чудо мое! Чудо!». Утверждают, что это дух несчастного хозяина особняка, но только юного, непорочного, каким он был задолго до этой трагедии. Как такое может быть? Никто не знает, и даже те, кто предполагают тоже вряд ли смогут ответить на этот вопрос.
      Любителей «аномального» туризма иногда привозят сюда экскурсоводы, но оставаться надолго здесь никто не может. Говорят, пожар, что поглотил былую роскошь, был не просто несчастным случаем, а возмездием свыше. «Это был не простой пожар! – со знанием дела рассказывают экскурсоводы, - Здесь вмешались потусторонние злые силы!».

                * * *
    
     Лет пятнадцать назад, когда старые автомобили были еще шикарными, когда по улицам щеголяли модники в таких нарядах, что современные «в жизни такое не наденут», когда совсем другая музыка играла из проигрывателей, в коттеджном поселке, когда тот был не таким большим, стоял роскошный особняк. Он был построен в старом стиле и был больше похож на королевскую резиденцию, что соседи называли его не иначе как замок. Дом даже служил ориентиром. «Как проехать к ресторану?» - спрашивали иногда у местных жителей чьи-то гости. «Вам нужно ехать мимо замка», - отвечали им.
     Особняк принадлежал молодому, очень богатому бизнесмену. К сожалению, по этическим соображениям, я не могу назвать вам его имя. Могу только сказать, что было оно самым обычным. Так могут звать вашего приятеля, соседа или коллегу. Назовем его Мэтью. Что же это был за человек! Таких гордецов и любителей повеселиться еще нужно поискать! Как жилец поселка, он относился ко второму типу:  тот, кто всего добился своим трудом и умом. Сам же Мэт происходил из совершенно обычной семьи. Я специально не говорю, в каком городе и стране он жил. Молодой мультимиллионер сделал свое состояние на казино и вине. У него были обширные виноградники на юге, где делалось высшего сорта вино, и еще молодой предприниматель владел несколькими казино. Сам же он не пил и не играл, но сделал на этом деньги.
       Мэт рано познал вкус богатства и славы. Он запросто здоровался с политиками и кинодивами. У него был старший брат Роберт, с которым  не общался. Тот жил со своей семьей в другом городе и работал инженером в государственной организации и не был богат, как  брат, но никогда ни о чем его не просил. Мать, что одна воспитала сыновей, тоже жила в другом городе в богатом особняке, который ей купил младший и любимый сын. Старшего, как женщина сама выражалась, она «не жаловала».
     Матери всегда не нравилось, что Мэт тратит свои деньги на новые дорогие автомобили, на одежду (а одевался он исключительно в подиумную) или устраивает умопомрачительные вечеринки. Ей всегда хотелось, чтобы сын вкладывал деньги в «по-настоящему ценные» вещи, например, в картины или антиквариат, которые, к слову, тот просто терпеть не мог. Наверное, отчасти из-за этих-то нотаций и случилась эта история, история трагическая и страшная.
     Мэт решил смилостивиться и порадовать маму. Антиквариат молодой человек не терпел ни в каком виде и иначе как старьем его не назвал. Ему казалось, что старинные вещи, какими бы они ни были, какой бы ценностью ни обладали, все равно оставались «барахлом бывшего употребления». Так молодой бизнесмен о нем отзывался, но порадовать маму своей «действительно нужной» покупкой хотелось, и Мэт решил приобрести картину. Ах, если бы он знал, чем это обернется, то, может быть, еще подумал, хотя не был робкого десятка и никогда ни о чем не жалел.
      В его городе жил богатый пожилой человек, который имел картинную галерею. Мэтью раздобыл его телефон. Он спросил, может ли купить у него картину и, получив положительный ответ, договорился о встречи.
