Караваны

Генадий Бехтгольд
      Моё дошкольное детство было нескучным. Летом ежедневные походы в дружной компании сверстников на речку, зимой сооружение снежных баб, санки, весной и осенью групповые и командные игры, уже давно забытые, в кино ходили почему-то редко. В репертуаре был трофейный фильм "Тарзан", благодаря ему мы стали "летать"на тарзанках. "Три мушкетёра" смотрели без интереса, пьяные драки взрослых, случавшиеся на улице, были куда драматичнее.
      В свободное от коллективных приключений время я часто ждал на улице появления каравана верблюдов, доставлявших на железнодорожную платформу хлопковые семена в огромных тюках с хлопкоочистительного завода.
      Огромные степенные двугорбые красавцы бактрианы гордо плыли, беззвучно переступая мягкими толстыми ступнями, по булыжной дороге. Мощная с лебединым изгибом шея, украшенная спереди пышной гривой волос несла длинную голову с чубом, опускающимся на низкий лоб, большие живые глаза в обрамлении густых длинных ресниц, комично презрительная мимика губ, почти постоянно жующих, снопы шерсти на похожих на пароходные трубы горбах. Длинные ноги-скороходы. Корабль пустыни, удивительное создание природы.

      Верблюдов со временем заменили "ГАЗ-51" с прицепами. Но в памяти навсегда остались караваны верблюдов. Наверное, поэтому меня поразил услышанный лет в двенадцать "Караван" Римского-Корсакова. Не помню, была ли это отдельная вещь или часть крупного произведения. Помню впечатления. ...Сначала появляется высокий вибрирующий на одной ноте звук скрипки, дающий ощущение вибрирующего раскалённого воздуха пустыне. В этом мареве постепенно появляется приближающийся ритм лошадиной рыси, сопровождаемый лихой казацкой песней. Ощущение, что стоишь на обочине, а рядом мимо скачут казаки. В ритм рыси вплетается другой, неторопливый, враскачку. Верблюжья поступь. Удаляющуюся казацкую тему перекрывает неспешная яркая как узоры ковра, восточная. Верблюды, гружёные восточной экзотикой, неспешно проходят мимо, уходят. А за ними опять казаки на лошадях, охранение каравана. Ушли, растаяли в струящемся мареве. Умолкает вибрирующая скрипка...

      Ещё через несколько лет услышал "Караван" маэстро Дюка Эллингтона. Сказочный караван, движущийся где-то на горизонте, как фата-моргана. Даже в "рапсодии в синих тонах"Гершвина чудился яркий неожиданный мотив каравана.

     ...Я стал взрослым, появилась семья, дети. Решили с женой провести всей семьёй отпуск на озере Боровое. Я с десятилетним сыном еду на "Запорожце" из Ташкента в Кокчетау, где встречу жену с маленькой дочкой в аэропорту, и всей компанией едем на Боровое. Всё получилось, как запланировали.
      На второй день пути дорогу Запорожцу перегородил километровой ширины поток саранчи. Извели весь запас воды на отмывание стёкол после встречи с вражеской армией. А вечером в четырёх часах пути до Кокчетау остановились перед шедшей навстречу (на встречу с нами) большой вольной компанией бактрианов. Мы с сыном и бактрианы в бескрайней степи. Гиганты светло-бежевой масти двигались мимо, освещённые золотисто-красноватыми лучами уже коснувшегося горизонта солнца. Из компании взрослых верблюдов выскочил ребёнок-верблюжонок и стал заигрывать с моим ребёнком, предварительно обнюхав его. Сын нерешительно ответил, потом осмелел и со смехом стал трепать верблюжонка за войлочные бока и вешаться на шею. У верблюжьего ребёнка не было времени на долгие игры, и он поспешил за взрослыми. А мы провожали глазами этих странных странников, пока они не слились со степью. Солнце ушло, и пришла тишина древней степи.




фото из интернета
,