Валюша

Ольга Дерсу
               
    В юности мать Валюше говорила: «Замуж выходить не надо. Семья – это каждодневный  тяжкий труд. Это трудно».  Видно что-то в своей младшей дочери  мать хорошо поняла и рассмотрела. 

А женщина она была замечательная. Валюша в преддверии своего 70-летия продолжала носить  вещи, сшитые для неё мамой полвека назад. Вещи оставались  красивыми, удобными и современными.  Как это у матери получалась, Валя не задумывалась.  Дочь  рукодельницей не была. 

Живя с тремя детьми и мужем на Урале, мама Вали  ухитрялась периодически менять дома в Краснодарском крае.  Дети видели  южные фрукты, загорали и купались.  Она могла всё.  Говорила с гордостью:  дайте мне копейку и я прекрасно проживу. 

Как позднее  сообразила Валя,  слов о тяжком труде в замужестве  мама старшей дочери не говорила.  Старшая  была другой.  Той, что всё осилит и сможет.  Так и вышло.  Старшая, закончив институт, вышла замуж, родила двух детей и неплохо  ладила с мужем, что Валю периодически раздражало.  Она считала, что муж  сестру  обижает и эксплуатирует. 

Валя  учиться не любила. Нафантазировала себе будущую  счастливую жизнь в самой Москве.  Она видела себя в своей будущей  московской  квартире на фоне полок с книгами.  Одна из них обязательно будет А.Дюма  «Граф Монте-Кристо». 

После школы Валюша отправилась искать счастья в Москве. Специальности не было.  Пришлось идти на завод и стать у станка. Зато дали  общежитие. В комнате было три  девчонки.  Их надо было терпеть со всеми их недостатками и достоинствами, но было весело.  После работы шли в ресторан смущать  местных парней.

За время работы  на заводе,  Валя обошла с подругами все  московские рестораны.  А надо сказать, что была она девчонкой  шустрой и смазливой  с быстрым  уральским говором. Это когда не тянут фразу, как москвичи, а говорят всё конкретно, быстро и в лоб.   

Главной отличительной чертой её натуры был оптимизм. А ещё Валюша любила фантазировать и представлять себя героем какой-нибудь театральной пьесы. Для неё жизнь была игрой, а люди в ней актёрами.  Вчера она представляла себя легкомысленной  блондинкой, сегодня - строгой учительницей, завтра  могла оказаться  особой царских кровей.

У неё всегда были кумиры.  Иногда они не выдерживали строгий  мысленный кастинг Валентины  и покидали подиум.  Их место тут же занимали другие. Ей очень хотелось  быть такой же значительной  и известной, но по-настоящему случай так и не представился. 

Валюша  была человеком поверхностным, глубоко в чём-то разбираться ей казалось пустой тратой времени.  Ей было достаточно общепринятых понятий и штампов. Куда-то карабкаться, чего-то достигнуть  неимоверными  усилиями, ей никогда не хотелось, да и не понимала она этих  чудаков. Терпеть не могла нытиков. 

Шли годы, наконец, Валя сообразила, что вечно стоять у станка ей не хочется. К тому же план выработки она почти никогда не выполняла. Задумалась - ведь есть же другая красивая жизнь. Сильно напрягаться с учёбой ей не очень-то хотелось, поэтому она выбрала библиотечный техникум. Поступила на вечернее и стала учиться. 

Относительно личной жизни всё как-то не складывалось.  Всё не то.  Конечно, были ребята и ничего, но не то, не то…  После получения специальности,  Валя  удачно устроилась  в центральный книжный магазин. Заведующая проверила знание английского языка и осталась удовлетворённой. 

Наконец-то  стояние у станка  закончилось. Её ждала вполне  интеллигентная работа.  Да и клиенты там были соответствующие:  иностранцы, переводчики,  преподаватели институтов, иногда писатели.  Последние  оставляли Валю равнодушной.  А среди остальных встречались весьма  любопытные экземпляры. 

На симпатичную продавщицу  трудно было не обратить внимания.  Голубоглазая  маленькая блондинка  приглянулась  одинокому  французу.  Но роман с ним в советское время не мог быть долгим  и завершиться браком.  Валя  решила  больше не заглядываться на иностранцев. 