     Новый знакомый оказался очень приятным человеком. Его лицо сияло добротой и мудростью. Казалось, что в каждую его морщинку легли лучики солнца. Он радушно встретил Мэта, будто бы родного сына. Хозяин провел его по галерее. Мужчина показывал ему потрясающие пейзажи такие, что только при одном взгляде чудилось, что листочки на деревьях действительно шелестят от ветерка. Фрукты на натюрмортах казались такими настоящими, что иной раз Мэт ловил себя на мысли, что опасается, если вдруг какое-нибудь яблоко скатится вниз. Ему нравились все картины, но ни одна из них не цепляла его, ни одна из них так и не сумела затронуть душу по-настоящему. Но остались портреты… Хозяин галереи признался, что полагал, будто бы Мэт ими не заинтересуется – что хорошего смотреть на совсем незнакомого тебе человека. Но тот попросил все же показать их. С портретов смотрели самые разные лица. Они были потрясающи по своему исполнению. Будто бы живые люди смотрели в окошки и дурачили посетителей галереи.
      На одной стене среди портретов златокудрых леди с полотна кисти неизвестного художника на них взглянула она. Молодая девушка с темными волосами  вполоборота. Мэтью застыл как вкопанный. Красота незнакомки с картины поразила его. Она был одета в черное платье, темные длинные волосы струились по спине, бездонные, темные глаза были наполнены печалью и даже болью. Создавалось такое впечатление, что прекрасная незнакомка в трауре. Картина так и называлась – «Девушка в черном», и полотну было около двухсот лет. Мэт  заворожено смотрел на нее и не отдавал себе отчета в том, что поразила его именно красота молодой леди, а ни талант художника. Молодой человек понял, что уже не в силах расстаться с ней и тут же осведомился о цене. Как же он был поражен, когда услышал спокойный ответ: «Она не продается». Мэт был в шоке. Казалось, ничего на свете не может ранить  так, как эти слова, будто бы самая большая любовь его жизни сказала ему «нет». Сам от себя не ожидая и не отдавая отчет в том, что делает, он ударил пожилого человека, когда тот отвернулся. Хозяин упал и лишился чувств. Мэтью тут же поднял крик. Прибежали работки галереи. Молодой человек сказал, что старик упал в обморок, когда они уже договорились о покупке картины «Девушки в черном». Один работник бросился к хозяину, другой увлек Мэтью. Он хотел как можно скорее разобраться с продажей и, признаться честно, избавиться от гостя, чтобы заняться хозяином. Мужчина спросил Мэта, за какую цену коллекционер продает «Девушку в черном», а тот назвал такую баснословную сумму, что я не решаюсь назвать ее по этическим соображениям.
      Купив картину, Мэтью как можно скорее покинул галерею. Дома, даже не доставая полотна из упаковки, молодой человек тут же бросился писать письмо хозяину, в котором умолял простить его за подлость, но он «больше не смыслит жизни без нее». Мэт не ожидал этого, но через несколько дней получил ответ от старика. Тот простил его, но в свою очередь умолял быть осторожнее.
      Не прошло и недели, как особняк миллионера посетила жена хозяина галереи. Вид ее был решительным, голос звучал резко, строго и, как показалось молодому человеку, угрожающе. Она требовала немедленно вернуть «Девушку в черном». Мэт привык в своих казино «посылать куда подальше» должников, которые умоляли его забыть им их долги и позволить «отыграться», и он серьезно ответил женщине, что картину не отдаст, и даже провел ее в кабинет, достал из ящика стола письмо ее мужа и показал ей. Только после этого она успокоилась. Молодой человек предложил женщине чай, но та отказалась. У самых дверей гостья произнесла горьким голосом:
- Значит, и вы стали жертвой…

