Карнэ Пьера Безухова - 35

Альтаф Гюльахмедов
Карнэ Пьера Безухова
карнэ (от фр. carnet — записная книжка)


Пьер Безухов и Театр

***

Сразу ж опосля успешного завершению кампании французской, где в пыль и прах повержен был бонопартишка, Император Александр по сему случаю Первый Манифест провозгласил об изгнании неприятеля и об окончании Отечественной Войны.

Народ возликовал, и сии празднества совпали с Рождеством и с закладкой Церкви в разрушенной да пожженной Москве.

К сим торжественным событиям и бал полагалось провесть, да в Москве места не сыскать было пристойного и потому празднества решено было в Санкт – Петербург  перенесть.

Выбран был для сего мероприятия Эрмитажный театр с десяток лет как уже отстроенный неким Антонио Домиником… итальянцем, значить. Итальянец сей для замысла своего старый зимний дворец царя Петра порушил, и за то достоин был бы казни лютой, но творение его оказалось к симпатии Императора и потому античное творение сие осталось… впрочем, как и ентот сам Доминик Антонио… неприятный, надо сказать на вид субъектишка, но дома строить умел чем и занимался по мере сил.

Другой итальянец оперу сочинил на тему героической войны… градоначальник и губернатор подсуетились с угощениями и яствами и вот уж праздник готов принять гостей дорогих.

На сие празднество многие герои войны приглашены были… тут тебе и Кожина, тут тебе и Кутузов с Давыдовым, тут тебе Барклай де… прости Господи… Толли.

Всенепременно и об Пьере князь Безухове не забыли – герое партизанском и об его друге да гусаре легендарном Ржевском.

К назначенному сроку прибыли они  в град Петра и после подкрепления сил в трактире поспешили в Театр.

Собрание было уже обширным и завидя Безухова да Ржевского многие оказались знакомыми и шумно приветствовали их… слава об их деяниях по всем войскам ходила. Слава она ведь впереди бежит и коня обгоняет.

Пьер и поручик со всеми раскланялись, да расшаркались… устали… поймали слугу с напитками на подносе и отняли поднос… подкрепились чем было на ентом самом подносе.

Выглядели они… то есть принарядились они к сему событию славно…Ржевский во всем своем исконно гусарском… ментик красный с мехом серым, ботики начищены, рейтузы теплые по случаю непогоды вместо чакчиров, аксельбанты в пол груди, а на другой половине трофейные ордена да медали. А чтоб показать, что он не простой гусар, а партизанский, а формы такой еще по уставу не ввели, али различительных знаков он шишку еловую прикрепил к ментику у самого погона.

Для народного ополчения же кое князь Пьер Безухов представлял форма была утверждена уж давно и он по Уставу и обрядился – суконный кафтан с кушаком, шаровары, сапоги да фуражка… полагался еще и топор, но его при входе в театр охрана полицейская изъяла… ‘’не положено’’ говорит.

Пьер все ж шишку тоже на всякий случай к фуражке прикрепил, чтобы издали видать было, что вот они – партизаны лесные идут.

А еще он решил форму своб девизом украсить и поперек тулова ленту повесил кумачовую с белыми буквами большими – ‘’Смерть французскому Императору’’!!!

Ну, как полагается, сразу ж округ них толпа образовалась Курагины всякие, Волконские с Ростовыми… девиц опять же много было… одна из них вся в румянце от счастья тут же Безухову огромный букет роз вручила. Неловко держа букет и смущаясь Пьер отвечал на приветствия, шутил, вкратце рассказывал что да как и какая эта Элен сволочь оказалась…

Так время прошло до прибытия Императора Александра.

При его появлении в вестибюле все замолкли… зашуршали… выпрямились во фрунт… Император прошелся по живому коридору улыбаясь да кивая… только вот проходя мимо Безухова нахмурился и что-то адьютанту шепнул. Тот недобро зыркнул на князя Пьера и незаметно показал кулак. Все вокруг зашептались… а потом когда уж его величество удалились в ложу стали от Безухова отодвигаться, да в сторону смотреть.

Недоумевал Пьер… а тут еще и малознакомые особы понабежали… Пушкин с Пущиным, Рылеев, Муравьев – Апостол… еще кто-то… встали по бокам… грудь выпятили… стали вполголоса стихи декламировать… а один из них… Бестужев кажется так прямо и говорит

-Вы наша гордость! Не ожидал если честно! Вы станете первой ласточкой! О вас будут помнить в веках!

-Сам ты ласточка! – хотел сказать Пьер, но тут увидел, как ему из-за колонны спрятавшийся там Ржевский рукой знаки делает. Пьер направился к нему.

-Что случилось, моншер? – обратился к нему Пьер.

Поручик, молча и оглядываясь, подвел его к огромному стенному зеркалу. Пьер взглянул, но так ничего и не понял… форма в порядке… лента, кушак, цветы… шишка  -все на месте… или все же шишку не стоило крепить?

Он взглядом показал, что не понимает и тогда Ржевский ткнул пальцем в букет роз закрывший слово ‘’французского’’ в надписи из-за чего Безухов ходил по залу с лозунгом ‘’Смерть Императору’’!!! на груди.

Пьер поспешно выбросил букет и расправил надпись, чтобы текст оный виден был всем сумлевающимся.

