Новостройка 2-часть степан митин

Нина Салина
     Степан Митин мужик хозяйственный. И дом у него был справный. На наш век со старухой хватит, думал он. Детей бог им с женой много не дал. Все умирали во младенчестве. Выжил единственный сын, да и тот не жил с ними. После армии женился, да так и остался на сверх срочной службе на Дальнем Востоке. Народились внуки, которых Степан практически и не видел ладом. Приезжали редко и то не на долго. Всё больше проездом на курорт. Всю свою энергию Степан тратил на хозяйственные дела. Любил покопаться в огороде, развёл сад. Весной когда сад становился бело розовым, от цветения яблонь и вишни, у него душа радовалась. Запах стоит,  даже голова кружится. Пчёлки, труженицы, как он сам, снуют от цветка к цветку. Держал Степан два улья, посылал мёд сыну, в подарок, со знакомой проводницей. В ответ сын присылал, в гостинец, красную рыбу и икру. Держал кролей, поросёночка, да курей с десяток. Жил в достатке. А какая банька справная была! По чистому и предбанник большой. Мойся не хочу! Остались одни воспоминания. Попал его дом под снос. Всё хозяйство пошло прахом! Дали им со старухой, однокомнатную квартиру. Пчёл пришлось продать, живность пустить под нож. Собрал Степан весь свой инвентарь и пошёл к своему дружку Петру Лыкову. Дом Лыковых стоял в конце улицы и до сноса дело ещё не дошло. Степан попросил, чтобы Пётр, в своей сараюшке, пристроил весь инструмент. -"Рука не поднимается расстаться с ним."- объяснил Степан. -"Верой и правдой служили мне эти лопаты, грабли весь мой век и вот теперь от них надо избавляться! Дурак, я старый, дурак!"- сетовал он.-"Вот в райисполкоме спрашивали какой тебе этаж, дед, лучше дать? Надо было брать второй, али третий, где есть балкон. На него бы и пристроил инструмент, да и другое барахлишко. Так нет, высоко показалось! Думал уж возьму первый этаж, чтобы сразу вышел и улица, как в своём дому. Вот не додумал, что балкон вещь нужная и полезная. А теперь, поди-же другую квартиру не дадут. Сразу надо было кумекать. Ты Пётр не оплошай, если квартиру давать будут, бери с балконом"- наставлял он друга.
 
