Похвала Книге и Человеку читающему

Тина Гай 2
Альфа и Омега, развлечение и удовольствие, мудрость и откровение, руководитель в молодости, лучший друг в старости, коллективный опыт, учитель и волшебник…


Никогда не думала, что человечество настолько переполнено благодарностью книге, не только выраженной на бумаге, но и в камне, железе, дереве, фонтанах, огромных монументах и шуточных зарисовках. Книге, Слову и Человеку читающему поставлено столько памятников по всему миру, как ничему и никому больше. 


Книга как универсальный знак принадлежности  человечеству, открывающая  мир каждому. В России, Белоруссии, Казахстане,  Туркмении, Эмиратах, США, Испании, Германии, Китае, Польше, Чехословакии, Израиле, Великобритании, Португалии, Чили, Турции, Нидерландах, Омане, Италии, Франции…


Во всех частях света и во всех странах есть хоть один памятник, посвященный книге или Читателю. Они как метки, как знак принадлежности чему-то большему, чем земная жизнь. По ним можно понять, кто мы, откуда и куда идем. Несмотря на разговоры, что книга перестала быть востребованной, это только часть, совсем небольшая, правды.

 
Книга –  самый распространенный символ Человека читающего. Мы видим Книгу Жизни на коленях Иисуса, читающего наши деяния на Страшном суде, чтением Книги мёртвых в Египте и Тибете провожают усопших, облегчая  путь в мир иной, чтением Псалтири - провожают христиан.

 
Книга несет столько смыслов, что памятники ей творить, наверное, просто и потому они столь разнообразны. Есть памятники, посвященные событиям, на которые книга только намекает, но ведет дальше. Глядя на них, понимаешь, что это не столько о ней, сколько о другом, знаком чего она  является.

 
«Утонувшая библиотека» в Берлине с пустыми книжными полками, уходящими глубоко под землю, напоминает о массовом сожжении книг в мае тридцать третьего, а книга с вырванными и разорванными страницами, стоящая в центре мемориала в Нэшвилле (США), посвящена погибшим во время Холокоста.


Каждая вырванная страница – убитый, сожженный, повешенный, замученный или задушенный в газовой камере еврей. Две огромные ладони на раскрытой книге – памятник трагическим событиям, случившимся в 2004 году в Беслане, когда сотрудники «Альфа»  и «Вымпела» ценой собственных жизней спасали детей.

 
Больше всего памятников Книге, которые являются похвалой Альфе и Омеге нашего становления, вочеловечивания и взросления. Это памятники в виде костров знаний или огромной и не очень стопки, в порядке разложенных одна над другой или падающих книг.


Это Пекин, Оксфорд, Нэшвилл, Нью-Йорк, Кошоктон (США), Нидерланды, Оман, Корея, в России - Таганрог, Когалым, Екатеринбург. Самый известный памятник  в виде стопки из семнадцати книг в  находится в Берлине, сооруженный там же, где и «Утонувшая библиотека», и также напоминающий об огромных кострах из книг.

 
Часто встречаются памятники с азбуками или буквами: в Барнауле - русско-армянской дружбе со страницами русского и армянского алфавитов, в Израиле - огромная книга, из которой сыпятся буквы  разных алфавитов, в Омске - книга с буквами и героями из разных книг.


В Турции, в Ростове-на-Дону и Воронеже - памятники с живой  зеленой травкой на страницах, олицетворяющих книгу Жизни и одновременно - памятник Природе как открытой Книге.

 
В Санкт-Петербурге – Книга-Послание, на одной стороне которой слова «Люблю тебя, Петра творенье». В Эмиратах - огромный памятник Корану, выполненный в виде раскрытой книги с позолоченными буквами, сверкающими на солнце, а в Эстонии - Библии. У каждой страны - свои ассоциации, связанные с книгой

 
Есть небольшой памятник открытой книге в Ханое и огромный - в Китае. В Китае есть и другой памятник, который нравится больше других: огромный том, на обложке которого из букв постепенно проступает лик Человека, словно рождающийся из них, как младенец рождается из утробы матери. Человек рождается именно так, и никак иначе!

 
Много шуточных памятников, посвященных читателю: в Саратове стоит памятник студенту, в народе получивший название «Ночь перед экзаменом». В Моншане (Германия), США, Франции  и Новой Зеландии - многочисленные памятники  «Читающей девочке», интересный памятник Читателю, у которого вместо головы рука с книгами.


Рядом с иносказательными и аллегорическими памятниками, много  памятников вполне конкретных, посвященных одной книге: «Обломову» Гончарова, «Царь-рыбе» Астафьева, «Дарам волхвов» и «Вождю краснокожих» О’Генри, «Капиталу» Карла Маркса, "Истории ..." Карамзина и другим.


Не обошло стороной желание людей гадать по книге или загадывать сокровенное  в надежде на исполнение. Так появились памятники «Книга желаний» с отпечатком ладони, приложив к которой можно загадать желание.
 

И совсем удивительные памятники - из книг в виде фонтанов, в которых вода олицетворяет поток знаний,  льющийся из книг. Такие памятники есть в Италии, Австрии, США. Я уж не говорю о многочисленных памятниках основателю книгопечатания Ивану Федорову, славянским просветителям Кириллу и Мефодию и литературным персонажам.


У кого какая фантазия в голове скульпторов, какие у кого ассоциации и образы возникают. Главное, что их много и фантазия  не иссякает. И это радует...


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/alfa-i-omega/