По творчеству А. А. Блока

Зоя Орлова
Поэт «серебряного века» интересен людям не только как выразитель определённой эпохи, но и как великий художник, оставивший, благодаря своему таланту и своему видению мира, богатое наследие. В творчестве А.А.Блок отразил все те вопросы, которые волновали как его самого, так и современников: человеческие взаимоотношения, любовь к женщине, к природе и Родине, чувство долга и ответственности, проблему подчинения личности народному волеизъявлению и многие другие. И тема патриотизма, конечно, нашла своё отражение в его стихах.

В стихотворении «Россия» Александр Блок продолжает традиции М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова, так как понятие, ощущение родины отождествляется в сознании поэта с жизнью народа, его бедами и радостями, достоинствами и недостатками. В произведении отразились любовь и боль автора за судьбу России, за её настоящее, прошлое и будущее:

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые –
Как слёзы первые любви!

А.А.Блок, используя возможности символизма, создаёт свой, новый образ России. Он пишет о родине, как о родном, близком человеке. Этим родным человеком может быть мать, сестра, жена – женщина, нуждающаяся в защите и любви сильного, преданного мужчины. За образом-символом прекрасной русской женщины, светлый лик которой омрачают заботы и страдания, видится образ матери-Родины, которая и при самых тяжёлых обстоятельствах не теряет своей привлекательности, душевности, внутренней силы. Она становится ещё дороже и милее сердцу поэта, для которого страдания народа и Родины являются его собственной болью.

В стихотворении «Россия» Блок напоминает об историческом прошлом, когда Русь в тяжелейших испытаниях сохранила не только свои поля, леса, реки, но и свой народ. В такой стране и «невозможное возможно», потому что русские люди, по мнению Блока, несмотря ни на что бережно сохраняют свою культуру, язык, традиции и с упорством, стойко «несут свой крест». А тоскливая песня ямщика (характерный мотив для России) отражает внутреннее состояние русского человека, помогает сохранять силу духа и выживать в любых условиях.
Таким образом, содержание и символика стихотворения «Россия» свидетельствуют о высоком патриотизме поэта и позволяют предположить, что Александр Блок верил в благополучное будущее Родины.

Произведение «На поле Куликовом» относится к философской лирике,  оно посвящено раздумьям о смысле жизни, о проблемах бытия, так как автор размышляет о связи прошлого с настоящим и будущим, о судьбах народов. В данном стихотворении поэт отразил свои переживания о том, что его тревожат смутные предчувствия новых испытаний для родной земли. Над полем Куликовым мгла словно «грядущий день заволокла», а за тишиной, когда «не слышно грома битвы», можно всё-таки распознать «начало высоких и мятежных дней». Действительно, приближалась первая мировая война, и Россия будет втянута в неё. А «поле Куликово» навсегда осталось в памяти патриотов напоминанием, что сберечь свою страну и свой народ можно только в том случае, если граждане этой страны понимают (как и А.Блок), что «не может сердце жить покоем».

Самое большое количество произведений Александра Блока посвящено теме любви. С течением времени меняется сам автор, его взгляды на некоторые проблемы, и потому претерпевает изменения также образ возлюбленной в стихотворениях разных лет.
Романтический мир в раннем творчестве Блока развивался под влиянием традиций поэтов предыдущих эпох, а также большую роль сыграло знакомство с поэзией В.Соловьёва, который считал, что земная любовь может иметь высокий смысл только как проявление Вечной Женственности. В первой книге цикла «Стихов о Прекрасной Даме» отразились чувства А.А.Блока к Любови Менделеевой, ставшей его женой. Земная любовь поэта слилась с прославлением Божественного образа и приняла характер возвышенного преклонения, служения своей Владычице:

Вхожу я в тёмные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы...

В стихах первой книги уже чувствовалось сближение, «необычайное слияние» таинственного мира с реальным: «в речах о мудрости небесной земные чуются струи». И земная возлюбленная изображена в целомудренно-лаконичном воспроизведении Блока как портрет Мадонны, которую рисует влюблённый художник:

Вот я вычертил лик её нежный,
Вот под кистью рука расцвела...

Любимая предстаёт в неземном, таинственном озарении, что передано через особые эпитеты, которые автор пишет всегда с большой буквы:
Закатная Таинственная Дева, Величавая Вечная Жена, Лучезарная, Светлая, Златокудрая, Непостижимая...
Но стихи талантливых поэтов всегда наполнены «духом эпохи», и появляются строчки о предчувствии каких-то пугающих перемен:

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты...

Противоречия и диссонансы, которые реальный мир вносил в жизнь, меняют облик воспеваемой женщины, и потому появляется новый образ, символ загадочной земной красавицы. Героиня стихотворения Блока «Незнакомка» уже не отмечена божественным началом, и видит её поэт не в храме, а в ресторане, представляя мысленно, что «...очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу...».

Эволюция женского образа наблюдается и во второй книге стихотворений Блока. В циклах «Снежная маска», «Земля в снегу», «Фаина» отражены драматические перипетии, связанные с увлечением поэта актрисой Н.Волоховой. Образ возлюбленной этого периода напоминает Снежную Королеву из сказки Андерсена: Снежная Дева с «трёхвенечной тиарой вкруг чела», с «маками злых очей».
В стихотворении «О доблестях, о почестях, о славе...» отражено прощание Блока с дорогим образом Прекрасной Дамы: «...и я забыл прекрасное лицо».
 
Позже появилась героиня цикла стихов «Кармен». Поэма «Соловьиный сад» была следствием бурного романа Блока с актрисой Л.Дельмас, когда, по словам самого поэта, он испытал много счастья с этой женщиной. Образ возлюбленной в этих стихах остаётся прекрасным: «...спит она, улыбаясь, как дети...», её «лик, прозрачный от страсти, красив...». Но снова наступает расставание, поэт возвращается в привычный, обыденный мир, подарив возлюбленной книгу стихов с надписью: «Той, которая поёт в соловьином саду».

Творчество А.А.Блока разносторонне и многогранно, эволюция наблюдается не только в стихах о любви, в образе возлюбленной, но и во всей поэзии талантливого художника «серебряного века».