Пожар войны на Закарпатье. Быть или не быть?

Ирина Мадрига
Пожар войны на Закарпатье. Быть или не быть?

Эти заметки я пишу для того, чтобы самой разобраться в той сложной ситуации, в которой сейчас пребывает - осознав или находясь на подступах к осознанию - каждый житель Закарпатья.

И каждый, кому дорога его малая родина, кто не равнодушен к своему будущему, будущему родных и близких, кому дороги село, в церквушке которого он был крещен, улицы городка, которые так приветливы и ухожены его же заботами, каждый, чье рабочее место на лесопилке, в санаторном ли корпусе, или офисе учреждения, которое кормит его самого и его семью..,  - каждый сейчас должен определить свое место в общем строю закарпатцев за сохранность на нашей земле мира.

***

Первые похороны четырёх молодых солдат - срочников и контрактников, которые погибли в бойне АТО на Востоке Украины, - это первый звонок, заставляющий понять, что гражданское противостояние с военной угрозой может перекинуться и на нашу территорию. Пока еще материнское беспокойство о сыновьях, мобилизованных для укрощения ополченцев Донецкой и Луганской областей, пребывает в фазе относительного равновесия между пониманием долга гражданина перед государством, оказавшимся на грани развала, и теми сомнениями, которые продиктованы личностными потерями - уже случившимися или вероятными. Но очень скоро это равновесие может быть нарушено. И только совершенно легкомысленный и беззаботный человек этого не понимает.

Чем опасен наметившийся крен в общественно-политической жизни Закарпатья? Несомненно, возникновением новых очагов гражданских распри.

Прежде всего, нужно определить самые небезопасные точки и сегменты, в которых может разгореться пожар. Здесь мне кажется уместным напомнить о том, что же более всего подпитывает любое обыкновенное пламя. Вспомните: огонь сжигает прежде всего натуральный материал - дерево. Еще более опасны искусственные, синтетические материалы, которые "кипят" и выделяют огромное количество токсического дыма - всевозможные пластики, пластмассы и прочее.

На примере Закарпатья "дерево" - это, в основном, те конструкции, из которых состоит наша "крыша" - иными словами, структуры, которые управляют и координируют сферу жизнеобеспечения области, то есть местная власть. И власть наша, находясь на самом верху, к сожалению, плохо понимает, что скапливается у нее под кровлей, на которой она восседает.  А там "синтетика" - то, что нам по сути чуждо, то, что было навязано извне, но к чему нас вынуждают приспособиться ввиду отсутствия средств, с помощью которых можно было бы заменить синтетико-искусственные продукты на естественные. К "синтетике" лично я отношу все то, что с самого начала дурно пахнет. И прежде всего, в условиях Закарпатья это те структуры и образования, которые создавались в последние полгода - всяческие территориальные "самообороны" с уклоном в уголовщину, радикал-националистические группировки и, собственно, все политические образования, созданные в пику абстрактным "врагам народа и государства" и вызывающе ведущие себя в отношении местного населения, озабоченного не столько политическими идеями, сколько преодолением материальных и иных трудностей обычной жизни. А жизнь ведь продолжается и должна продолжаться вопреки всяческим политическим поветриям и даже вопреки военным угрозам. 

Вспомните: как демонстративно взывают к национальным чувствам закарпатцев тягнибоки, ляшки и прочая фарионовщина.Пытаясь убедить нас, что венгры, словаки, русские - если не враги, то равнодушные прохожие в отношении нас, они фактически требуют: "Забудь о том, что ты русин, почувствуй себя украинцем!"
Нам же, - особенно и в первую очередь, коренным жителям Закарпатской области, равно как и тем, кто живет тут давно, кто полюбил наш край и с уважением относится к его населению, - ни в коем случае нельзя забывать о том, что наши прадеды, деды и отцы никогда (а исключения, как известно, только подтверждают правило) не были участниками сечей, колиивщины, бандеровщины. Но жили рука об руку на своей земле, плечо к плечу, в добрососедских и часто семейных отношениях с венграми, немцами, словаками, чехами, евреями. И лишь позже - фактически, начиная с первой половины прошлого века, - к ним добавились украинцы и русские, которые находили в Подкарпатской Руси убежище от политического преследования, грозящего им на их родине.