Однажды в их отдел  вошёл высокий приятный молодой мужчина.  Он попросил Валю  найти ему самый  объёмный словарь английского языка.  Так они познакомились.  Виталий был переводчиком с английского.  Работал непосредственно с иностранцами, приезжающими в Москву. 

Виталий был обходительным молодым человеком, красиво ухаживал,  дарил цветы и приглашал в рестораны.  Он  был разведён,  имел дочь, которая осталась жить с бывшей женой.  Их роман затянулся. 

Валюша  тем временем стала обладательницей комнаты в двухкомнатной кооперативной квартире.  Мама  помогла с деньгами.  Подвернувшуюся возможность улучшить жилищные условия Валя не упустила, чем впоследствии очень гордилась.  Виталий не спешил с предложением.  Не на ту нарвался, решила  Валя и сказала ему прямо, что бросит его, если не женится. 

Виталий  не захотел быть брошенным и женился.  Некоторое время Валя ещё поработала, а потом стала  просто женой престижного мужа. Он постепенно  поднялся в статусе. Был даже одно время личным переводчиком президента Горбачёва М.С. 

С  мужем  Валя  ходила на важные приёмы и презентации. Для этого была куплена  солидная каракулевая шуба.  Подступали суровые девяностые. Валя  путешествовала с мужем.  Одно время он увлекался  водным туризмом.  Они сплавлялись  на катамаранах по рекам Сибири, любовались красотами сибирской природы, дышали полной грудью. 

Другим увлечением мужа были дачи в отдалённых от цивилизации местах. Валюше  приходилось  их  ремонтировать  и обустраивать.  Постоянная готовка, уборка  стали ей надоедать. В то время, когда народ метался в поисках средств  к  существованию, Валя жила относительно безбедно.   Работа была забыта. 

Как-то  Валя задумалась о том, что живёт чужой жизнью.  А тут  ей подфартило.  У кооператива, где Валя владела комнатой,  появилась возможность расселить двух своих членов.  Вале предложили однокомнатную квартиру.  Она  с радостью стала выплачивать долг за неё. 

Обладание собственной квартирой  сделало её счастливым человеком. Как только квартира была обжита, Валя ушла от мужа. Он к тому времени стал прихварывать. Через несколько лет они официально развелись. 

В суд он пришёл уже  глубоко больным человеком. Говорил и ходил медленно, у него дрожала правая рука.  Валя содрогнулась, глядя на своего бывшего мужа. Как она вовремя с ним простилась, подумала она.  Пусть дочь ухаживает, не зря же он ей алименты платил всю жизнь.   

Потом они ещё несколько  раз созванивались, но постепенно она потеряла его след на земле.  Валя была вполне счастлива в своей квартире, о которой долго мечтала.  Не  нужен был мне никакой брак, без мужа жить проще и свободней, говорила Валя.

Оказывается, мать была права. Откуда  она это знала, удивлялась  Валя. Работать ей  больше не хотелось,  да и возраст стал подходить пенсионный. А тут ещё с матерью случилось  несчастье – инфаркт  сердца. 

Валя поехала к матери и провела с ней месяц. Они с сестрой  дежурили по очереди.  Время шло,  но ничего не менялось. Как откровенно рассказывала Валя: мать ни туда, ни сюда... Наступило знойное лето, в парках была красота. Потянуло в Москву  домой. Валя  уехала отдохнуть  в столицу. 

Сестра  бегала на три работы, а ночи проводила с матерью.  Муж и дочь как-то там сами справлялись по хозяйству.  В Москву  Вале пришла  срочная телеграмма –  умерла мама.  Она  растерялась, поехала  забирать  тело. Мать надо было перевезти в Москву и похоронить рядом  с отцом.   

Валя всё  так и сделала.  Теперь они у неё на кладбище рядом лежат.  Вале только не понравилось то, что в холодильнике у матери она нашла одну гречневую кашу. Не старалась, видно,  сестра  ухаживать за мамой, подумала Валя. С уходом матери, ей стало очень одиноко  на этом свете.  Началась  депрессия. 

