Осенняя серенада в Ленинграде

Татьяна Сергеевна Дмитриева
          Как-то года три назад хорошие друзья на день рождения подарили мне музыкальный диск:"Sobranie of classic music". На нём были многие произведения, действительно мною любимые с детства, в исполнении Берлинского филармонического оркестра.

В жизненной суете и делах я совсем забыла о нём. И вот совсем недавно, зимой, я вдруг наткнулась на него, и решила послушать. Да, да, из колонок лилась прекрасная музыка, раздвигающая время и сокращающая расстояния. Это была "Серенада" Доменико Чимароза.

Снег за окном представился цветущим садом. Арфа, габой и флейта звучали, как птицы в райском саду. И вот оно, что-то до боли знакомое, что-то напоминает...

                * * *

1973 год, начало октября, Ленинград. Молодая студентка первого курса Светлана, приехавшая на учёбу из Подмосковья, отправилась в Ленинградскую государственную консерваторию.

Она купила абонемент на шасть месяцев для посещения музыкальных вечеров в концертном зале консерватории по теме: "Классическая музыка".

В небольшом провинциальном городке Светлана закончила музыкальную школу по классу "Фортепиано", и до сих пор  благодарна своим педагогам, которые привили ей любовь к классической музыке.

Её преподавателями оказались выпускники Ташкентской Консерватории, присланные в тот небольшой военный городок для организации музыкальной школы. Дело это было как раз после Ташкентского землетрясения 1966 года.

Ей надолго запомнился замечательный преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы. Он привёз с собой из Ташкента много пластинок, по которым они и изучали классическую музыку.

Конечно, приходилось ей бывать и в Московских театрах. Но, всё-таки, центром музыкальной культуры всегда считался Ленинград.

Да и дома её папа, имеющий прекрасный, почти идеальный слух, знал все арии из оперетт Имре Кальмана и вальсы Иоганна Штрауса наизусть. И постоянно, в моменты хорошего расположения духа, насвистывал их. А то и пел!

Поэтому, оказавшись в Ленинграде, первым её желанием было посетить Консерваторию.

И вот она, долгожданная встреча с прекрасным! Светлану удивило, как много свободных мест в зале. Подумалось, как люди не ценят, что живут в таком городе, где собрано столько прекрасного в одном месте.

Всё замерло, свет погас, полилась божественной красоты музыка. А конферансье со сцены рассказывала о мире классической музыки.

Перед тем, как погрузиться в мир звуков, глаза Светланы невольно скользнули на соседа слева. Он сидел, не отрывая от неё пристального взгляда. Ей даже стало неловко, но тут зазвучала божественной красоты музыка.

Гобой, арфа, флейта, скрипки и контрабас - нежной красоты звуки заполнили собой зал и всё пространство вокруг. Время потеряло счёт. Когда звуки музыки затихали, конферансье вкрадчивым голосом вторила ушедшим звукам:

"Более 200 лет назад итальянец Доменико Чимароза сочинил эту "Серенаду", по сути это концерт для гобоя с оркестром до мажор. Серенада - вечерняя или ночная приветственная песня.

Родился Чимароза в семье неаполитанского каменщика и прачки, стал одним из известнейших композиторов Италии. И не только. По приглашению императрицы Екатерины 11 с 1789 по 1792 годы он жил у нас, в Петербурге и имел звание придворного композитора.

Но резкий климат России вредно отразился на его здоровье, и он вынужден был покинуть Россию.

Стиль музыки - пламенный, огненный, жизнерадостный. Но с Моцартом нет ничего общего, только одна глубина идеи, которую Чимароза соединил с красотой и плавностью мелодии, драматической живостью, выдающейся инструментовкой".

Здесь опять голова Светланы повернулась налево и глаза встретились с глазами молодого человека. Эти прозрачные янтарно-зелёные глаза она будет потом долго вспоминать!

А тогда это было мимолётно, но запало в душу. Она наслаждалась звуками и чувствовала, как он неотрывно смотрит на неё. И вновь растворялась в звуках музыки.

Но вот концерт закончился, все засобирались. А Светлане и её незнакомцу хотелось, чтобы этот миг длился вечно. Так бывает, и название этому любовь.

Зал опустел, они сидели вдвоём молча, даже не глядя друг на друга, пока не появились уборщицы. Дальше сидеть было уже неловко.

Он подал ей руку, она ответила, это прикосновение было как молния. Оно пронзило весь мозг, сердце, всё тело. По его взгляду она поняла, что он чувствует то же самое.

Юноша и девушка вышли из зала консерватории, музыка Чимароза продолжала звучат в ушах. Они шли по набережной, держась за руки, ещё даже не зная, как зовут друг друга.

Они просто уже любили друг друга, и всё остальное было не важно.

- Сергей, - представился он. - Студент Кораблестроительного института. Я не особый любитель музыки, корабли строить люблю, но как-то сегодня захотелось пойти в Консерваторию. Я когда-то учился в музыкальной, - рассказывал он о себе.

- Светлана, тоже студентка, и тоже далека от музыки. Но очень её люблю и понимаю, - вторила ему она.

Они вышли на набережную, с Балтики задувал холодный осенний ветер, а они  ничего вокруг не замечали и щебетали, как птицы, заглядывая друг другу в глаза.

До утра они бродили по городу, не разжимая рук. Она жила в центре, на Боровой, а ему надо было ехать на Васильевский. Но метро и трамваи уже не ходили. Так вот они и провели время до утра.

Это была их первая серьёзная любовь. Но продлилась она недолго. Учёба  в разных концах города, новые друзья, новые заботы...

                * * *

Встретились они случайно, два десятка лет спустя, в командировке, и тоже в октябре. И тоже у воды, на берегу моря. И когда встретились в дорогом ресторане, попросили профессиональных музыкантов исполнить для них  "Осеннюю серенаду" Чимароза. Двадцать лет спустя...




"Время собирать камни, или обретение веры" - http://www.proza.ru/2014/02/20/1643