Сказочник Леонардо да Винчи

Юрий Жданов 2
СКАЗОЧНИК ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

                Гений- это трудолюбие.
                Леонардо да Винчи

…Что это? Коршун снова вьется надо мною… Этот сон преследует меня с детства…       Но почему коршун не исчезает? Ведь я же проснулся… Какой солнечный сегодня день… В замке так тихо… Да это же действительно вьется коршун… Как хорошо он виден через окно… Надо пройтись по парку… нет сил… Неужели и мне пора… как моему лебедю, о котором я когда-то написал легенду…
Левая рука тянется к записной книжке, раскрывает ее… берет карандаш… медленно, часто останавливаясь, выводит справа налево: «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть…»
Карандаш выпадает из руки на пол… В комнате наступает полная тишина…
…Май 1519 года, Франция, замок Клу (Сен-Клу, Кло-Люсе) на берегу Лауры, одна из резиденций французского короля Франциска I близ городка Амбуаза. Но в замке не король. В замке, вдали от родины, умирает 67-летний итальянец- Великий Леонардо да Винчи.
Действительно, когда произносят его имя, то прежде всего вспоминают о нем, как о гениальном художнике, давшем человечеству «Мону Лизу Джоконду» (Лувр), «Тайную вечерю» (Милан, монастырь Санта-Мария делле Грацие), «Мадонну Бенуа» (Эрмитаж), «Мадонну Литту» (Эрмитаж), «Мадонну в скалах» (Лувр), «Даму с горностаем» (Краков) и другие произведения.                Но это лишь одна грань его гения. Он обладал неуемной жаждой познания и талантами, проявившимися во всех делах, которыми он занимался.
Всего в жизни он добился прежде всего и главным образом самообразованием. Непрерывно давал себе все новые и новые «задания». Их он отмечал в записных книжечках. Куда бы он ни шел и где бы ни находился, при нем всегда была записная книжечка, прикрепленная цепочкой к поясу. В нее он заносил свои мысли, наблюдения, вопросы, задания. И записывал своеобразной тайнописью (от посторонних глаз)- зеркальной: текст он писал справа налево; чтобы его прочитать, нужно было приставить к тексту зеркальце. Так написано и большинство его научных рукописей. За всю жизнь он выполнил множество заданий самому себе. Очень часто повторяются в его записях слова: «сделай», «исследуй», «проверь», «узнай»… Жажда познания проявилась в нем с раннего детства. И в каждой исследованной области знаний он сказал свое слово.
Он родился недалеко от Флоренции, в маленьком городке Винчи (название которого  прибавилось к его имени Леонардо), расположенном среди  западных отрогов Апеннинских гор. Рядом- река Арно. Леонардо был внебрачным сыном сравнительно зажиточного нотариуса Пиеро да Винчи и крестьянской девушки Катерины. В год его рождения отец женился на другой женщине и взял Леонардо в свою семью. Он был не единственным сыном отца, который женился четырежды. От первых двух жен детей не было, от третьей  был один сын (Леонардо тогда  было 24 года), а от четвертой- 9 сыновей и две дочери. Последний его брат родился,  когда Леонардо было 52 года. А мать его умерла,  когда ему был 41 год.
Очень рано Леонардо проявил интерес к рисованию. Отец видел, что его рисунки вызывают восторг окружающих, и отдал 14-летнего Леонардо в мастерскую очень известного флорентийского живописца и скульптора Верроккио. Настолько большие успехи делал Леонардо, что уже в 28 лет имел собственную мастерскую. Но недолго, всего два года он проработал в ней. Он уезжает в Милан (1482-1499).
Сначала судьба его баловала. Блестящий кавалер, рассказчик, музыкант (чудесно играл на лютне, которая в его время была самым нежным  полифоническим смычковым инструментом- скрипкой с семью струнами), поэт (сочинял сонеты и подбирал к ним музыку), шутник, неистощимый выдумщик, силач (гнул подковы и железные прутья)- был он душой общества, в котором находился. Высокий, ловкий, очень красивый, он выглядел, как сказочный принц: русая борода, черный берет, шелковый розовый плащ.
Он никогда не отказывался помочь в том, о чем его просили. Например, если надо было сделать эскизы костюмов для придворных дам, посоветовать, как устроить баню для герцогини или придумать, как интереснее провести свадьбу, он увлеченно делал и это.
Он поражал спокойной миролюбивостью, уклонением от вражды и споров, был со всеми мягок и добр, не подавляя других превосходством ума. Однако имея гордый и независимый характер, он нелегко сходился с людьми, у него фактически до конца жизни не было близкого друга. Внешне общительный и обаятельный, он, по существу, был замкнут и одинок. Очень во многом и намного опередил он своих современников. Часто менял своих покровителей, которые были неспособны понять и оценить его творческие замыслы, помочь осуществить
Он больше всего ценил свободу, независимость, возможность творить. Постоянная жизненная неустроенность, отсутствие условий для полной творческой самоотдачи гнали его из одного города в другой. Он превратился в беспокойного странника. После Милана он снова возвращается во Флоренцию (1499-1505), затем снова Милан (1503-1513), потом живет в Риме (1513-1515), снова возвращается в Милан и, наконец, по приглашению молодого просвещенного французского короля Франциска I поступает к нему на службу, переселившись в 1516 году во Францию. Король предоставляет в полное распоряжение Леонардо одну из своих резиденций- замок Клу, расположенный вблизи Амбуаза. Все условия ему созданы здесь для творчества, он окружен вниманием и почитанием. Но слишком поздно.
А какая насыщенная прошла жизнь. Все было ему подвластно! Назовите любую область человеческих знаний: математику, геометрию, механику, физику, астрономию, химию, геологию, географию, ботанику, литейное дело, воздухоплавание, зоологию, медицину, архитектуру, литературу, инженерное дело, минералогию, театр… И вы не ошибетесь, если скажете, что каждая из них обязана ему какими-то открытиями, часто намного опередившими его время.
