Франц Кафка Голодарь рецензия к рассказу

Ирина Хорольская Миллер
   «Голодарь» - самая истинная, проникновенная, благоуханная вещь этого мечтательного и добродетельного человека, который к тому же стал непостижимым мастером и повелителем царства немецкого языка» - писал Г.Гессе  в своей книге «Письма по кругу» о рассказе «Голодарь» Франса Кафки.
Гессе называет произведение Кафки «одним из самых прекрасных и трогательных сочинений Кафки, эфирное, как мечта, точное, как логарифм».
   Макс Фрай писал в своей статье «Голодание по Кафке» : «…Блестящая и лаконичная метафора Кафки, помимо прочего, как нельзя лучше описывает читательский голод (зачастую неосознанный). Можно прожить долгую жизнь и умереть, так и не пристрастившись к чтению — просто потому, что так и не нашлось «еды по вкусу» — просто на глаза вовремя не попалась...»
Сборник «Голодарь» был опубликован в 1924 году, после смерти автора, а написан в 1922 году. В него вошли четыре рассказа: «Первое горе» (1921), «Голодарь» (1922), «Маленькая женщина» (1923) и «Певица Жозефина, или мышиный народ» (1923-1924).
  «Голодарь» - это рассказ – исповедь, повествующий о человеке, который занят весьма необычайным видом искусства голодания. Искусство голодания сопоставляется с любым видом искусства. Голодарь хочет, чтобы восхищались им и его искусством, но в итоге не получает признания. В искусстве также меняются взгляды и предпочтения, в результате чего писатели, художники, которые не пытаются внести что-то новое в свое творчество, терпят крах.
  В произведении важную роль играет символика.
40 дней голодания – по христианским обычаям душа человека на сороковой день мытарств после смерти тела окончательно, до Страшного Суда, определяется или в рай, или в ад.
Пантера – «благородное тело зверя, в избытке наделенное жизненной силой»
Клетка – ловушка.
  Символом здесь выступает и большой цирк, где Голодарь пытается найти единомышленников, но в итоге терпит поражение.
Мне понравился этот рассказ своей правдивостью. Действительно, многие писатели не находят своего читателя, как и голодарь не находит своей пищи.   Сам Голодарь говорит в финале рассказа: «Если бы я нашел такую пищу, поверь, я бы не стал чиниться и наелся бы до отвала, как ты, как все другие». В этой фразе голодарь говорит о том, что если бы он смог бы найти людей, которые  бы поняли его искусство, то этого бы было бы достаточно для того, чтобы он почувствовал себя счастливым. Сам же Кафка при жизни не получил признания.
  Произведения писателя критики рассматривают как определённый «код» человеческих отношений, как своеобразную модель жизни, действующую для всех форм и видов социального бытия, а самого писателя - как песнопевца отчуждённости, мифотворца, который навсегда закрепил в плодах своего воображения вечные черты нашего мира. Это мир дисгармонии человеческого существования.
  По слова А. Карельского  «истоки этой дисгармонии писатель видит в разрозненности людей, невозможности для них победить взаимную отчуждённость, которая оказывается сильнее всего - родственных связей, любви, дружбы».
В произведениях Франса Кафки не существует связи между человеком и миром. Мир враждебный человеку, в нём господствует зло и власть его безгранична. Всепроницаемая сила разъединяет людей, вытравляет в человеке чувство сопереживания, любви к ближнему и само желание помочь ему, пойти навстречу. Человек в мире Кафки - существо страдающее, оно незащищенное, слабое, обессиленное. Зло в облике судьбы, фатума повсюду подстерегает его.
Свои мысли писатель подтверждает не столько психологией персонажей, ибо характеры его героев психологически скудны, сколько самой ситуацией, положением, в которое они попадают.

Список использованной литературы.
1. Гессе Г. Франс Кафка// Гессе Г. Письма по кругу. М., 1987.
2. Макс Фрай. Голодание по Кафке. 1993.
3. Карельский А. Лекция о творчестве Франца Кафки.// Зарубежная литература. 1995. №8.