Зойка - васильковые глаза

Татьяна Дружинина
       Вагоны поезда Санкт-Петербург - Брест быстро заполнялись пассажирами, которые стремились отдохнуть нынешним летом в Белоруссии. Вот и мы с родственницей, закончив трудный учебный год в школе, отправлялись в белорусский санаторий "Буг" восстановить учительское здоровье. Я была полна надежд на интересные встречи в пути, дающие вдохновение на новые творческие работы.
  Чемоданы были уложены на свое место под полки, с провожающим нас сыном я попрощалась, и мы расслабленно ждали отхода поезда. Опираясь на трость, странным шагом  к купе подошла еще одна наша соседка, её сумки нес мужчина, как  оказалось, брат уезжающей. Поцеловав женщину, он быстро покинул вагон; она же, поставив трость в уголок, вдруг широко улыбнулась,  и как-то по-особому растягивая слова,  произнесла:
- Ну, давайте знакомиться, меня зовут Зоя, можно Зойка!
  Глаза у Зойки были синие, как летнее небо, или как васильки в поле.
- Сразу объясню, почему хожу и говорю плохо: восемь лет назад в лесу, в Белоруссии, схватила клеща, он оказался каким-то необычным, вобщем, я переболела и энцефалитом, и менингитом сразу, выжила чудом.
    Эта сорока восьмилетняя женщина произнесла все так просто, что мы застыли, не зная, как реагировать на её слова. Затем, уже познакомившись поближе, она рассказала нам свою грустную историю жизни. Оказывается, попав в больницу, её мозг за неделю превратился в чистый лист, на котором не  было никакой информации! А у неё к тому времени было трое детей, двое сыновей-старшеклассников и маленькая двухлетняя дочь, Настена. муж, по счету третий, моложе её лет на десять, через пол года их бросил, и маленькая дочь не остановила. И, наверное, они бы пропали, но у Зойки была мама, которая взвалила на свои плечи и детей, и лечение дочери, которую через месяц выписали домой. И сейчас Зойка ехала к маме и дочке в Белоруссию, где у них в небольшой деревне был родительский дом.
     Стучали колеса, вагон раскачивался на поворотах, а мы слушали удивительную историю жизни простой белорусской женщины, которая возвращалась после лечения в одном из российских санаториев.
    - Сначала я думала, что у меня обыкновенная простуда, но на уборке картофеля мне стало совсем плохо, и знакомые отвезли меня в больницу, где врачи долго не могли понять, что со мной. Хорошо, кто-то из них предложил отправить меня в областную, в Брест...
     Дальше она помнила плохо. Больничная палата, капельницы, бесконечные уколы, головная боль, немота и бездвижье. Затем её привезли домой, к маме. Здесь она, не вставая, пролежала два года. Это было самое тяжелое время. Память возвращалась медленно, читать и писать пришлось учиться заново.
       По-прежнему улыбаясь, сияя своими синими глазами, Зойка медленно выстраивала из слов фразы, радуясь, что это ей удается.
      - Лежала на диване, а в ногах стоял старый сервант, а там, в ящике, я знала, лежали лезвия для бритвы. И первые мысли были только о том,   чтобы встать и достать их, разом покончив со своими мучениями. Но вдруг подходила дочь, сыновья, слезы катились ручьем...
Потом, когда она через два года стала с трудом вставать и кое-как передвигать отказывающие ноги, попросила мать убрать лезвия, от греха подальше.
Плавно лилась Зойкина речь, видно, много надо было высказать ей, а мы оказались благодарными слушателями. Да и семнадцать часов в пути очень располагают к душевной беседе.
Оказалось, что до болезни Зойка окончила училище и работала поваром. Старшие, сыновья,  у неё были  от первого брака, который распался: муж так много пил, что допился до ручки, то есть до эпилептических  припадков. Она собрала детей и ушла от него. Зойка размышляла вслух:
- Может быть, мне это в наказание Господь послал болезнь, за то, что я мужа оставила в беде?
Но разве сейчас поймешь, за какие грехи были посланы этой женщине такие испытания?
Зойка улыбалась и радостно рассказывала, что с зимы освоила компьютер, зарегистрировалась в Контакте, и теперь у неё много друзей, среди которых есть и инвалиды, и она, преодолевшая свою болезнь, помогает им словом и советом. А еще она ищет в интернете себе хоть какую-нибудь работу, так как её пенсии и полутора тысяч рублей детских еле хватает им на жизнь.
Уснула моя родственница, а мы все говорили и говорили. И когда я спросила, что сейчас самое трудное для неё, Зойка честно призналась:
- Самое сложное – жить в мире и согласии со своей болезнью и немощью. Не ругать её, а радоваться каждому шажочку к выздоровлению.
Ехала Зойка из санатория, который  находится в Зеленогорске, где она не пропустила ни одного танцевального вечера.   На вопрос, есть ли положительные сдвиги, она с улыбкой ответила:
- А  разве не видно? Да разве бы брат отпустил меня одну в такую дорогу?
…Ночью, лежа без сна на полке, я думала о том, какие удивительные люди есть на свете! Восемь лет тяжелейшей болезни не только не сломили эту женщину, но сделали мудрой и сильной. Видно правду говорят, что Господь посылает столько бед и испытаний, сколько мы можем вынести…
 И, засыпая под стук вагонных колес, я страстно просила Бога послать этой женщине счастья, простого, женского, потому что её светлая душа, глаза василькового цвета и какая-то по-детски наивная и чистая улыбка обязательно осчастливят кого-нибудь, только пусть Господь поможет им встретиться, пусть поможет!