                * * *

      Девушка Мэта, очередная его пассия, однажды после того, как он «словно бесчувственная скотина и эгоист, не понимая, как она его любит, вернее, понимает, но делает вид, что не замечает, и этим пользуется», пришла навестить его. В спальне она увидела картину. Молодой человек взглянул на свою возлюбленную и заметил, как та померкла по сравнению с красавицей, что глядела на них с полотна. С того момента все стало раздражать его в своей избраннице, и они расстались.
     С тех пор живые девушки казались ему лишь жалким подражанием той, что смотрела на него с портрета. Он повсюду искал ее, не догадываясь, что, если красавица и написана с кого-то, то эта леди давно мертва. Но Мэт искал похожую, и ни одна, даже самая привлекательная и симпатичная, по его мнению, не могла сравниться с его идеалом – с «Девушкой в черном». Молодой человек рассорился почти со всеми друзьями и даже отдалился от матери. Он стал раздражительным, безжалостным и, признаться, жестоким. Теперь должники его казино получали повестки в суд, виноделы платили штрафы за каждую «провинность», официанты в ресторане за «оплошность» тут же получали нагоняй от менеджеров, которым он на них жаловался.
     Однажды на одной из вечеринок Мэтью познакомился с одним шоуменом. Ненароком в разговоре молодой человек затронул «Девушку в черном». Новый знакомый очень заинтересовался этой историей и предложил ему сделать шоу «Невеста для миллионера», где бы он мог найти ту, что будет похожа на картину. Мэт с радостью согласился. Все друзья отговаривали его, почти умоляли порвать контракт, мать срывала телефон и говорила, чтобы тот «немедленно бросил эту дурацкую затею», даже брат пару раз позвонил из другого города. Но Мэтью, никогда никого не слушая, и на этот раз «послал всех к».
     Шоу состоялось. Прошли кастинги во многих городах. Жюри выбирало самых «подходящих» девушек на их взгляд. О как это было низко! Ни одна из этих молодых красавиц не догадывалась о том, что, подписывая контракт, она тем самым подписывается под тем, что ничего плохого не видит в корыстной любви. Как животные, как дикие львицы, они были готовы разодрать друг друга лишь бы попасть на телевиденье, либо в постель к молодому, привлекательному миллионеру. Но это «привлекательный» для них шло в последнюю очередь – перед глазами стояли его деньги.
     Шоу длилось несколько недель, и каждый день Мэт отправлял домой по участнице. Сказать, что молодой человек был разочарован в девушках, значит не сказать ничего. Выбранная им красавица, вернее та, что осталась, была совсем не похожа на ту, которую он искал, она разочаровала его, и они очень быстро расстались.

                * * *

     С тех пор он не мог найти себе места. Жизнь потеряла для него смысл, мир потух, краски исчезли, и все вокруг стало черно-белым, как старое, угрюмое, немое кино.
      Мэт признался сам себе, что любит эту девушку, «Девушку в черном». Картине было около двухсот лет, красавица эта, если она не была воображением неизвестного художника, давным-давно покоится в могиле, но молодой человек этого не понимал и любого знакомого, что пытался донести до него это, тут же прогонял и вносил в список своих самых заклятых врагов.  Эта невероятная любовь стала его горем и палачом. Но любил ли он? Скорее, сходил с ума. Она приходила к нему во сне, убегала от него по каким-то мрачным, длинным коридорам, шелестя своим черным платьем, он бежал за ней, звал, молил, застигало утро,  красавица исчезла, и Мэт всей душой ненавидел рассвет за это.

