Сладкое очарование войны

Евгений Габелев
Война подобна любви…



 

Война подобна любви. Она обещает вам целый мир, окончательное решение всех проблем, и райское наслаждение после некоторой доли усилий, но в конечном итоге оставляет вас у разбитого корыта. Даже если вы победите, то все равно не получите того что хотели. Но уже ничего не сможете изменить.

 

Не верьте ее воинственным богам.



 

ВОЙНА И МИР

 

Обычно люди живут своей жизнью. Любят, ненавидят, строят планы на будущее и тем или иным способом преследуют свои маленькие, но столь важные для них цели… и это правильно, привычно и хорошо. Нет смысла притворяться высшими существами и осуждать соседей занятых своим делом.

 

Проблемы начинаются, когда сперва немногие, а вслед за тем и миллионы людей забывают привычные дела, и начинают спорить о мировой политике или обстоятельствах жизни в соседней стране, либо вспоминать некие давние, быльем поросшие, но почему-то все еще важные исторические обиды…

 

Через некоторое не столь уж большое время миллионы мирных, с виду вполне разумных и обстоятельных существ, способных заботиться о себе, расставлять приоритеты и рассуждать более менее здраво, уже не узнать. Их словно охватила эпидемия, некое странное поражение разума, преобразившее все…

 

И вот уже пред нами не Человек Разумный, поведение и повадки которого хорошо и давно известны, а Человек Воинственный… а вслед за ним и Человек Воюющий. Существо совершенно иное, и можно думать генетически отличное от биологического вида и социального существа, привычного нам.

 

Потом тысячи а иногда и миллионы этих людей погибают… погибают бессмысленно, жестоко и напрасно. Цели, ради которых они еще недавно с воодушевлением и мужеством убивали и умирали в муках, оказываются химерами. Плоды побед достаются другим, а проигравших ждет масса проблем.

 

Тогда они приходят в себя и начинают искать виноватых.



 

ПРИТЯЖЕНИЕ СМЕРТИ

 

Когда судят об очередной войне и ищут ее причины, обычно обращают внимание на интересы власти, военно-промышленного комплекса и правящего класса. Это если рассуждать о серьезном анализе, а не о бредовых идеях конспирологов, любящих все валить на тайный сговор. Но посмотрим глубже.

 

Но ни один коррумпированный бюрократ, самовлюбленный вождь с манией величия, навязчивый мессия или продажный журналист не смогли бы отправить миллионы людей на смерть, если бы это стремление не содержалось уже некоторым образом в их сердцах… или говоря современным сленгом в подсознании.

 

Нам нравится убивать, и по каким-то причинам нам хочется быть убитыми. Когда первые психоаналитики столкнулись с этим, им пришлось постулировать стремление к смерти. Страшный Танатос, фундаментальное и неустранимое стремление к смерти, противостоящее Эросу, стремлению к любви…

 

Впоследствии тайна сия разрешилась, и мало кто из современных психологов настаивает на реальном существовании Танатоса. Хотя это была интересная модель, по-своему интеллектуально совершенная, красивая и объясняющая все. К тому же, она напоминала традиционные представления о Добре и Зле.

 

Заменив Эрос на Бога, а Танатос на Дьявола, мы получим вполне традиционное представление о причинах войны, равно как и всякого прочего зла. Более того, религиозная картина логичнее, чем не ясный инстинкт смерти… но и она полна внутренних противоречий. Поэтому наука старается обойтись без богов.

 

Боги и демоны это непознанная часть нас самих.



 

НАБЛЮДАЕМАЯ РЕАЛЬНОСТЬ

 

Наука, в отличие от демонологии, начинается с наблюдения за вещами очевидными. Потом, накопив достаточно эмпирического материала, она переходит к обобщающим гипотезам и опытной проверке. Поступим так и мы, а потом вернемся к тайнам мира и вещам мистическим. Итак, поглядим на людей.

