Мать городов русских

Илья Миклашевский
Эти слова часто повторяют в последнее время. Но повторяют не с почтением, с каким обычно говорят о матери, а как будто речь идет о гулящей сестренке. У такой и семейную реликвию не грех свистнуть.

А ведь Киев носит это звание более чем по праву. В истории России бывали моменты, когда именно он оказывал на русскую культуру очень существенное позитивное влияние.

В XIII-XIV веках из разоренного Киева во Владимир, Москву, Тверь переселился не только митрополит - глава православной церкви, но и множество грамотных людей, ремесленников, воинов. Без них Москва да и вся северо-восточная Русь не стала бы тем, чем стала.

Александр Невский предпочел монгольское иго тевтонскому. Бог ему судья (да и в самом ли деле у него была возможность выбирать? - вряд ли). А Киев столетие спустя вошел в Великое Княжество Литовское. В результате к XVII веку, когда он был присоединен к России, он по своему культурному развитию далеко опережал Москву. Так что можно спорить, через какое из двух окон в Европу на Россию пролилось больше света - через северное или южное - т.е. через присоединенный чуть позже Петербург или Киев? В области материального, вероятно, значение Петербурга было больше, но в области духовного - Киева. Вспомним хотя бы, что Славяно-греко-латинскую академию в Москве создали выпускники Киево-могилянской академии.

И сейчас совершенно напрасно говорят, что Украина сделала выбор между Европой и Россией в пользу Европы против России. Нет, Украина выбрала Европу, но это не против России, а в пользу России: более мудрая мать показала пример своей несколько взбалмошной дочери. Уверен, дочь в конце концов разберется, что к чему, и последует за матерью.

(Опубликовано в Живом Журнале 3 июня 2014)