Ей посоветовали походить  к  буддистам  поучиться радоваться жизни.  Ходила она года два, потом  уже по привычке.  От  депрессии и в самом деле  никаких  следов не осталось.  Одно время Валя  долго не могла  вылечить бронхит.  Потом приключилась астма.  За неё  Вале дали инвалидность.   

Теперь она могла пользоваться всевозможными льготами.  Каждый год ездила на курорты.  Выбирала  туда, где  интересно.  Хотелось путешествовать и видеть новые места.  На остатки  своих накоплений  Валя  купила дачу.  Наслаждалась  тишиной,  красотой цветущего палисадника. 

Всё бы ничего, да деньги  хотелось  добыть на путешествия, но как-нибудь без трудов особых. После девяностых все куда-то поехали. Возвращались с круглыми глазами.  Валюша задумалась. Как-то устроилась она на работу торговать от фирмы, но после обеда тянуло в тенистые парки дышать воздухом. Она закрывала свой ларёк и уходила.

Там, где другие зашибали приличную деньгу, она зарабатывала крохи. Бизнес был не для Вали. Вскоре она бросила это безнадёжное дело. Но деньги по-прежнему были нужны. Интриговали  всякие ГУП «Моссоцгарантии» и другие подобные учреждения, предлагавшие  ренту жилья  в обмен на очень приличные выплаты  и  прочие льготы. 

Прямых  наследников  Валя не имела, поэтому  она могла распоряжаться своей квартирой, как угодно. Позвонила в несколько таких заведений. Там выслушали её бодрый жизнерадостный голос и сказали, что  дело имеют только с людьми за шестьдесят.  Даже Валина инвалидность доверия им не внушила. Страшновато было  иметь дело  с теми, кто будет с нетерпением ждать твоего ухода в мир  иной.   

Она решила узнать мнение  сестры и её семьи, не захотят ли они платить ей ренту  за её  маленькую  квартирку  на окраине Москвы  в  старом панельном доме?  Пугнула тем, что  всё равно найдёт кого-нибудь  для этой цели. Сестра сначала удивилась, она-то на  другое рассчитывала,  но меж сестёр произошёл  такой разговор:  «Тебе же мама помогла купить  квартиру»-  сказала  старшая сестра.    «А тебе -двух детей поднять» - ответила младшая.  Крыть было нечем. 

Так   сёстры  материализовали   мамину  помощь. Сын  старшей сестры жил в  Москве на съёмной квартире.  Мать решила  обеспечить его жильём хотя бы  со временем.  Совместно  на семейном совете, почесав в затылках,  семья старшей сестры  приняла  решение  взять на буксир  тётю  Валю, которая написала  завещание  на свою квартиру  племяннику  и торжественно   им вручила. 

С тех пор  все Валюшины  проблемы  со свободными средствами были разрешены. Причём это был самый безопасный вариант.  «Надо  уметь пользоваться  своими преимуществами» - говорила она с гордостью. «Квартира в Москве - это же  целое состояние! Им надо умело распорядиться».

Её  мечты сбылись:  в наличии московская квартира  и не одна полка с книгами,  где  на самом видном месте стоял «Граф Монте-Кристо», а ещё – возможность путешествовать.   Тут надо честно заметить, что  не только «Граф Монте-Кристо»,  но и другие прекрасные книги, приобретённые  ею во времена книжного дефицита в своём магазине, так и остались непрочитанными. Зачем зря время  тратить, если фильмы  есть, думала Валя. Однако  суждения  в вопросах литературы всегда своё имела. Для этого  книги читать было не обязательно. 

Наступили для Валюши благодатные времена:  квартира надёжно пристроена и приносит доход, пенсия московская повышенная да плюс инвалидность, которая тоже даёт свои преимущества  в виде ежегодных  бесплатных путёвок в санатории и т.д. 

И никаких тебе детей с их проблемами!  Валя никогда не жалела об отсутствии оных.  У знакомых  куча  неприятностей  от них.  Эти дети  забирают время, которое можно потратить на духовное развитие.  Она с гордостью объясняла бестолковым  знакомым, что такое духовность. Говорила мечтательно: «Тело бренно, а душа бессмертна!». 