 

Первое что бросается в глаза в свете исследуемой темы, это поразительная любовь людей к насилию. Мы любим применять насилие, любим мечтать о применении насилия, и даже если сами миролюбивы, то любим смотреть как его применяют другие. На этой любви к подглядыванию держится спорт.

 

Помимо актов межличностного насилия, нас до крайности привлекает вид насилия природного. Насилия, что осуществляет природа. Нам нами и делами рук наших, и сама над собой. Извержения вулканов и землетрясения, наводнения и пожары, ураганы, разрушительные торнадо… и рукотворные взрывы.

 

Все эти зрелища неизменно составляют главное содержание выпусков новостей, и не в силу заговора журналистов, а потому что это поднимает рейтинг программы… то есть, миллионы людей хотят на это смотреть. Именно эти зрелища, пусть и смоделированные на компьютере, делают кассу фильмам.

 

Нам нравятся орудия смерти. Мы способны получать эстетическое наслаждение, созерцая предметы, предназначенные убивать и калечить... и при всякой возможности ими любуемся. Люди любят оружие. Меч, нож, самолет, танк… большинство мужчин и многие женщины находят их красивыми.

 

Господи, да что это с нами…



 

КУЛЬТУРА СМЕРТИ

 

Истины ради стоит заметить, что нам нравится масса других вещей, куда более мирных. Нас восхищает улыбка любимой, игры наших детей, веселые и забавные зверушки… мы можем часами созерцать красоту цветка, летний закат, звездное небо, восход луны и прекрасные творения искусных рук…

 

Еще, мы любим заниматься любовью, мечтать о ней, и любим смотреть как этим занимаются другие, и по здравому рассуждению вполне согласны с тем что это лучше, чем заниматься войной… но из песни слова не выкинешь. К тому же изрядное число людей настаивает, что война благородней любви.

 

Более того, наша культура и общественные нравы как-то странно ориентированы. Фильм или картинное полотно с изображением интимных ласк служит объектом морального осуждения, к нему не подпустят детей… а фильм, картина или компьютерная игра с массовым кровопролитием, убийствами и войной…

 

Наши мультфильмы полны насилием. Даже невинные мультики советского детства, не говоря о современных… причем детям это нравится. При наличии выбора большинство из них предпочитают те, где сцен насилия больше и оно более разрушительно и тотально. Про компьютерные игры подростков я молчу…

 

Но это попса, ширпотреб, скажете вы… однако, вся великая мировая литература замешана на насилии. Российская и зарубежная… а еще опера, драма, балет… бессмертные пьесы Шекспира и античный эпос, библейские сказания, рыцарские легенды и родные былины… мы как рыбы, плавающие в море крови...

 

Наша культура это культура насилия и смерти.



 

МИР НАСИЛИЯ

 

Мы не замечаем насилия, как рыба не замечает воды. Мы хищники, биологический вид, истребивший тысячи, если не миллионы видов, чтобы занять доминирующее положение на земле. Мы наследники воинов, и унаследовали мир, который наши героические деды отняли у более слабых племен.

 

Мы прививаем своим детям склонность к насилию с ранних лет… и даже не замечаем этого. Однако, если мы заметим, и решим оградить их нежные души от жестоких сцен, дети взбунтуются или будут несчастны. Ребенок, лишенный шанса видеть насилие, читать или слышать о нем, вырастет больным…

 

Стоит ли удивляться, что мы воюем…. Поразительно лишь, насколько умело мы научились не замечать очевидного, прикинувшись миролюбивыми и нежными существами… и я чувствую, как вы закипаете от гнева, читая эти слова. Я хочу чтобы вы осознали стремление к насилию, что пробуждается в вас…

 

Следует признать реальность. Мы племя неисправимых насильников и убийц… и осознать свои чувства по этому поводу. Потомучто поняв и прочувствовав это, мы сможем с этим жить. И тогда мы сможем с этим справиться, и научимся жить в мире. Мы сможем понять, откуда растет смерть и укротить ее…

 

Но сперва придется научиться говорить себе правду. Смотреть в лицо реальности и признавать себя в собственном отражении… и не отводить глаза. Не прятаться за оправдания и трусливый миф позитивного мышления, будто каждый видит лишь то что хочет… и тогда истина сделает нас свободными.

