Сын за отца...

Евгений Гордеев Смоленск
    Вот он идёт по родному городу, в мятом парусиновом костюме и соломенной шляпе. Идёт, глядя прямо перед собой, потому, что уже плохо видит. То и дело с ним здороваются встречные, в основном - люди старшего поколения, те, кто помнит его в иных ипостасях,  и он отвечает им, церемонно приподнимая край шляпы.
      Я тоже помню его сидящим в кресле первого секретаря горкома КПСС. Он был демократичен и прост в общении, не броско одевался и не кичился своей немалой должностью. В связях, порочащих его, не был замечен, никто и никогда не мог бы уличить его в стяжательстве, использовании служебного положения. Ни дачи, ни машины, ни шикарной квартиры… Принимаемые им решения сквозили умом и умением брать на себя ответственность. Отличный работник и руководитель, прекрасный семьянин. А было ему тогда лет сорок  пять. И занесла бы его судьба высоко-высоко  по служебной и партийной лестнице, если бы не один случай…
       Шёл, насколько я помню, 1985-й год, над страною реял ветер больших перемен, на ЦТ «прожектор перестройки» с максимальной честностью и гласностью освещал необозримые перспективы демократии. И надо же такому случиться, что именно в этом году, когда страна   определяла  для себя новые пути развития, в нашем городе открывался возведенный  в честь 100-летия со дня рождения бронзовый памятник «революционному матросу», Наркому юстиции РСФСР, а затем – и СССР Н.В.Крыленко. Тому самому Крыленко, который являлся одним из самых ярых апологетов  сталинских репрессий, подписал тысячи смертных приговоров невинным жертвам разгула беззакония и произвола,  и, в конце - концов, сам пострадал и погиб в подковёрной борьбе за власть с группировкой Вышинского. Да и не простым матросом, как его многие представляют,  был Крыленко, а прапорщиком, знал несколько языков,  возглавлял, помимо всего прочего, федерации альпинизма и шахмат СССР.
        Столь важное событие, как водится, было отснято на плёнку региональной группой киножурнала «Наш край» и сюжет этот ушёл в прокат, замелькал на экранах тысяч кинотеатров, домов культуры, сельских клубов, показываемый перед художественными фильмами. Так это и было в одном из сёл Тульской области, где в субботний вечер жители собрались в клубе, чтобы посмотреть  отечественную комедию «Любовь и голуби».  Предварял  фильм киножурнал «Наш край». Вот показывают новостройки Тулы, развитие села в Калужской области, вот- открытие памятника  Н.В.Крыленко. Первый секретарь горкома КПСС режет ленточку, спадает белая материя и… Тишину тёмного зала пронзает женский вопль, слышится  стук падения. Немедленно  включили свет,  и люди увидели лежащую на полу в глубоком обмороке жительницу их села, знаменитую на всю страну доярку, Героя социалистического труда. Прибежала медичка, остро запахло нашатырём, лежащая на полу женщина очнулась и под ручки была отведена домой. А наутро она, отпросившись с работы, села в автобус и уехала. Ка потом все узнали- в Москву. В столице она посетила Председателя Комитета партийного контроля при ЦК КПСС Михаила Соломенцева ( надо заметить, что Герои социалистического труда, как и некоторые  другие категории граждан , принимались партийными бонзами безотлагательно-авт.) . И рассказала ему свою историю…
        В 1942 году в их деревню, многие жители которой партизанили, либо помогали  партизанам,  ворвались фашисты, которыми командовал  житель их деревни . С его сыном она сидела в школе за одной партой. Он был в форме капитана вермахта, с железным крестом на груди. По его команде фашисты и полицаи расстреливали жителей деревни от мала до велика, а их дома сжигали. Ворвались они и в её дом. Она успела спрятаться под русскую печь и оттуда видела, как  этот капитан собственноручно застрелил её мать, братьев и сестёр, а двухмесячного братишку, взяв за ножки, ударил головой о каблук  своих блестящих хромовых сапог, размозжив ему череп. Как она выбралась из горящего дома, девочка не помнит. Её нашли у торчащей на пепелище  печной трубы спешащие на помощь, но опоздавшие, партизаны. Она воспитывалась в детском доме и судьбы фашиста-односельчанина не знает. Но вот в кадрах кинохроники увидела сына фашистского ублюдка,  первого  секретаря  горкома партии, перерезающего ленточку и произносящего речь на открытии памятника Крыленко и сердце зашлось, потеряла сознание…
      Внимательно выслушав её, Михаил Сергеевич вызвал помощника: сегодня едете в командировку. Она вам всё расскажет.- кивнул он на взволнованную женщину. Но помните,- сын за отца не отвечает! А потому задайте ему всего один вопрос, какой,- вы знаете…
      Войдя наутро следующего дня в кабинет первого секретаря горкома партии, помощник М.Соломенцева задал ему всего один, тот самый, вопрос: «Вы о том, чем занимался ваш отец в годы Великой Отечественной войны, в своей автобиографии указали?». Услышав отрицательный ответ, выставил хозяина из кабинета и по аппарату ВЧ – связи соединился с патроном.
       Согласно принятому решению, за сокрытие биографических данных нарушитель был смещён со своего партийного поста, получил строгий выговор с занесением в учётную карточку.  Поработав немного в сфере профтехобразования, он, учитывая его заслуги и организаторские способности, был назначен ректором института физической культуры и спорта. С этой должности, отработав двенадцать лет, он и ушёл на заслуженный отдых.
       История эта  широкой огласки не получила, да оно и правильно: сын за отца не отвечает! Тем не менее, каждому ясно, что укажи наш герой  в своей автобиографии , что творил его папаша в период немецко-фашистской оккупации, поставил бы крест на своей учёбе, карьере и всей судьбе.
       Вчера увидел его, одиноко бредущего по площади Ленина, поздоровался, поговорил и всплыла в памяти эта история. Хотел было спросить его, что сталось с отцом, да не решился. Сам когда-нибудь узнаю…
22.06-2014 г.