Свадьба Феи из Долины десяти разбойников

Ирина Салимова
Пещера фей находится при въезде в Долину Десяти разбойников, неподалёку от деревни Маш, на отвесной скале, где ещё сохранились развалины старой хижины.  Оползни и время разрушили её и сделали недоступной.

Народная традиция долины Вале требует оберегать жилища фей, которые имели власть над природными стихиями.  Они могли заставить идти дождь или град, чтобы сгубить или сгноить на корню несобранный урожай, умели затянуть тучами солнце или отвести весенний заморозок, прогнать ураганный ветер или устроить губительную снежную лавину.

Феи не были совсем бесчувственными.  Наоборот, обладая человеческим обаянием, иногда эти альпийские царевны -- полубогини отказывались от своих привилегий жизни в волшебном гроте, чтобы присоединиться к простым смертным в качестве жены и матери семейства. Это решение не всегда приносило феям удовольствие, поэтому вызывало удивление простых людей.

Вот также случилось и с феей Фризаминтой, в которую вселился дух любви к красивому весёлому парню Самюэлю. Той зимой он следил за скотиной в майене -- горном поместье на плато под скалой Арциноль недалеко от пещеры Долины десяти разбойников.
В ХIII веке возле Арциноль велась разработка месторождения графита при епископе Бонифации из Шалан. Пещера в скалах, которую мы считаем убежищем фей, служило жильём средневековым шахтёрам.

Однажды Фризаминта встретила пастуха в лесу, когда он рубил большую ель.  Парень был хорош собой, большой и сильный под стать тому дереву. Фея остановилась и загляделась на него, не в силах отвести глаз.
- Почему ты на меня так смотришь, -- спросил валезанец.
- Потому что ты самый красивый мужчина, из тех, кого я видела. Как тебя зовут?
- Меня зовут Самюэль, никто никогда не говорил мне, что я красивый, -- смутился пастух.
Птичка с красной грудкой уселась на ветку над ними, залюбовавшись чудной парой.
- У девушек из твоего села недобрые глаза.
- Откуда ты?
- Я живу в ближних скалах, и я одинока. Если у тебя нет жены, мы можем пожениться.
- У меня нет жены, потому что я недостаточно богат. У меня только маленький мазот, сельская хижина с одной комнатой, и несколько ржаных полей.
- Это не важно. У нас всегда будет достаток в доме и в семье, потому что я фея.
- Фея? Но вам же нельзя выходить замуж.
- Я, как и любая женщина, хочу быть счастлива. Ты не пожалеешь. Только никому не говори, что я фея, иначе кюрэ откажется нас венчать. Скажи, что встретил меня в деревне Контей.
Молодая волшебница не пропускала ни дня без свидания со своим дружком, и только Богу известно, как они проводили время в любовных мечтах.

Отец молодого пастуха волновался за сына и однажды весной, когда сошёл снег, взял свою походную палку и пошёл на гору Арциноль. Подойдя к майену, он осмотрел грэнье – сарай для сена и удивился, что запас был едва начат. Что его удивило не меньше –- скотина в гранже – альпийском стойле оказалась в хорошем состоянии, довольно упитанная.  Пройдя в глубь гранжа, он увидел, как какое-то существо собирало навоз. Это была красавица Фризаминта с длинными золотыми косами, уложенными на голове.
Старик взялся было за свою палку. Это явно не понравилось фее, поскольку все животные тотчас повалились на землю, обессиленные от голода, и оказались страшно худыми. Стог сена превратился в груду камней, все следы фуража исчезли в одно мгновение. 

Отец строго запретил своему сыну встречаться с феей, но несмотря на это, пастух всё следующее лето опять провёл в майене со своим стадом, где горная принцесса снова повадилась с визитами к милому дружку.

Скоро двое влюблённых решили пожениться. Свадьба получилась волшебная!
Все феи из грота Арциноль показали своё мастерство! Молодые ехали в роскошном кортеже под сопровождение оркестра веселых эльфов. Свадебный марш, сыгранный ими на свирелях, звучал нежнее трели соловья.
Горные духи распевали известный гимн сыну Венеры: Гименей! Гименей! О божественная свадьба!

Праздничный обед был сервирован на такой тонкой и изысканной посуде, что пастух боялся трогать её руками. Обслуживали гостей двенадцать гномов с соседних Гор Новели, лучшие друзья наших фей из грота Арциноль. Нектар и амброзия искрились и пенились в золотых кубках. Это был Пир Горой -- воистину королевский праздник!

Все феи были одеты сказочно красиво в платья из листьев папоротника, отороченные гирляндами плюща. На их блестящих волосах цвета драгоценного чёрного дерева были надеты венки из живых белых лилий и горных рододендронов. Тонкий аромат душистой жимолости обвивал их грации, наполняя волшебством всю рощу, в которой проходила церемония. Даже самый богатый модный салон в мире показался бы жалким в сравнении с праздничными нарядами фей, эльфов, гномов и добрых духов!
Бедный пастух был совсем сбит с толку.   Его лицо раскраснелось, а простая грубая одежда выглядела странно рядом с изысканными нарядами гостей.
После праздника феи и гномы разлетелись по домам на невидимых простому глазу волшебных колесницах, запряжённых добрыми сказочными духами.