       Пока обживался, всё в квартире было в радость. И воду не носить. Пожалуйста открывай крант, течёт и холодная, и горячая вода и дров на зиму запасать не надо. А вот мыться в ванной Степану не понравилось. Это, что за мытьё? Пузо моешь, спина мёрзнет, если под душем мыться. А если в ванную залезешь, то как свинья в корыте. То ли дело банька! Сидишь на полке, душа радуется! Все косточки распариваются, расправляются! Веничком себя похлещешь вся хворь уйдёт. Тосковал Степан по хозяйству, по земле. -"Вот, что Петро, ты уж не обессудь, а в баню я к тебе ходить мыться буду. Хочешь деньги тебе за баню платить буду?"- предложил он другу. -"Ты,  что с ума сошёл?"- обиделся Пётр. -"Чтобы я с друга деньги брал? Вот придёшь подмогнёшь не много. Водицы натаскать, дровишек поколоть, да мойся в своё удовольствие."- сказал он. И стал Степан ходить к Петру в баню мыться, но жена отказалась. -"Не удобно как-то каждую неделю людям глаза мозолить. Нет, уж я лучше к ванной привыкать буду."- решила она. Раньше Степан,  как вставал, шёл во двор и возился там до темна. Придёт, поест и снова в огород или в сараюшку. А теперь встанет рано и не знает, куда себя деть? Во дворе сидеть на лавочке не привык, да и соседи косятся. Чего дед сидит на всех смотрит? И повадился Степан ходить в лес. Уйдёт и бродит там до обеда. В прошлый раз набрал целое ведро желудей и отнёс  Петру. Тот ещё держал кабанчика. Грибов набрал по осени. Но прошла осень, пришла за ней зима. Совсем заскучал Степан! Жене проще  рассуждал он. Вот возится на кухне, стирка там, уборка по дому, да и вяжет что-то, всё время идёт. А я? В телевизор только и пялюсь! И всё. В своём дому-то сейчас бы снежок с дорожек убирал! Скотине корму давал, да мало ли чего делал? К Петру сходить что ли? Да и так часто наведуюсь, наверное уже надоел? -"Хорошо тебе!"- говорил Степан Петру, -"У тебя хозяйство пока есть, а вот лишат тебя всего этого, затоскуешь, как я."- -"Да, уж."- Сочувственно, кивал головой Пётр. -"Не дай бог снесут. Домишко-то у меня справный,  жить да жить в нём, да радоваться. А куда денешься? Власть прикажет и выполнишь приказ-то. Поедешь жить в коробку"- рассуждал Пётр. -"А тут  намедни слух прошёл, что и лес наш тронут. Тоже под снос пойдёт. Расширяться новостройка будет."- поделился новостью Петр. У Степана аж дух перехватило от такой новости. Вот так, так, думал он, теперь лишат и этой последней радости. Надо защитить лес, но как, он не знал. С какого конца начинать борьбу за лес? Степан не мог ни чего решить.
       Вспомнил, как по весне он вступился за яблоньку и отстоял же! В тот день он шёл от Лыковых домой, когда увидел за забором построенного дома, бульдозер равняет землю. Сносит всё и цветущие кусты вишни, чьёго-то сада и уже отцветающую яблоньку. Высокая, кудрявая она, как укор стояла посреди взыбленной земли. И снёс бы её бульдозерист, если бы не Степан. Выломав доску забора, он встал перед бульдозером, защищая деревце.-" Ты, что старик? Опупел?"- закричал бульдозерист. -"Уходи с дороги!"- -"Попробуй только тронь!"- кричал ему Степан. Но из-за шума работающего бульдозера, они не слышали друг друга. Только оба махали руками. Наконец бульдозерист выключил мотор, вылез из кабины и со свирепым видом направился к нему. -"Тебе, что жить надоело? Под технику лезешь?"- наступал он на Степана. -"Тебе чем это деревце помешало?"- не сдавался Степан. -"Посмотри, что с садами сделали? Всё порушили! А они могли бы послужить людям и радовать их!"- Вокруг них собралось человек пять строителей. -"Вот хоть эта яблонька? Стоит во дворе, стройки тут не будет. Наверняка детская площадка, либо под газон место предназначено? А ты её под бульдозер. Зачем? Ты, что не деревенский, что ли? Природу не любишь? Стыда у тебя нет, как болванчик какой, крушишь всё подряд!"- наступал на него Степан. -"Дык тут может тротуар ляжет?- оправдывался бульдозерист. -"Тротуар!"- наступал Степан. -"Что тротуар кирпичная кладка какая? Его отодвинуть можно.  Вот пропишу про вас в газету, какие вы работнички!"- не унимался Степан. -"Ладно дед, уймись, не тронем мы эту яблоньку!"- вступился за бульдозериста молодой парень. -"А ты кто такой?"- спросил Степан. -"Он бригадир наш"- ответил коренастый мужик, стоящий с парнем рядом. -"Бригадир, а ты комсомолец? Али беспартийный?"- допытывался Степан. -"Комсомолец, и что?"- сказал бригадир. -"А дай мне честное комсомольское слово, что оставите дерево в покое!"- не унимался Степан. -"Да ты дед, Фома Неверующий! Честное комсомольское не тронем мы твою яблоньку!"- серьёзно сказал парень. -"Давайте по местам!"- скомандовал он. -"А ты, Илья"- обратился он к бульдозеристу. -"Не тронь её, обойди."- Степан постоял не много и убедившись, что Илья объехал деревце, быстрым шагом направился домой.