Увы, но именно украинские эмигранты сыграли роль воспламеняющего средства в пожаре Карпатской Сечи 1939 года. После Второй мировой войны количество русских, украинцев и представителей иных национальностей существенно возросло из-за по сути умышленного и целенаправленного переселения сюда советского "интернационала" - так называемых специалистов, на преданность идеалам советского строя которых только и могла положиться тоталитарная власть СССР.

Мне хотелось бы напомнить землякам еще одну существенную подробность довоенных времен, о которой с течением времени мы начинаем забывать. Речь идет о том, что во многих населенных пунктах Подкарпатской Руси в 30-е годы прошлого столетия складывалась весьма неоднозначная демографическая ситуация.

К примеру, из восьмисот жителей среднестатистического подкарпатского села в нем проживало большинство русинов - около пятисот человек, по десятку-два - венгров, чехов, словаков, русских и украинцев, и более двухсот-трехсот человек - еврейского населения. Причем, это были в основном потомки тех евреев, которые пришли на нашу территорию во второй половине 19-го века группами из нескольких семей из-за перевала, с более восточных территорий Австро-Венгрии, преимущественно из Галичины. Благодаря высокой рождаемости, численность их в нашем крае за 50-70 лет возросла многократно, и были все предпосылки к тому, что лет через двадцать она сравняется с численностью коренного населения Подкарпатской Руси - русинов.

Известно также, что большинство евреев Подкарпатской Руси погибли в концлагерях нацистской Германии.  Очень немногим удалось избежать участи жертв фашизма и вернуться в края, где они обитали прежде. Конечно же, начиная с 40-х годов прошлого столетия, советские власти заполнили образовавшуюся демографическую нишу посредством переселения в послевоенное Закарпатье семей командированных военнослужащих, партийных работников, а также кадрами управленцев и специалистов производства, образования, медицины, культуры.

В Советской Украине, так же, как и в постсоветской, не было никаких преград для переселения в область уроженцев соседней Галичины. При том, что галичане - ближайшие родственники русинов Закарпатья, менталитеты наши существенно отличаются - сказываются различия между исторически сложившимися средами, в которых приходилось выживать одним и другим. Существовал и естественный Водораздел, который не так-то просто было преодолевать, тем более массово, во времена отсутствия автомобилей, поездов и дорожной инфраструктуры. Если в прошлые века общение между русинами Подкарпатья и Галичины происходило почти исключительно "пешим ходом" или "обходными путями" через другие западноевропейские страны, то с первой половины 20 века оно значительно возросло. Причем несравненно более интенсивно - с галицкой стороны, уроженцы которой никогда не являлись вынужденными "домоседами", в отличие от закарпатцев. Переселяться на соседние территории их также побуждала присущая им ментальность - их жизненное пространство, их географические горизонты всегда были более очевидными, открытыми и доступными, нежели у русинов Подкарпатской Руси. 

Русины же подкарпатские, как народ, формировались до первой половины 20-го века в условиях почти тотальных мировоззренческих и коммуникационных ограничений - обоснованных как географическим рельефом места их расселения, так и постоянным давлением национально-политического преимущества тех государств, в которые входила Подкарпатская Русь. Наша малая родина - как ребенок, которому возбранялось выходить за калитку своего двора почти до времени его совершеннолетия. Чуть приоткрыла ее власть буржуазной Чехо-Словакии, согласившаяся на предоставление нашему краю автономного статуса в своем составе. Но длилось это по историческим меркам совсем недолго.