На том посчитали они инцидент исчерпанным и, поймав еще одного слугу с подносом, прошествовали с подносом в залу.

Сев на отведенные им кресла они покончили с подносом и приготовились слушать оперу.

Ржевский из всех таких забав более всего балет любил и оперу не сильно уважал, а потому как только увертюра началась так он и вздремнул… видать, рейтузы его согрели да сморили… надо было чакчиры все ж надеть.

Пьер же слушал с интересом. Слышал он что предсказательницей было сказано, что увертюру сию напишет некто Петр из Вятки  в году этак 1880ом… полицмейстеры всю Вятку перелопатили, но никого из композиторов так и не нашли… с тем и вернулись. Оттого то пришлось итальянца звать и вот он сие и создал.

На сцене как раз Бородинское сражение представляли… Буонапарт Наполеон коего играл Завряжский… малого роста… толстый… с ножками коротенькими да голосом противным фальцетом пел, уставив ногу на полковой барабан

-За что ж меняааааа
Судьба меня за что
Ты наказала?
Умом я тронулся поди
Когда в сей край пошел войною.

Завряжский – Наполеон начинает рыдать и вытирает слезы шляпой.

С противоположного угла сцены отвечает ему Варягин играющий Императора Александра.

-Ты смерд… холоп
Парижских грязных улиц отщепенец
На Корсике чего тебе так было невтерпеж?
Ты самозванец!
Не знающий о том какого цвета
Кровь у Королей!

Он делает знак и стоящие рядом бутафорские пушки метают ядра… на самом деле это слуги стоящие за кулисами кидают шары, имитируя артиллерийский залп.

Ядра попадают в множественных солдат и генералов французской армии стоящих возле Наполеона… падают… со стонами расползаются, уступая место новым актерам, которые опять падают.

Одно из неловко пущенных ядер – шаров попадает в лоб Завряжскому… он недовольно хмурится и грозит кулаком за кулисы.

Пьер с настороженным остановившимся выражением лица наблюдает за показываемым на сцене… порывается что-то сказать… снова закрывает рот… потирает щеки и лоб.

Меж тем после сцены кавалерийской атаки, когда толпа актеров – гусар на деревянных лошадках имитируют атаку на вражеские позиции, Варягин – Император печатая шаг подходит к Завряжскому – Наполеону и торжествующе захохотав дает ему пощечину… Завряжский падает как подкошенный и пытается лежа поцеловать сапог Варягина… Варягин сопротивляется и поет басом

-Вот так вот!
Ха – ха!
Ха-ха!!!
Умри, несчастный корсиканец!!!

-Да что же это такое?!! – заорал вдруг Безухов и стал выбираться из рядов. – Не так все было!

Зал зашумел… зашептался… артисты растерянно стали оглядываться… Ржевский проснулся и стал искать поднос и Безухова.

Никем не остановленный Безухов взобрался на сцену, едва не упав в оркестровую яму и оттолкнув какого-то артиста в кирасе и с трезубцем взял за грудки Варягина.

-Ты что делаешь, мерзавец? – спросил он проникновенно. – Кто тебе право дал так государя извращать?

-А ты вставай! – приказал он испуганному Завряжскому. – Неча позориться! Вставай… командуй как там на поле Бородинском. А вы… - он показал на гусаров. – Вы там где-нибудь скопитесь перед ударом супротив конницы Мюрата… давайте – давайте… я скажу когда выезжать надо будет.

-А я? – растерянно пробасил Варягин. – Мне чего делать?

-Ты вообще уходи! – обернулся к нему Пьер. – Не было тебя… давай мухой отсюда в Царское село.

Пьер коротко хохотнул и стал озираться

-Где тут Кутузов? Где свет Михайло Илларионыч?

Сидящий в почетной ложе Михаил Илларионович Кутузов побагровел.

Император медленно моргал глядя на сцену и предполагая что все происходит по написанному итальянцем сценарию… кто их итальянцев знает… может у них так принято.

Полицмейстеры, не получая приказа тоже скучали и скрытно лузгали семечки.

Тут на сцену наконец выбрался и Ржевский.

-О! – сказал он прищурившись и разглядев Пьера. – Вот ты где, брат! А я то думаю…

Тут в прищур его попал Завряжский и Ржевский ошеломленно закричал

-Тревога! Французы!!!

Он стал искать саблю, но не найдя сорвал шишку и бросил ее в Завряжского. Тот взвизгнул от страха и прыгнул в оркестровую яму.

-Вперед! Бей Наполеона! – скомандовал сам себе Ржевский и прыгнул за ним… слышно было, как сломался гобой… потом арфа.

Тут наконец стало понятно, что происходящее не является частью сценария и увертюры и потому дана была команда полицмейстерам и охране.

Завидев взбирающихся на сцену людей в форме и поняв что его окружают, Безухов дал команду коннице атаковать из засады… артисты – гусары послушно и с криками ‘’Ура’’!!! вылетели на своих деревянных лошадках и атаковали новоприбывших. Началась битва.

-Молодец! – прошептал изумленный Бестужев. – Каков храбрец! За правду голову свою не жалеет! Герой.

-Вот и нам всем так надо! – сказал Муравьев – Апостол всем остальным соратникам.