Фризаминта, оставшись наедине со своим супругом, сказала:
- Теперь, мой дорогой Самюэль, надеюсь, что наш брак будет счастливым, но я должна тебя предупредить. Ты простой человек, и наши вкусы могут иногда различаться. Надо научиться спокойно переживать трудные времена. Если вдруг когда-нибудь ты разозлишься на меня –- можешь ругаться и говорить всё, что пожелаешь – я приму с терпением и прощу тебя. Но, пожалуйста, дорогой мой, никогда не говори мне: «Фея! Злая фея, возвращайся туда, откуда пришла». Это самое большое оскорбление, совершенно невыносимое для меня. Мне будет действительно очень-очень больно!
- Я никогда так не скажу, -- заверил супруг.

Несколько лет пролетели как медовый месяц в любви и согласии. Скоро родились одна за другой две дочки, обе красивые как маленькие феи. Родители дарили им свою безграничную нежность. У Самюэля в карманах всегда было достаточно монет. Сельчане думали, что он нашёл богатую жену.  И уже казалось, что так будет вечно, как вдруг один неприятный случай нарушил семейную гармонию.

 
Однажды в июне Самюэль спустился в город Сьон и встретил своих друзей:
- Ты одет как городской господин. Ты заработал много денег? Как тебе это удалось?
- Надо уметь жениться. – Он подмигнул друзьям, заказывая всем по чарке и показывая свой туго набитый кошелёк.

Когда он возвращался к себе в деревню Маш, он был хмельной и счастливый оттого, что скоро увидит свою жену и дочурок.
Жена уже лежала в кровати.
- Почему ты так рано легла?
- Я собирала в поле рожь и очень устала.
- Ты собирала рожь в июне, когда она только начала наливаться? Ты хочешь меня разозлить?
- Я решила собрать урожай, чтобы уберечь от ледяного града и скорых заморозков. Иди посмотри в ракаре ( ракар — альпийское хранилище для зерна) и скажи мне потом, хорошо ли я потрудилась?

Самюэль пошёл в ракар и увидел, что тот полон незрелыми зёрнами. Он разозлился не на шутку:
- Вся рожь потеряна.
Кровь ударила в голову, когда он возвращался в дом.
- Фея, злая фея, наверное, ты сошла с ума. Возвращайся туда, откуда пришла!

Услышав такие слова, Фризаминта тотчас поднялась в гневе и воскликнула:
- Ты меня больше никогда не увидишь, — вышла и закрыла за собой дверь.
Парень не на шутку расстроился. Он почувствовал, что поступил очень дурно.

На следующий день, Самюэль увидел, что его кошелёк пуст. Он открыл комод, в котором жена прятала маленький мешочек, полный золотых монет. Мешочек пропал. Шкаф, ещё вчера полный красивых платьев, был пуст, как и кошелёк. Однако, две дочурки мирно спали в своих кроватках, поэтому отец подумал, что их мать должна вернуться.
 
 Он пошёл искать работу, потому что теперь должен был заботиться о своих детях.
Когда вернулся, Самюэль нашёл комнату убранной, постель застланной, а на столе дымился готовый обед.
- Кто приготовил обед?
- Это наша мама. Она нас помыла, заплела косы, а потом ушла, рыдая. Она сказала, что не бросит нас.
Самюэль не смог проглотить ни кусочка. Ком встал в его горле.

Он пошёл по деревне спрашивать, не видел ли кто его жену? Но никто не видел.
Он долго ходил и искал её. А когда вернулся, дети играли под столом накормленные и аккуратно причёсанные.
- Надо, наверное, просто остаться в доме, чтобы дождаться жену?
Он стал караулить её, но ему приходилось всё-таки изредка выходить на двор, а когда он возвращался, в комнате уже было всё убрано.
- Кто вас умывал и расчёсывал?
- Наша мама.
- Когда же она успела?

Горюя всё больше и больше, он решил соорудить ловушку, размышляя: «Жена войдёт, потянет дверь, ловушка захлопнется, и я попрошу у неё прощения».

Он сходил с кузнецу Камилю, который сковал специальный запор, установил в дверях, улёгся ждать и заснул. А когда проснулся и открыл глаза, комната была уже убрана. Завтрак дымился на столе. Запор был закрыт, но Фризаминты в доме не было.

Тогда он велел детям проследить за своей матерью, и сказать ему, где она прячется.
Дети его послушались и увидели, что мать спряталась под лестницей. Самюэль поспешил спуститься и увидел там большую чёрную змею, свернутую кольцом, которая смотрела на него. Он так напугался, что сразу убежал.
На следующее утро он попросил детей передать матери, что он просит прощение и хочет, чтобы она вернулась.  Он больше никогда не сделает ей ничего плохого, а она может делать всё, что захочет.
Когда он вернулся вечером после работы, дети сказали:
- Наша мама передала -- для того чтобы она могла вернуться, Вы должны спуститься в подвал и поцеловать то, что найдёте на полке для сыра. Если не сделаете, она никогда больше не вернётся к Вам.»
Самюэль поспешил спуститься. Большая змея лежала на полке для сыра, она подняла голову в его сторону и высунула язык с двумя жалами. Бедный пастух снова испугался ни на шутку, и убежал.

Когда пришла зима, Самюэль нашёл урожай зелёной пшеницы, собранной феей, вызревшим и готовым к употреблению. Поняв, что все горькие упрёки в адрес феи-супруги были напрасны, он загоревал и умер от тоски.


Перевод валезанской народной сказки Ирины Салимовой. апрель 2014