Поэтому, если продолжить метафору, то и сегодня калитка на запоре. Уже явно повзрослевшему русинскому социуму возбраняется выходить во внешний цивилизованный мир, так сказать, "на люди", со своими устремлениями. Для нас и далее существует лишь "перелаз" в задней части нашего подворья - к галицкому родственнику, который давно и категорично заявил о своей самостийности. Но если мы попытаемся забраться в его хозяйство, чтобы напомнить ему о том, что нам все-таки сподручнее пользоваться собственной калиткой, которую он с обратной стороны держит запертой, то ждет нас непонимание, брезгливость, а  то и откровенные пинки, мол, пошли прочь, недоразвитые, сначала научитесь чувствовать себя украинцами. Если же мы не согласимся с таким положением вещей, если будем стоически игнорировать саму возможность взывать к галицкому сородичу, не будем упрашивать его о понимании, просить о пощаде наших родственных к нему чувств, то он снесет и перелаз, и всю ограду, и будет наводить порядки по собственному разумению на нашей территории. Что уже не единожды и происходило.

Что же в таком случае делать закарпатцам? По моему мнению, нужно использовать все доступные современные средства и способы коммуникации с цивилизованным миром. Писать, вещать, выходить в эфир, бить в набат, в конце концов. Ведь по существу нас готовят к тому, чтобы мы освободили "демографическую нишу" для исключительно украинского этноса. Поэтому также необходимо отказаться от способа общения через "перелаз", из-за которого нас не слышит и не услышит мировое сообщество. Нужно открывать калитку, за которой находится та дорога, на которой мы встретим не только недоброжелателей и всяческих авантюристов и первопроходимцев, но и единомышленников, и сочувствующих, и желающих помочь обрести себя в этом мире, научиться одолевать не только "перелазы", но и находить выходы из, казалось бы, непреодолимых ситуаций.

И о пожаре. Наиболее опасным он бывает прежде всего там, где скопилось много ненужного хлама, где нет путей для пожарников, спасателей, где закрыты подступы к очагам возгорания. И еще - на свалках, откуда ядовитый дым способен распространиться на большие расстояния и отравить все живое вокруг.  Именно такой мне видится сейчас ситуация на Закарпатье.

После знакомства с последними публикациями в закарпатских СМИ, редактируемых в основном уроженцами Галичины, в которых стартовала и массированно продвигается кампания обличения закарпатских "сепаратистов", смею утверждать, что жителей нашей области готовят к жертвенной роли в сценариях по образцу одесского и донецко-луганского. И делаю именно такой вывод, поскольку ситуация такова, что не названные этими СМИ "сепаратисты" владеют монополией на распространение информации, но их "разоблачители". Поскольку не закарпатские "сепаратисты" создают вооруженные формирования "самообороны", но активисты "Свободы", "Правого сектора" и иже с ними. Поскольку не русинские "сепаратисты" являются представителями исполнительной и прочей власти на местах, но ставленники Киева и местной финансово-политической группировки, пытающейся удержать под своим контролем практически все население Закарпатья и все сферы его жизни. Но тем не менее, кому-то нужно раздувать из мухи слона и из участников русинского движения, у которых единственными средствами борьбы за свои национальные права всегда были и до сих пор остаются только флаг и гимн на слова Александра Духновича, делать "сепаратистов", "террористов" и "поджигателей войны". 

А тем временем для русинов весьма гипотетическими в настоящее время повального слежения за инакомыслящими являются даже мирные демонстрации и собрания. Но нас целенаправленно и настойчиво с помощью большинства закарпатских СМИ пугают давно эмигрировавшим в Россию господином Гецко - личностью с акцентуированной психикой и, по моему мнению, несостоятельной, предстающим на фото с автоматом Калашникова и в обществе лидеров Донецкой республики и Южной Осетии.

Лично я смотрю на этот снимок и вспоминаю о других, более ранних "вооруженных" фотопортретах с изображениями таких же известных, но мало уважаемых у нас деятелей. Один - с "лимонкой" в руках. Перманентно пребывающий во всяческих скандальных историях и откровенно недееспособный на политической и общественной стезе, этот агрессивный маргинал от украинского радикал-национализма ныне состоит в руководстве горсовета Ужгорода - областного центра Закарпатской области, и пользуется покровительством известного политического хамелеона и толстосума, связанного финансовыми обязательствами с кланом Ротшильдов и уличенного в незаконном отмывании денег российскими структурами, отслеживающими финансовые потоки, которые могут быть направлены в ущерб интересам России.

Таков "сепаратизм по-закарпатски", в моем, конечно, видении.