Теперь у неё появилась возможность путешествовать по миру, благо на подъём она была легка.  За несколько лет Валя объехала множество стран и континентов. В конце концов, добралась до Америки. Не могла понять, чем испанская Барселона так привлекательна. Она ей вообще не приглянулась. 

У Вали был свой вкус и послевкусие тоже. Вернувшись из Америки, она бросила чемодан, села и заплакала. Плакала о своём несостоявшемся счастье на  Манхэттене, где ей улыбался и  даже фотографировал  один молодой интересный мужчина. 

Манхэттен произвёл на неё неизгладимое впечатление.  Ведь она могла там жить! После Лондона Валя поняла, сколько достоинств  в  английских джентльменах. На наших мужиков после Европы вообще смотреть не хотелось.  Ни в какое сравнение с  этими   сэрами  они вообще не шли. 

«Русские - свиньи» - повторяла она, как заклинание. Подруги молчали.  Да и были ли они у Вали  при её  вздорном характере?  Одна хотела спросить, относится ли это её  умозаключение и к её родителям, но не стала. 

С Валюшей стало опасно появляться на людях, т.к. она не скрывала своё отношение к Родине и её  славному населению. «А русских баб вообще нужно вешать на берёзах!» - любила повторять Валя, -  «Портят русских мужиков  с детства. Сюси-масюси, тьфу!». 

Валя стала  ходить на площади, встречаться   с оппозиционерами.  «Там цвет нации» - говорила она с гордостью. Себя она, естественно, относила именно к этому славному сонму сограждан. 

«Цвет нации»  орал  в метро  кричалку  «Путин, уходи!», вытаптывал  цветники и  газоны,  стоял, взявшись за руки, вдоль  Садового  кольца. Валя была с ними.  Её  переполняла гордость за  свои передовые взгляды  и свою значимость в толпе единомышленников. 

К тому же  ей нравились красивые мужчины, такие, как Михаил Прохоров, Алексей Навальный.   Однажды, поравнявшись с Навальным,  Валя стала говорить ему комплименты, а знакомым с гордостью  и вызовом  говорила, что  ей хотелось целовать его  ботинки.   

Временами  она казалась  капризной  старушкой, не все её понимали. Мало кто  догадывался, что именно сегодня она и играла  роль этой  капризной пожилой  поучающей  и ворчливой  старушки. Как только  вокруг  испарялись зрители,  монолог  затухал,  вредная  старушка исчезала, а Валя  становилась собой.

Впрочем, она и сама не знала, была ли  собой когда-нибудь. Последнее время  она  боготворила  модель русского происхождения  Наталью Водянову.  Вале в ней нравилось всё: биография,  красота,  наряды, её  дети,  именитый  муж.  Её вдохновлял  образ этой русской золушки. 

Она  верила, что также могла покорить мир  своей красотой, родись она  не так рано.  В  многочисленных альбомах  хранились фото-открытки  молодой, прекрасной  женщины, которая, увы, отдалённо напоминала теперешнюю Валентину.  Не  досталась ей  Рублёвка  и  любимый ведущий  Юрий Николаев  в мужья, а ведь мог, если бы судьба  столкнула. Но не случилось.   

Но можно хотя бы  в малом  походить на него, думала Валя. Свой день рождения  отметила в том  кафе, из окон которого были видны  маковки  храма Христа Спасителя.  В одной из телепередач Ю.Николаев  давал интервью именно на фоне этого прекрасного храма. 

Не важно, что шторы в кафе были пыльными, и их приходилось постоянно отодвигать, чтобы видеть храм, а еда  невкусной  и дорогой.  Главное,  хоть чем-то  походить на своего кумира. 

Валя  всегда считала себя  современной  передовой  женщиной.  Походив  несколько дней на  компьютерные  курсы, она  увлеклась  новым видом коммуникаций. Вдохновил её и сотовый телефон,  но и компьютер, и сотовый телефон вскоре были заброшены.  Посылать  SMS сообщения  ей было некому, а от компьютера, говорила  Валя, портятся  глаза. 

Она так его и не осилила.  Не хватило терпения, того самого, которое появляется у  взрослой женщины, вырастившей своё дитя. Жизнь Валя прожила для себя и ущербности по этому поводу не чувствовала. Кто же ты, Валя?