 

Истина сделает нас мирными. И даст шанс выжить.



 

НАШЕСТВИЕ МОРАЛИСТОВ

 

Итак, мы сказали правду и примирились с ней. Мы племя хищников. Мы склонны применять насилие, нам нравится убивать и мечтать об убийстве, мы находим эстетическое удовольствие в созерцании орудий войны и разрушении… и на это накладываются политические споры и меркантильные интересы.

 

От простых хищников мы отличаемся наличием разума, сложным социальным устройством, абстрактным мышлением и речью. Вследствие этих отличий наше насилие не останавливается на уровне индивидуального зверства, а принимает организованные формы. Речь помогает нам координировать усилия.

 

Сложное социальное устройство позволяет сбиваться в организованные армии, производить вооружения и осуществлять планирование боевых действий. Абстрактное мышление обеспечивает нас концепцией врага и множеством с виду вполне достойных причин для войны. Геополитика, религия, мораль…

 

Что дальше…? Дальше на сцене обычно появляется процессия моралистов. Они сообщают нам, что все это плата за грех… и единственный выход в покаянии, посте и молитве. Отчасти они в чем-то правы… но верить, что миллионы людей погибли потомучто одна девушка когда-то украла райское яблоко…

 

Пожалуй это на любителя, хотя я не стану отрицать вклад мировых религий в дело проповеди мира… правда в религиозных войнах погибли многие миллионы людей… так что решайте сами. Я же предпочту заметить, что несмотря на тысячи лет призывов к человеколюбию результат пока слабый.

 

Должен быть какой-то другой выход… и он у нас есть.



 

СПОРНЫЕ ТЕОРИИ

 

Дай моралистам волю, и они поубивают нас всех. Ради нашего же с вами блага, разумеется. Во всяком случае, именно так они всегда поступали, стоили им получить власть. Костры инквизиции и религиозные войны, политические репрессии и противостояние идеологий, чуть было не погубившее мир…

 

Так что, нам стоит быть осторожными с моралистами… и вообще, со всеми с виду прекрасными теориями, что легко и практически незаметно переходят от наблюдения за человеческой природой к ее осуждению. Есть существенная разница меж заявлением «мы хищники» и суждением «мы хищники, и это плохо».

 

Первое является констатацией факта, и открывает нам все возможности для дальнейших исследований и поисков… второе открывает дверь войне. Беспощадной войне, которую мы будем вынуждены в случае принятия этой фразы на веру вести с целым миром, людской природой и самим собой.

 

Впрочем, есть мнение, что не такие уж мы хищники. И если честно, биологически мы всеядные существа, совместившие в себе адаптивное травоядное и жестокого хищника… и возникает соблазн как-то убрать из нас эту хищную составляющую, превратив себя в миролюбивых и робких вегетарианцев…

 

Но наука этого не позволяет. Человек, лишенный мяса, становится вялым, поскольку в нем содержится целый ряд необходимых ему веществ… к тому же не такие эти вегетарианцы мирные. Не едящие мяса индусы воюют друг с другом всю свою историю… и помирить их смогли лишь мясоеды-англичане.

 

Так что не в биохимии дело. Пойдем глубже.



 

ДОБРЫЕ ЛЮДИ

 

Трудно представить, что поедание мяса мистическим способом испортило нашу природу, изначально мирную и склонную к добру, и смена рациона сможет избавить человечество от войн… к тому же Гитлер как известно был вегетарианцем, и сами эти добрые люди в общении весьма агрессивны.

