Сергей Вельяминов. Мамаев. Рецензия

Фёдор Киприянович Чернов
               
 «Он был убит своим горем, горем собственника, который потерял свою «вещь», особо ценную из своей «коллекции». Это выдержка из рассказа Сергея Вельяминова «Мамаев». Представлен в альманахе Дебют 2013. Книга вторая. – М.: Литературный клуб, 2013. – 304 с. (Писатель года). На своей странице нашего сайта автор сообщает, что публикуется под псевдонимом, а по-настоящему его зовут Александр Гудков. Рассматриваемый мною рассказ находится у него в сборнике «Мужские пути».

Почему в авторском предложении два слова заключены в кавычки? Потому, что речь идёт о погибшем сыне главного героя произведения. «Коллекция» же – это все достижения Николая Мамаева. Выходец из бедной семьи, сын пропойцы-дебошира, он старался учиться в школе на «отлично», закончил институт, сделал себе карьеру. Стал вторым человеком на заводе после директора. Жена старше его на семь лет, поэтому для компенсации он имел любовницу. Построил загородный особняк. Вырастил сына, для которого этот дом и предназначался. Автомобиль ему купил, освободил от службы в армии.

И вдруг всё благополучие рухнуло, когда сын погиб. Всё в жизни потеряло для Мамаева смысл. Новый смысл появляется тогда, когда он уходит к любовнице, от которой рождается второй сын. Рассказ заканчивается трагически.

                Смысл названия

 Произведение названо по фамилии литературного героя. Из чего следует, что главным в рассказе является не трагедии, которые сильно воздействуют на читателя. Главное – сам образ Николая Мамаева. О становлении его карьеры автор пишет: «Вот так, наверное, и Наполеон начинал…» Хотя в качестве образца для ЛГ можно назвать другого исторического персонажа, имя которого созвучно с фамилией героя рассказа – хана Мамая. Не имея права наследования трона, полководец Мамай стал правителем ханства и, в конце концов, потерпел сокрушительное поражение. Так и Николай Мамаев смог добиться того, что стал незаменимым на своём предприятии. Однако и его жизнь потерпела крушение.

                Особенности сюжета и композиции

Что любопытно – своё благополучие в жизни герой начинает строить, опираясь на помощь жены, точнее, её матери, которая работала директором универмага. Для советского времени это значило многое. Читаем в тексте: «А когда стала Николая подарками «угощать», тот и вообще раскис. Студент со стипендией в двадцать рублей, а тут одежда, которую только фарцовщики носят». «Так и приклеился насовсем, а к весне и свадьбу сыграли». Справедливости ради надо отметить, что, обеспечив себе благоприятные условия на старте,  дальнейшим успехам на жизненной дистанции Мамаев обязан себе. Красный диплом института. Комсомольский вожак на алюминиевом заводе. Парторг предприятия. В 90-е годы – замдиректора. «А тут ещё и сын родился. Вот счастья-то было».

Узнаёт читатель обо всём этом постепенно. А в начале рассказа мы видим героя опустившимся, пьяным, ругающим жену. Автор сразу ошарашивает читателя. Показывает своего героя в период горя, когда тот теряет смысл жизни. И тут наше сознание сопротивляется утверждению автора, приведённому в начале рассказа. В произведении, мне кажется, данное замечание не развёрнуто. По-моему, горе собственника, который потерял свою «вещь» - это не про Николая Васильевича Мамаева. После того, как у него прошли все чувства к жене, лучшее, что было в нём – отцовская любовь. И он решает вновь обрести её в лице второго ребёнка, сойдясь со своей секретаршей, по совместительству любовницей.

 Сцена с женой перемежается со сведениями о его жизни, мыслями ухаживающей за ним супруги, затем опять сведениями о жизни. Звонок секретарши и её робкое напоминание о том, что на заводе без него дела идут трудно, приводят его в чувство. Он решает завести второго ребёнка. Не разведясь с женой Лидией, Мамаев уходит к секретарше Людмиле. А затем покупает жене законной однокомнатную квартиру, а сам с фактической супругой возвращается в свою четырёхкомнатную. Лида становится религиозной, она прощает мужа, проявляет истинно христианское милосердие. Николай Мамаев отошёл от горя после рождения второго сына. У него началась новая жизнь. Чем рассказ заканчивается – об этом лучше прочитать источник.

                Язык и стиль произведения

Рассказ написан в основном короткими простыми предложениями. Некоторые фразы кажутся рублеными. Широко употребляется несобственно прямая речь, в которой автор говорит и думает за персонажа. Один из примеров:"Ему было всё равно, как он выглядит и что о нём подумают люди. Да и какие там люди? Плевать он на всех хотел". А вот как передаются мысли жены Николая:"Замкнулся, а жену свою стал считать виновницей всех своих бед. А в чём она виновата, что только на семь лет старше его, так сам выбирал. Знал, на что шёл".
 Применяются сравнения: голова болела «так, как будто хотела отделиться от основного тела и покинуть своего хозяина». О родственниках жены Мамаев думает так: «присосались как пиявки». Жена думает о том, что возненавидел он её: «как бес в него вселился». Дальше неясно, то ли это продолжение воспоминаний жены, то ли слова автора.  Авторская метафора: «фолианты» из его «коллекции» - богатство, должность, значимость на работе.
 Несколько раз говорится о расстоянии. Лида узнаёт, где стал пропадать её Николай: «Всего-то расстояние в две автобусные остановки и в семь лет, которые разделяли их». А вот из рассуждений Николая, когда он купил ей квартирку: «И от себя вроде бы недалеко, ведь мало ли что, жена ещё законная, да и до матери ей легче добираться (…)». Очень сильные метафоры употреблены в картине трагедии. Но об этом, опять же, лучше прочитать в самом рассказе.
Однако рассказ и не требует обилия художественных средств. Разговорно-исповедальный тон произведения играет большую роль в его восприятии.

              Трагедия победителя

Применённая автором исповедальность и умелая композиция позволяют донести до читателя  идею произведения. Рассказ потрясает и подкупает правдой жизни.
Николай Мамаев  строит свою жизнь, используя других людей в своих целях. Этому положению вроде бы противоречит замечание о второй – незаконной жене: «Николай и уважал, и любил, как раньше». Читаем дальше: «Но больше всех на свете  любил последыша своего. В нём просто души не чаял. Будет у него наследник, будет продолжатель рода Мамаевых, а то как же, ведь на нём, на Николае, он и прерваться может. Вот ради этого он и пошёл против всех, но победил, а победителей не судят». Николай Васильевич Мамаев стремится к продолжению рода. Тем самым проявляя желание как бы продлить своё существование, слиться с вечностью. 
Однако следование порочному выводу: «победителей не судят» не приносит герою счастья. «Есть Высший Суд» - можем процитировать мы из священной книги или классиков.