оксиморон

Елена Денисова 2
ОКСИМОРОН.*

– В детстве меня учили, что честность – это добродетель.
– И твое взрослое сердце в это верит?
– Нет… мой наставник учил, что честность – это дурость.
(Исуна Хасэкура, Волчица и пряности)

Иногда приходится выбирать: быть добрым или честным. Можно ли это совместить?
Когда честный  –   люди обижаются,  добрый  –  врать приходится.

Отец учил, ври только по жизненным показаниям. А такие показания случаются довольно не часто, так, все по мелочи врать приходится.  Образ жизни-то у меня обычный.

В детстве честной быть  легко. Дальше – хуже.
Первую плюху получила от любимой учительницы по литературе. Требовалось написать сочинение «За что я люблю Наташу Ростову». А я ее не любила. За то, что она Андрея Болконского «бросила». А еще за то, что она -  моя ровесница, а ей позволялось быть такой дурой! 

Обо всем этом, соблюдая приличия, я и поведала в искреннем своем сочинении. За грамотность 5 баллов, а за содержание – 2. «Непонимание и неверное раскрытие образа».  Ясное дело, что это укрепило мою неприязнь к героине. Великий Л.Н. Толстой, как мне казалось, описал свой идеал женщины: сначала дурочка, а потом сразу же упитанная  курица! Одно утешало, что супруга гения, Софья Андреевна, не укладывалась в прокрустово ложе мечты гения.
 
… В институте объявили воскресный марафон в поддержку голодающим детям Африки. Голодающие дети – это страшно для любого нормального человека. Сама -  часть стипендии, игрушки и прочее приносила в штаб комитета комсомола. Но мой мозг отказывался понимать, как мой бег в единственный выходной может помочь бедным детям? Магия какая-то: мы бежим и дети сыты. Бегала я препаршиво. Оттого решила просто искренне  поспать и не омрачать своими плохонькими достижениями мероприятие.

На собрании комсомольского актива меня распекали по полной программе. Комсорг факультета наставила на меня, будто дуло, свою загипсованную ногу и с вызовом сказала:

- Я пришла на марафон в гипсе.
Я честно спросила, мол, как же она бежала? Оказалось, что она и не бежала вовсе! Я сказала, так за что же меня клеймят, я не бегала и комсорг тоже. Значит, мы обе детям не помогли!

Дальше было много всего, копать-выкапывать из памяти не хочется. Но искренность обходилась все дороже. На месте колючек правдивости, путем размягчения, образовывались щупальца приспособляемости.

«Я потерял много друзей-писателей. Все они давали мне свои работы со словами: „Прочти и скажи, что думаешь“. Ну, я и говорил». Это мой любимый Курт Воннегут. Нечего добавить.

С годами научаешься понимать, что на самом деле хочет слышать человек.
Так существует ли понятие «добрая честность», или это стилистическая фигура, стилистическая ошибка, как «живой труп», к примеру? Оксиморон, одним словом! 



*Оксиморон - (греч. ;;;;;;;;, букв. — остроумно-глупое) — стилистическая фигура, сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление, например «сухое вино», «честный вор», «свободные рабы» и т. п. На О. построены названия некоторых произведений литературы — «Живые мощи» И. Тургенева, «Живой труп» Л. Толстого, «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского. (Поэтический словарь, А.П. Квятковский)