 

А вот некогда воинственные тибетцы и восточные монголы, когда-то державшие в страхе многократно превосходящий их численно и организационно Китай, через пару веков после принятия буддизма стали до крайности миролюбивы, отказались от насилия и войн, и даже позволили завоевать себя…

 

Кажется, дело в верном выборе религии… но все они за редким исключением утверждают недопустимость убийства и запрещают войны… и крайне навязчиво учат нас разумному, доброму, вечному… а потом отправляют миллионы людей на войну. А их преданные адепты буквально источают злобу…

 

Впрочем, как уж было замечено, агрессивен любой моралист. Люди, обличающие природу и склонные переделывать мир, в массе своей осуществляют тем самым акт собственной агрессии, но не осознают его. То есть, будучи такими же воинами, бойцами и насильниками, как и все человечество, это прячут…

 

Но если мы не станем их осуждать, а всмотримся в только что произнесенную нами вполне очевидную фразу… то откроем кое-что бесконечно важное. Не столь привычное нам и уже вполне банальное лицемерие святош... а сам факт, что агрессия и война воспринимаются нами как постыдные.

 

Это значит, что у всех нас есть надежда.



 

СЕМЕНА РАДОСТИ

 

Если бы насилие, включая его высшую организованную форму – войну, являлось центральной и вполне органичной частью нашей природы… то откуда бы взялся стыд…? Что, какие соображения побуждали бы миллионы людей искусно скрывать от себя и окружающих свою подлинную природу…?

 

Мы гордились бы тем, что воюем. Мы украшали бы свои жилища черепами убитых врагов и похвалялись собственным зверством. Возможно, мы отягчали бы пояса скальпами и носили обувь из кожи врага… однако, мы так не делаем. Мы не едим врагов и не пытаем их у столба на площади...

 

Но мы прекрасно знаем, что многие народы именно так и делали… а племена, существенно отставшие в развитии от мира, продолжают делать и сейчас. И тогда мы понимаем, что в прошлом и наши деды вели себя так же, гордились зверством и выставляли его напоказ… но потом что-то изменилось.

 

При этом нет оснований думать, что наша глубинная природа, биологическое естество или социальное устройство претерпели за это время некую радикальную перемену. В сущности мы те же, что и были… но постепенно эволюционировали и стали другими. Что-то проросло сквозь древнюю дикость.

 

Миролюбие, любовь к ближнему и гуманизм не свалились на нас с неба, а словно прятались в глубине нашего сердца, покрытые защитным панцирем организованного и безжалостного насилия. И словно семя, скрытое под твердой кожурой от превратностей и угроз внешнего мира, они прорастают в нас…

 

Но откуда они там…?



 

ФИЛОСОФСКИЕ ТОНКОСТИ

 

Вокруг нас живут миллионы людей, что искренне верят в неземное происхождение этих семян. Человечество слишком воинственно и порочно, и в сердце нет места добру… поэтому добрые боги засеяли в нас семена грядущего блага, и тысячи лет заботливо, как внимательные садовники, растили…

 

Но мне эти представления не слишком близки. Однако я пишу это не для того, чтобы с ними воевать. Всякий имеет право на убеждения, а окружающая нас реальность слишком безжалостна, и вполне естественно склоняет к подобным выводам. Остается вопрос, не могли бы боги поторопиться...

 

Если миролюбие и любовь представляют собой дар богов… то вся наша судьба в их воле… и знаете, это не слишком достойно звания Человека. На бога надейся, а сам не плошай. Поэтому я предпочту искать корень миролюбия внутри нас... хотя с позиций человека религиозного это гордыня.

 

Но с точки зрения многих философских учений, человеческая природа не имеет предпочтения к насилию, войне и злу… и точно так же не имеет предопределенной склонности к любви, миролюбию и состраданию к ближним. То и другое представляется нам как возможность, и мы сами делаем выбор.

