На днях, перебирая ворох очередных документов, из майского буклета 1935 года о правилах поведения пассажира метрополитена, безусловно, московского, выпал бумажный билет на метро.
На билете за номером 2717 сообщается, что он «годен на поездку в одном направлении до ст. СМОЛЕНСКАЯ или до ст. ПАРК КУЛЬТУРЫ им. ГОРЬКОГО».
Он из плотного картона, толщиной 1 мм, надорван сверху, с обратной стороны разлиновано время от 7 до 1 часу ночи и стоит штамп «до 13 час».
Это несколько странно, т.к. в самом буклете сказано, что движение поездов «с 6 часов утра до 1 часу ночи».
Поезда идут в двух направлениях:
1) Сокольники – Охотный ряд – Смоленская и обратно.
2) Сокольники – Охотный ряд – парк Культуры и обратно.
Отправление с каждой станции на участке Сокольники – Охотный ряд – через 5 минут, на остальных участках – через 10 минут.
Остановки на всех станциях составляли по 30 секунд.
На первой странице сообщалось, что инициатива постройки метро в Москве принадлежит товарищу Сталину. Протяженность первой линии составила 11,5 км. Вагон вмещал до 170 пассажиров и был с мягкими кожаными сидениями.
Метро в 1935 году было безусловно, событием первостепенной важности, большим прорывом, учитывая тот факт,что открытие метрополитена в Ленинграде задержится на 20 лет...
Пассажирам прививали культуру: «Вежливое обращение обязательно как для персонала метро, так и для пассажиров. Разъясняйте всем, как пользоваться метрополитеном. Он несет на удобства и культуру, но и требует также культурного отношения к себе».
По всей видимости, культуру удалось привить не всем советским гражданам. Впрочем, как и сейчас - до сих пор у нас в метрополитене сидения из кожзама и антивандальное оборудование…
P.S. В 1990-е, если мне не изменяет память, были пластмассовые жетоны Московского метрополитена, которые мне привозила подруга из Москвы. Интересная трансформация билетов-жетонов метро - от бумаги и металла к пластику 1990-х…