                * * *

      Но она все-таки объявилась… Однажды в полдень Мэтью шел на обед в ресторан и решил пройти через парк. Он здесь почти не ходил – тут было скучно для него. Внезапно на зеленой лужайке молодой человек увидел девушку, что стояла к нему спиной. У нее были красивые, очень длинные темно-каштановые волосы, и поэтому он обратил  внимание. Она, как и многие тут, гуляла с собакой. Мэт увидел лабрадора, что играл перед ней с мячом, а незнакомка держала в руках, отстегнутый от ошейника, поводок. Потом пес, играя, обежал хозяйку. Девушка обернулась в пол-оборота. В этот миг все застыло для Мэта – перед ним стояла она. Точно так же в пол-оборота, точно так же волосы струились по спине. Если бы случайный фотограф запечатлел этот момент, то его снимок был бы похож на картину, как две капли воды. Вот только глаза девушки были полны жизни, а ни боли, печали и страдания. Незнакомка обернулась всего на секунду, но для Мэта это показалось вечностью.
     Он понял, что перед ним его мечта, и если даст ей уйти, то будет жалеть об этом всю свою жизнь. И Мэтью тут же подошел к ней. Он застыл в восхищении, и красавица даже не поняла, что ему надо.
- Добрый день, - только и сказал он.
- Добрый день, - удивленно ответила она эхом. Но потом подумала, что незнакомец, должно быть, хочет спросить дорогу, и в этом ничего плохого нет.
- Сегодня хорошая погода, - Мэт выпалил первое, что пришло ему в голову.
     Он весь дрожал от неуверенности, и такое было с ним впервые, за что ненавидел сам себя. Но неожиданно ему пришла замечательная мысль, и Мэтью сказал, что давно мечтает о лабрадоре, и хотел спросить, в каком питомнике, она его такого замечательного и красивого купила. Бред да и только! Открывай газету, смотри объявления, ищи адреса питомников, или, в конце концов, спрашивай у знакомых, да и ищи! Но похвала любимца очень польстила девушке.
     Так они и познакомились. Она назвала ему свое имя, и Мэт, как ему думалось наконец знал, как зовут «Девушку в черном». А мы в нашем рассказе назовем ее Глорией. Оказалось, что ни о каком шоу «Невеста для миллионера» она даже не слышала и никогда бы не стала там участвовать, «потому что это было ниже ее достоинства».  Мэт не сказал ей, что его картина очень похожа на нее, и не обиделся на слова про шоу. Ему нравилось в ней все. Когда она стояла рядом с ним, молодому человеку казалось, что он прикоснулся к настоящему чуду.  Глория же думала, что причиной их знакомства стал лабрадор.
      Свой номер телефона она ему не дала, но Мэтью ходил в тот парк каждый день, пока снова не встретил ее там, сделав вид, что очень и очень удивлен такой «неожиданности». Друзья, что у него остались, те, кто научились терпеть его испортившийся характер, очень удивлялись, что друг гоняется как угорелый за таинственной для них «девушкой из парка». «Была «Девушка с картины», теперь «Девушка из парка»!» - дивились они.
      Глория же, казалось, не замечала Мэта. Либо он ей не понравился, либо набивала себе цену. И сначала их «случайные встречи» в парке не воспринимала всерьез.
      Девушка была из состоятельной семьи – это было видно по ее одежде, по разговорам. Родом она была из другого города, а здесь училась. И еще, - о, какое горе! – у него было полным-полно поклонников. Она не была настолько богата, как новый знакомый, но и не бедствовала. Так что Мэт ее не интересовал.
      Бедный молодой человек страдал неимоверно, уже не зная, как к ней подступиться. Он «ловил» девушку в парке и, увидев ее, не в силах был вымолвить ни слова. Мэтью замирал не только от ее красоты, но и от того, что все еще не верил, что та рядом, что, наконец, отыскал ее в этом мире. А Глория… верила ли она, что эти встречи действительно были «случайными»? Завидев его иногда издали, девушка смеялась, мол, - ну, вот опять и встретились. В этом парке она уже много месяцев подряд гуляла с собакой и до того случая ни разу не видела здесь Мэта.
     Вскоре Глория привыкла к нему. Прогуливаясь вместе по парку, разговаривая ни о чем, молодые люди сблизились. Они подружились. Он узнавал ее. Оказалось, что она учиться в институте, что у нее много друзей, из ее рассказов Мэт понял, что много парней соперничает за ее сердце. Ни за одной девушкой Мэтью не ходил, как за ней, ни по одной так не страдал,  как по Глории. Нет, была, правда, одна, от красоты которой он иной раз даже дышать не мог… «Девушка в черном», но ту он не отделял от Глории, для него они были одной и той же. Друзья Мэта удивлялись, зачем ему нужна какая-то студентка, которая школу-то, наверное, недавно окончила! Он решил до поры, до времени не рассказывать никому, что его новая возлюбленная как капля воды похожа на «Девушку в черном», вернее то, что «наконец-то ее нашел». Бывает так, что избранник миллионов отдает своей сердце именно той, кто на него даже не смотрит.
