Шведская церковно-приходская школа Петербурга

Финне Ирина
   Располагалась она в причтовых домах, рядом с ц. Св. Катарины.

   Шведское образование было хорошим.  «Школа короля Карла  Юхана», основанная в 1824 году пастором Тавасте, была удостоена чести посещения императором Александром Вторым в 1871 году и в 1875 году королем Норвегии, Оскаром  Вторым. Оба визита были отмечены памятными досками.

   Моя же прабабушка, как и её сестры, училась в церковно-приходской школе для девочек. На фотографии начала ХХ века можно разглядеть декорации фотоателье Карла Буллы, где проводилась фотосъемка. 

   В школе изучали следующие предметы:

-религию (Закон Божий),
-немецкий,
-французский,
-финский.

   Основным языком был шведский, также изучали русский язык.  В нашем доме разговаривали только на шведском. Аттестат тоже выдавался на шведском языке.
Далее следовали предметы:

- география,
- естественная история,
- арифметика,
- геометрия,
- рисование,
- бухгалтерский учет,
- коммерческая корреспонденция,
- ремесла,
- вязание (рукоделие).

   Нужно отметить, что рукодельницей прабабушка была знатной. Помимо национальной шведской кухни, она вязала, вышивала, в том числе бисером. Сохранилась вышитая маленькая роза. В мельчайшие бисеринки не пролезает ни одна современная игла. Также сохранилась старинная костяная игла для шитья кожи. Прабабушка рассказывала моему отцу, что пленные шведы мостили Петербург,  а  местность Невских берегов давным-давно принадлежала Швеции.

  Помимо всего прочего, в школе были и общеразвивающие предметы:

-пение
-гимнастика, которую ввел в обучение Петербургских школ знаменитый врач Петр Францевич Лесгафт.

   Прабабушка до 1930 года выписывала немецкие журналы и шведский журнал «Аллерс».   

   Школа дала хороший старт, и даже в советское время помогло прабабушке занимать приличные должности  секретаря в Управлении Бадаевских складов, а в «Союзпушнине», занимающейся организацией и проведением аукционов по продаже пушнины и изделий из меха, по большей мере для иностранцев, очень пригодилось знание нескольких иностранных языков.

   Иногда, когда прабабушка подолгу общалась с иностранными делегациями, а руководство не понимало предмет разговора, её одергивали: «Не забывайтесь!»