 

Впоследствии выбор, сделанный раз, оказывает все возрастающее влияние на нашу жизнь. Решения принятые однократно вслед за тем повторяются как уже опробованные и безопасные, и далее в нас создается накатанная колея, или карма. То есть любовь и насилие оказываются привычками.

 

Что однажды выберем, тем со временем и станем.



 

СОЦИАЛЬНЫЕ ХИЩНИКИ

 

Если это правда, то задача обуздания войн сводится к созданию социальной обстановки и воспитания, благоприятствующего выбору в пользу добра. Со временем, после того как сменится несколько поколений, человечество напрочь утратит агрессивность и превратится в доброжелательное стадо…

 

Но опыт показывает, что это не так. Воспитание, культура и социальная обстановка крайне способствуют мягкости нравов, либо их дикости и зверству, если расставить акценты в обратном порядке… но стоит миру измениться, миллионы людей впадают в дикость. Так что фокус не пройдет.

 

Самое печальное, что добрые философы никак не договорятся о том, каким же следует быть идеальному обществу, воспитанию и культуре, чтоб традиция зверства раз и навсегда пресеклась… и всякий раз когда они создадут теорию, у других будет своя… а потом они будут спорить, и воевать…

 

Сто лет назад к спорам подключились психологи и вбросили немало красивых идей, включая упомянутую теорию Танатоса, и еще ряд фантасмагорий, как теория зависти к сыновьям... согласно которой войны происходят от зависти отцов, которые затем и отправляют сыновей на смерть в окопах…

 

Но обратившись к корням, мы обнаружим, что люди являются хищниками, так что нет смысла изобретать лишние сущности… но хищниками стайными. Мы не одиночки, а социальные животные. Мы склонны сбиваться в стаи, и отличаем своих от чужих. Своих мы как правило любим и защищаем…

 

Что и дает нам искомый ответ.



 

МИР ДЛЯ СВОИХ

 

Люди слишком малы, чтобы воевать с целым миром. Слишком слабы, чтобы охотиться в одиночестве. Слишком беспомощны, чтобы позаботиться о себе без помощи племени подобных нам… и в этой слабости великое благо. Потомучто благодаря ей мы наделены способностью любить.

 

Чтобы выжить человеческие существа сбиваются в стаи, и это впечатано не только в культуру, но генетически, неистребимо, за миллионы лет естественного отбора. Отбор способствует выживанию тех кто способен заботиться о своих, оберегать, сострадать и любить, помогать и заботиться о ближнем…

 

Так что наша этика и мораль прекрасно выводится из нашей слабости, стайной природы и естественного отбора, без всякой помощи божественного промысла… что отнюдь его не исключает. Но мы вполне справляемся сами. Для нас естественно жить в мире с ближними… а с дальними воевать.

 

Соответственно, чем шире круг наших ближних, чем сильнее в нас развито умение включать в ближний круг других существ… сначала говорящих с нами на одном наречии и исповедующих одну с нами веру, а потом и других, все более и более дальних и отличных от нас… тем меньше возможность войны.

 

Это соответствует наблюдаемым фактам. Сейчас трудно представить, что еще недавно жители западной Европы воевали друг с другом… а до этого, жители земель, городов и княжеств… а теперь они ощущают себя частью целого и живут в мире. Когда-нибудь мы станем частью их единой семьи…

 

Однажды мир станет един, и войн больше не будет.



 

Это случится не скоро… но на кого же мы тогда будем охотиться? Кто станет нашим врагом, если все вокруг друзья? К счастью, у людей масса дел, на которые предстоит обратить высвободившуюся энергию. Болезни, стихийные силы и чуждый нам космос… и наконец сама смерть, с которой нам предстоит схватиться и победить…

 

Будет нелегко. Но мы справимся.



 

И ЕЩЕ…

 

Другие статьи автора о взаимоотношениях войны и мира:

 

Логика войны

Вечная неизбежность войны

Военные параллели