Потрясает один лишь далеко не полный перечень его исследований и поисков. Он изучал строение глаза (это особенно интересовало его, как художника), анатомию и физиологию человека и животных (хотел создать энциклопедию по их сравнительной анатомии), вопросы сохранения и превращения энергии, величину трения, происхождение молний, дождя, облаков, движение планет, устройство растений, полет птиц, падение тел, гидравлику, оптику, акустику, картографию…
Увлекаясь моделированием, он, как талантливый инженер, делал наброски моделей самолета, вертолета, металлургических печей и прокатных станов, деревообрабатывающих и землеройных машин, оборонительных сооружений, подводной лодки, подводного танка, водных лыж, шлюзов, спасательных поясов, новых музыкальных инструментов, токарного станка, прялки, паровой пушки, стиральной машины, работающей на принципе использования ультразвука, ветряных мельниц, лебедок для подъема тяжелых грузов, часовых механизмов, оружия…
Живописец, скульптор, инженер, ученый, музыкант, он поражал разносторонностью интересов и дарований. Не зря его называли универсальным гением и итальянским Фаустом. Чем старше он становился, тем больше занимался наукой. Он мечтал создать грандиозную энциклопедию «Вещи природы», которая объяснила бы устройство мира.
Он во всем хотел добраться до сути… Работоспособность его была невероятна. До нас дошла лишь часть его рукописного наследия- 8000 страниц, написанных мелким почерком.
«Лучше быть лишенным движения, чем устать приносить пользу… лучше смерть, чем усталость»,- говорил он. «Ни одна работа не могла меня утомить, ибо сама природа сотворила меня таковым»,- признавался он.
В последние годы, живя в замке Клу, он занялся систематизацией своих трудов.          Помогал ему в этом приехавший сюда вместе с ним любимый ученик Франческо Мельци.
Леонардо да Винчи, несмотря на то, что правая его рука была в последние годы жизни парализована,  вставал очень рано и трудился допоздна. Но не успел завершить все задуманное…
Последний свой день он встретил мужественно и величаво. Франческо, находившийся до последних дней Леонардо рядом с ним, сказал позже: «Все оплакивают вместе со мной смерть человека столь великого, что у природы не хватило сил создать еще одного, ему подобного». Франческо бережно хранил переданное ему по завещанию научное наследие Леонардо да Винчи. Но судьба этого наследия оказалась сложной, трагичной. Наследники и потомки Франческо обошлись небрежно с трудами Леонардо да Винчи и «распылили» их по свету. Многое пропало навсегда. Различные части его трудов оказались в нескольких странах, в руках у многих владельцев. Почти три века его труды были неизвестны. Потребовалось много лет, чтобы собрать сохранившееся наследие.            Поэтому многие гениальные догадки и открытия Леонардо пришлось последующим поколениям открывать заново.
Теперь труды Леонардо изучены, систематизированы, изданы и бережно хранятся в музеях Милана, Турина, Парижа, Лондона и других.
Именно после исследований этого наследия, совсем недавно, человечество обрело в Леонардо да Винчи еще и великолепного сказочника, и мастера в сочинении легенд, притч, басен… Их сохранилось около сотни. При жизни они принесли ему славу не меньшую, чем живопись. Герои их- животные, растения.
Он с детства нежно любил животных, особенно птиц и лошадей. Зная это, флорентийские мальчишки тащили к нему в мастерскую бездомных собак, раненых птиц… Он любил покупать на рынке птиц и выпускать их из клеток на свободу. Ведь он сам больше всего любил и ценил именно свободу. Часто в его сказках, легендах хищники оказываются снисходительными к обездоленным.
Равнодушный к славе и богатству, он не нажил себе богатств. Но сделал богатыми людей, подарив им свое творчество. К сожалению, на родине он не нашел должного понимания и поддержки в осуществлении своих грандиозных замыслов, направленных на то, чтобы использовать науку и искусство для счастья людей, ему пришлось узнать много зла, горя, несправедливости, уродства, жестокости, состариться раньше времени. В этом можно убедиться, посмотрев на его автопортрет, сделанный в конце жизни…
А сказки его- это школа добросердечия, взаимопонимания. В них- сгусток мудрости его жизни, оглядев которую последним мысленным взором, он записал:        «Хорошо прожитая жизнь- долгая жизнь».
                Юрий Жданов   10.01.1995

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ. ЛЕБЕДЬ
Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение.  Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело, словно в зимние холода. Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью. Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу.
И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной. Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера. В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…
-Лебедь поет,- прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов.- Это песня умирающего лебедя.
Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.


Рассказ Юрия Жданова «Сказочник Леонардо да Винчи» опубликован:
1. Ю. Алексеев (Юрий Жданов). Сказочник Леонардо да Винчи. Газета «Радость» № 2, 1995. Стр. 2-3; 37-38. Газета "Радость" издается Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества "Радость" (ЦТРиМЭО "Радость")
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140с. (Стр. 29-35- Статья: Сказочник Леонардо да Винчи).
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009. 184с. (Стр. 29-35- Статья: Сказочник Леонардо да Винчи).
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012. 184с. (Стр. 29-35- Статья: Сказочник Леонардо да Винчи).
5. Юрий Жданов. Сказочник Леонардо. Детская Роман-газета № 7, 2009. Стр. 13-18