Три части личности

Брук Меир
Сегодня я хочу поделиться с вами размышлением о том, как "примирить" два направления иудаизма - литовское и хасидское и выйти на более глубокое понимание природы человека.
Напомню некоторые из аспектов различий.
В классическом (или литовском) иудаизме подчеркивается, что еврей должен выстраивать "прямую связь" со Вс-вышним, без посредников.
И "классический" раввин - это толкователь закона или учитель.
Когда более двухсот лет назад возникло хасидское движение, постепенно в нем сформировалась фигура хасидского Ребе, который отличается от "классического" раввина.
В хасидизме у еврея возникает большая связь с Ребе. Ребе как бы играет роль духовного ОТЦА, он поддерживает своих хасидов во многих аспектов духовной жизни.
И здесь возникает то самое разделение между литваками и хасидами.
Литвак считает, что "он сам" справляется с религиозными "вызовами", хасид считает, что ему очень важна помощь Ребе в духовной жизни.
Анализируя это различие я увидел, что оно в определенном смысле напоминает различие между взрослым и ребенком.
Взрослый должен полагаться в жизни больше на свои силы.
Ребенок знает, что он может просить помощь у родителя.
И роль родителя может играть хасидский цадик.
При этом в духовном мире роль "ребенка" имеет большой смысл, так как духовный рост очень напоминает взросление и созревание и помощь "духовного родителя" очень ценна для духовно растущего человека.
И тут мне недавно пришла интересная идея.
Дело в том, что современная психология развивает "модели", говорящие что в человеке одновременно присутствуют разные части личности - некоторые части "взрослые" (или зрелые), а некоторые части "детские" (или незрелые).
А еще более интересно, что известный психолог Эрик Берн (он был евреем) разработал систему под названием "транзактный анализ", которая построена на идее, что в человеке есть части личности трех типов - "взрослый", "ребенок" и "родитель".
И если воспользоваться этой идеей, то можно примирить оба направления иудаизма.
Для "взрослых" частей личности более подходит классический (или литвакский) иудаизм в котором человек не нуждается в поддержке и сам выстраивает свой духовный путь.
Для "детских" частей личности очень важно пользоваться поддержкой "духовного родителя", роль которого может в том числе играть хасидский Ребе.
И развитый человек может ощутить в себе наличие этих разных частей (взрослых и детских) и в каждом случае опираться на ту модель иудаизма, которая соответствует той или иной части.
И вместо противопоставления двух версий иудаизма мы можем получить их синтез.
РЕБЕНОК ВНУТРИ НАС
Как выражают себя "детские" части нашей личности?
Это само по себе очень интересное исследование - о нашем "внутреннем ребенке", которое может очень сильно помочь нам в самопознании.
Кстати, в Пасхальной Аггаде есть сюжет о четырех сыновьях - мудрый сын, сын бунтарь, сын простак и сын не умеющий спросить.
С точки зрения нашей концепции - это также четыре вида нашего "внутреннего ребенка". И каждый из этих типов нуждается в своем "родителе".
Мудрый внутренний ребенок внутри нас - любит учиться, внутренний ребенок бунтарь - может использоваться, чтобы разрушать старое и строить на его месте новое.
Сын простак - умеет наслаждаться простыми подходами к жизни.
Сын, не задающий вопросов - та часть личности, которая доверяет и не сомневается (как маленький ребенок доверяет родителю).
Это только часть вариантов использования идеи внутреннего ребенка.
Также внутренний ребенок умеет непосредственно радоваться жизни, а внутренний взрослый умеет критически мыслить.
РОДИТЕЛЬ ВНУТРИ НАС
А кто такой внутренний родитель?
С одной стороны - в нас может быть развит свой "внутренний Ребе" - часть, которая "изнутри" поддерживает внутреннего ребенка.
С другой стороны, те из нас кто работает в еврейском образовании - преподает, консультирует, пишет статьи и книги для других - реализует функцию "родителя" для других.
Хасидский Ребе - одна из самых ярких форм реализации роли "родителя".
В светском мире роль родителя может играть психотерапевт и частично социальный работник.
Роль родителя - нужно развивать и разнообразить.
Чем более сложен мир вокруг нас, тем более важно иметь в мире - духовных родителей - и как "внешних" людей и как развитие "внутреннего" родителя каждому из нас для работы со своими детскими частями.