       Но сердце Глории, наконец, оттаяло. Она полюбила Мэта. О, как же они были счастливы! «Чудо – ты мое!» - говорил он, обнимая ее, не в силах отпустить. Молодой человек рассказал ей о том, что эти «случайные» встречи были вовсе не случайными, и девушка не переставала удивляться, а еще больше тому, что  сразу не догадалась! Мэт обожал ее. Наконец-то он мог держать ее за руку, смотреть в ее прекрасные глаза, играть с длинными, темными, блестящими волосам…
      Настал тот день, когда они «вышли в свет», как говорится. Его друзья были поражены, как она была похожа на «Девушку в черном», и наконец-то поверили ему.
      Мэтью больше никогда не скрывал от нее картины и, говоря о ней, всегда говорил ей «твой портрет». Девушка думала, он шутит, и сначала не предавала этому значения. Но как  она может быть изображена на полотне двухсотлетней давности?! Мэтью и Глория стали часто появляться в свете, они всегда были неразлучны, и стоило им появиться на каком-нибудь вечере, как в утренних газетах тут же появились их фотографии. Девушке была не привычна та неожиданная слава, что в один прекрасный день обрушилась на нее. В институте ее прозвали кинодивой. Она стала звездой, не снявшись для этого в фильме, не исполнив песню, не выступив с дебатами на трибуне, ровным счетом не сделав для этого ничего. Зато Мэт радовался этому! Его девушка была более чем прекрасна, и когда он приходил с ней куда-то, все местные красавицы тут же меркли по сравнению с ней, как хрусталь в присутствии бриллиантов. Но никто не называл Глорию Глорией, а только «Девушкой в черном», что убивало ее.
       Мать Мэтью, когда приехала навестить сына, спросила как-то у его избранницы, была ли у нее в роду женщина, на которую она очень похожа, с которой, должно быть, произошла какая-то печальная история, и это очень важно, важнее, чем та может себе предположить, ведь речь идет о большой любви. Глория ответила, что всех своих бабушек  знает, и что ничего подобного не было. Тогда мать Мэта просила ее «поднапрячь» память, чтобы попытаться вспомнить, может быть, какие-то истории, семейные предания и что-то подобное. Только после того, как Глория в сотый раз ответила, что подобных печальных историй в ее роду не было, и что она ни на какую из пра-пра-пра-бабушек не похожа, и после того, как вмешался Мэт, сказав, чтобы та отстала от его возлюбленной, «которую он и так долго ждал», мать наконец-то успокоилась.
      А в сердце Глории зарождался страх, но она любила Мэтью, и потому терпела. Ей не нравилось, что все называют ее не иначе как «Девушкой в черном», но еще больше ее пугало, что и ее избранник поступает точно так же. Полосы газет пестрели заголовками типа «Миллионер нашел свою «Девушку в черном»» или «Мэтью и «Девушка в черном»». Однажды Глория не выдержала и попросила его не олицетворять ее с портретом.
- Я не могу быть ей! – говорила она, - Да, эта девушка и я похожи, как близнецы, но ей двести лет! Подумай, если бы я была ей, то разве смогла бы дожить до сегодняшнего дня?!
- Я знаю, любимая, знаю, - отвечал Мэтью, обнимая ее, - Забудь об этом. Не обращай внимания на то, что говорят. Знай только, что ты – моя мечта, моя сбывшаяся мечта. 
     И она верила и все ждала, пока все поймут, наконец. Но этого не понимала сама Глория, а ни окружающие, как та думала. Мэтью один олицетворял ее с картиной, а другие, пресса и друзья, только потакали ему, первые, потому что это было сенсацией и поводом для новых статей, а вторые только, чтобы не спорить с ним.
       Но в один день Глория не выдержала. Ей надоело. «Ты любишь меня только за сходство с картиной, с бездушной картиной!» - сказала она и ушла от него. Они расстались. Мэту казалось, что целый мир рухнул. Самая большая любовь умерла. Теперь он целыми днями сидел с бокалом вина у себя в комнате перед «Девушкой в черном» и молил ее вернуться к нему, словно бы та была иконой, но картина молчала. Все так же в пол-оборота красавица глядела на него с полотна прекрасными, темными глазами, наполненными страданием.
- Чудо мое! Чудо! – говорил он пьяным голосом, - Глория, моя девушка в черном. Я наконец-то узнал твое имя, а ты исчезла из моей жизни… Неужели мне уготовано сказать тебе «Прощай»? Я не верю и не хочу… Ну, что же… Если ты так хочешь… Прощай, Глория…