        Весь красный, запыхавшись, он стал по привычке колотить в дверь. Жена открыла её и удивилась. -"Ты чего долбишься? Не закрыто же, да разве у тебя ключа нет?"- спросила она. -"А ты чего не закрытая сидишь? Это тебе не прежние времена! Народу всякого понаехало. Чёрт знает, чего у него на уме! Сколько раз тебе говорил, чтобы взаперти сидела. Как об стенку горох!"- ворчал на жену Степан. Он быстро прошёл к кладовке. Достал молоток, ножовку, сунул горсть гвоздей в карман и пошёл к выходу. -"Это ты опять куды подался?"- крикнула жена ему в вдогонку. -"Потом,  не когда мне."- махнул он рукой и вышел из дома. Пришёл к яблоньке. -"Не тронули!"- обрадовался он, увидев её  невредимой. Походив по стройке, он набрал досок и стал огораживать деревце. -"Глянь-ко."- сказал один из рабочих бригадиру. -"Старик деревце огораживает, не верит твоему комсомольскому слову."- -"Правильный дед!"- ответил бригадир. -"Душой болеет, не то, что  некоторые."- ответил на это бригадир. И стоит эта яблонька посреди голого двора. Дом достроили, наверное скоро заселять будут, а она стоит, по весне цвести начнёт, благоухать на радость людям. А ведь какие сады были в округе! С горечью вспоминает Степан. И не все их сносить надо было, а с умом подходить к каждой стройке. Да чего уж там, поздно уже, всё порушено! Когда сносили их сад, он нарочно ушёл в лес, чтобы не видеть. Жена плакала, это он понял, когда придя домой  увидел её с заплаканными глазами, красными, как у кроля.

       И вот теперь лесу угрожает опасность. Как бы помешать этому? Он даже заболел от дум. Лёг на койку и даже не заметил, как застонал от бессилия. Жена всполошилась -"Ты чего, не заболел ли?"- Уж очень странно вёл себя в последнее время супруг. Раздражительный стал, ворчливый, на неё покрикивает. Чего раньше за ним не замечала. Болеет он. Подумала она. Надо его к врачу послать. Но по врачам ходить он не любитель. И она удумала его настойчивостью взять. Буду гнать его к врачу днём и вечером, измором возьму решила она. -"Не болею я!"- отмахивался он от жены. -"Чего ты ко мне привязалась?"- отнекивался он. -"Посмотри какой красный весь. Давление наверное. Сходи хоть давление померяй только."- уговаривала она мужа. Наконец он сдался. Ополоснулся в душе, надел чистое бельё и утром пошёл к врачу.

       Поликлиника располагалась в старом двухэтажном кирпичном здании. Раньше она выделялась среди деревянных домов. А теперь затерялась среди новостройки, казалась маленькой  неказистой на вид. Народу было много. Степан занял очередь, хотя ветераны шли и без очереди. А куда ему спешить? Посидит на людей посмотрит, послушает о чём говорят. Рядом приземлился мужик, не много постарше Степана. Фронтовик, увидев орденские планки, подумал Степан. Наш человек, вот тоже не лезет без очереди. Посидели молча минут пять. Степан не выдержал и спросил, где тот воевал, кивнув на орденские планки. Поговорили о войне. Оказалось мужик переехал в этот район с другого конца города. Степан заговорил с ним о наболевшем, о лесе. Сетовал, что не знает с какого бока подступиться, чтобы защитить лес. Мужик посоветовал сходить в райисполком к ветеранам. -"Там в "Совете ветеранов" крепкий мужик сидит, деловой,  правильный. Он всем ветеранам помогает, у кого какие обиды или нужда в чём. Сходи к нему. Он уж знает,  как твоему горю помочь."- посоветовал он. Степан обрадовался такому совету, поблагодарил его. Домой он пришёл повеселевший. -"Ну, что сказал врач?"- спросила жена. -"Да всё в порядке, мать"- ответил он. -"Не много давление поднялось. И откуда взялось это давление?"-  недоумевал он. -"А что врач-то сказал, от чего оно поднимается?"- допытывалась жена. -"Ну, понервничал не много, вот оно и поднялось"- ответил Степан.

     Степан решил не откладывать дело в долгий ящик и завтра же сходить в Совет ветеранов. Первая попытка оказалась не удачной. Оказывается председатель Совета ветеранов тов. Воронов А.А.,  полковник в отставке, принимал не каждый день, а только два дня в неделю. Вторник и среда и то в определённые часы. Получается, на следующей неделе только к нему можно попасть. -"Это даже и хорошо, что есть время на раздумье. Надо всё говорить по существу."- размышлял Степан. -"Что бы не было своего, шкурного интереса, а народный интерес. Да как, же не народный? Все меня в улице поддержат! Я уверен!"- размышлял он. -"Всем лес только пользу приносит,  так и скажу."- В субботу, как обычно, он пошёл к Лыковым в баню. После неё за чашкой чая они с Петром обсуждали, что и как надо сказать в защиту леса. Домой Степан шёл довольный.