Блохины. Архитектор Москвы

Леонид Блохин
                Блохины.

                Архитектор Москвы.

   Его  размашистая,  трудно расшифровываемая  подпись  часто встречается на проектных чертежах многих московских зданий, выстроенных в 1920-х – 1930-х годах. Принадлежит она архитектору Борису Николаевичу Блохину (1896 - 1972), внесшему огромный вклад в становление массового жилищного строительства в Москве тридцатых годов.

 
   Ему посчастливилось закончить Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1917 году – до начала изнурительной  Гражданской войны, а потому возрождение строительства в середине двадцатых годов он встретил сложившимся мастером. За его плечами был опыт сложных  инженерных работ по восстановлению Малого театра после пожара 1914 года и укреплению фундаментов, которые в первой половине десятилетия он проводил вместе с архитектором театра Ф.А. Трусовым.


   С конца двадцатых годов Борис Николаевич всецело посвящает себя проектированию жилых домов. В 1929 году он исполняет обязанности заведующего проектного бюро Мосстроя, затем до 1932 года возглавляет 4-й сектор Моспроекта и активно участвует в проектировании крупнейших жилых массивов того времени.


    В 1931–1933 годах Блохин входит в коллектив проектировщиков пятиэтажных жилых корпусов поселка имени Кагановича на Шарикоподшипниковской улице. Три пятиэтажных шестисекционных корпуса,   вытянувшиеся шеренгой вдоль улицы, по тем временам могли считаться прекрасным жильем, но их казарменный внешний вид навевал ужасную тоску.

    В 1939–1940 годах по проекту Б.Н. Блохина в соавторстве с архитекторами А.Г. Климухиным, Г.Б. Борисовским и инженером В. Авдуловым строится жилой дом на Валовой улице, 29–33, состоящий из трех корпусов. Дом сооружался из кирпича, однако часть его внешних стен складывалась из крупноразмерных  блоков,  а внутренние перегородки выполнялись  из плит «Дифферент».


   Принципиально новый подход был реализован в  последнем доме, выстроенным Блохиным и Буровым в 1940–1941 годах  на Ленинградском проспекте.


   После Великой Отечественной войны Борис Николаевич отходит от реального проектирования, сосредоточившись на научной и преподавательской работе. Он становится автором работ, посвященных различным аспектам  строительства, в том числе одной из первых советских книг о блочных зданиях (Блохин Б.Н. Архитектура крупноблочных сооружений. – М., 1941), избирается членом-корреспондентом Академии Архитектуры СССР.  Накопив,  очевидно, определенный опыт работы с женщинами-архитекторами,  он на экзаменах по строительному производству в Московском архитектурном институте   буквально до слез доводил студенток, во всеуслышание заявляя, что нет никакого смысла держать на архитектурных факультетах девушек-студенток, ибо они все равно работать по специальности не будут.