                * * *

      Однажды поздно вечером небо над коттеджным поселком осветилось заревом пожара. Кто-то из соседей, не сразу поняв, что произошло, позвонил в службу спасения. Страшный пожар охватил тот самый «замок». Помощь подоспела слишком поздно – все сгорело дотла вместе с Мэтом. Не сгорела только она – «Девушка в черном». Пламя, казалось, пожалело ее, и рама картины  даже не затлела. Предполагали, что причиной пожара была не затушенная сигарета. Любовь стала самой большой мечтой в жизни  Мэтью, а ее уход – самой большой трагедией, впрочем, и последней. После его смерти картина пропала, и никто не видел, когда и кем была унесена. Кто теперь знает, когда она «всплывет» вновь?
      А Глория бесследно исчезла, больше никто никогда о ней ничего не слышал. Как яркая звезда, она неожиданно появилась у всех на виду и так же неожиданно скрылась. Когда о ней спрашивали у ее однокурсников, которые, кстати, еще не окончили институт, они отвечали: «Глория? А кто это? Ах, эта…! Была тут такая! Но она исчезла, и никто не знает, куда».
     «Древний портрет возрастом в два столетия, феноменально похожая на него современная красавица и огромная любовь… Все это не может быть не окутано тайной. Мистика, любовь, древняя картина и та нерассказанная трагическая история девушки из прошлого, кого так хорошо сумел показать художник, имя которого до нас так и не дошло» - через несколько дней после трагедии в новостях, с жаром в глазах, высказался репортер и, наверное, сам не понял, что сказал.  Была ли ей Глория или нет, нам этого все равно никогда-никогда не узнать. Может, она стала возмездием, как утверждают те самые экскурсоводы и независимые исследователи-энтузиасты. А может, полотно изумительной красоты было проклято? Но как бы там ни было, эта печальная история о трагической любви человека, который всего добился на людских пороках – на игре и вине, которому и картина досталась нечестным путем, когда-нибудь забудется навеки, и никто о ней не вспомнит.
    Через несколько лет все стихло, лишь только ливень все еще  омывает пепелище, оплакивая несчастную судьбу, ведь небо, пославшее его, все помнит. И «Чудо мое! Чудо!» - кто-то откликается на звуки дождя… 
    
 

Конец

2009

История выдумана…


Рецензии
Интересная история. Я тоже люблю мистику и всегда в моих романах и рассказах проскальзывают какие-то мистические моменты. Понравился рассказ! С уважением,

Ольга Скоробогатова 2   20.04.2016 21:35     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо Вам огромное! Так приятно, что Вам понравился рассказ! Написала его под впечатлением от английских готических рассказов:) Я тоже люблю мистику очень.

с уважением и сердечной благодарностью,

Мария Шматченко   21.04.2016 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.