Мысли после 4 сезона Игры престолов

Торбейн
         На днях мне удалось досмотреть четвёртый сезон известного сериала «Игра престолов». Сразу замечу, что первоисточник, а именно книжный цикл «Песнь льда и пламени» я не читал, и желания сильного не испытываю. Кроме того, заранее предупреждаю, что в отзыве могут иметься спойлеры. Так что тем, кто не смотрел, но планирует ознакомиться с четвёртым сезоном сериала (а тем более, если с сериалом в целом), рекомендую от прочтения воздержаться. Так же мысли, выраженные в тексте ниже, являются совсем уж субъективным и непрофессиональным мнением, поэтому могут не прийтись по душе фанатикам и идолопоклонникам. Им так же читать на свой страх и риск.

         В первую очередь отмечу, что основной отличительной чертой как фильма, так и книг, считается смертность среди героев. Мрут все, вот в чём дело. Социальные сети полнятся высмеиванием этой черты; прославился рекламный ролик «Реакция зрителей на Красную свадьбу» (явная постановка, если спросите моего мнения). Не столь раскрученным, но всё же отмечаемым некоторыми свойством, является общая немилосердность в отношении персонажей. Мол, Мартин не знает, как ещё заставить читателей сопереживать им, как не подкидывая полные страданий события. Однозначное мнение общественности на вышеуказанные факторы оценить затруднительно, но об этом позже. Что очевидно: интерес оной общественности в любом случае спасает своевременное появление новых героев и их умение стать новыми любимчиками публики. А так как броские персонажи у Мартина получаются, он вполне может ими жонглировать, убивая одних и передавая эстафету другим.
         
         Так как никаких отзывов на первые три сезона сериала я не составлял, нельзя обойти вниманием сию неотъемлемую составляющую общего действа. Когда-то «Игра престолов» в качестве рекламного лозунга продвигала утверждение «наш сериал самый дорогой за всю историю». Жадностью ли, неокупаемостью ли, но по какой-то причине бюджет со времён первого сезона падал стремительно и неумолимо. Поначалу вдохновляли буквально каждые декорации, будь то Винтерфелл, Королевская Гавань, или Орлиное Гнездо. Однако, чем дальше в лес, тем более режиссёры «стеснялись» демонстрировать масштабные пейзажи с множеством деталей. Я не теку слюной по спецэффектам, поэтому данный изъян мне не открывался достаточно долгое время, но в четвёртом сезоне всё приняло настолько запущенную форму, что не находишь никаких объяснений, почему над ним работали то же время, что и над вторым или даже третьим.

         Однако уже с первого сезона меня захватила тематика политических дрязг, интриг и открытой вражды. Появились любимчики, появились раздражители. Последние умирали быстрее, чем первые, что в отдельных случаях приводило в восторг. Словом, найти изъян в начальных сезонах было непростой задачей. Но, начиная с третьего, она заметно упростилась. Чаще начало провисать действо, больше внимания стало уделяться персонажам и сюжетным линиям, которые просто поглощали хронометраж, переливая из пустого в порожнее. Если, например, клубнику не пересаживать с одного места на другое 3-4 года, её поражает болезнь, от которой в лучшем случае мельчают ягоды. «Игра престолов» - это клубника, пересаживать которую никто не планирует. А болезнь – типичная болезнь сериалов, то есть затянутость. Затянутость в самых нелепых эпизодах по самым незначительным причинам. Целая сцена для того, чтобы Рамси Сноу произнёс «Едем домой, Вонючка», передав привет капитану Очевидности? Как же без этого. Эпизод с евнухом, подглядывающим за голой женщиной? Не волнуйтесь, после этого ещё минут десять данная тема благополучно помусолится. Но если говорить о бессмысленности, у неё есть король.

         Бран Старк – мальчуган с параличом нижних конечностей, не вызывающий совершенно никаких положительных эмоций. У него нет характера, нет никаких ясных целей или стремлений, даже его спутники – картонки, описать которых можно одним предложением. Их помыслы туманны, их реплики пафосны и лишь вводят в заблуждение (чего стоит только утверждение одного из них, что трёхглазый ворон – это и есть Бран, хотя в 410 мы узнаём, что это не так). Ему уделяются целые часы экранного времени, в которых он не делает вообще ничего, кроме наблюдения абсолютно ни о чём не говорящих снов, а впоследствии поразительно скучного путешествия на север. Бывают и в фильмах и в книгах такие моменты, когда очень хочется пролистать эпизод. Я крайне редко на это иду, так как боюсь пропустить вдруг возникшую неожиданно важную деталь. Но как обидно осознавать, что ты мог со спокойной душой пропускать часы бессмысленного действа, и не потерять совершенно ничего в стройности повествования. А как только наметилась первая сцена, где мне стало на сюжетную линию с Браном не насрать, сериал прервался. Ждите ещё год, чтобы вам объяснили, зачем этот персонаж вообще существует. То есть лишь в ПЯТОМ сезоне нам, ВОЗМОЖНО, приведут РАЗУМНОЕ объяснение тому, что за тайная сущность желала, чтобы Бран явился к ней. И что-то мне подсказывает, что объяснение будет столь же невнятным, сколь надуманным.

         Это жалкое зрелище – видеть, как горячо любимый сериал авторы топят в десятках бессмысленных эпизодов, лишь бы наполнить водой хронометраж. И тут мы возвращаемся к тому, о чём говорилось ранее – бюджет. Сериал становится дешевле на глазах (посмотрите хотя бы на то, как Лиза Аррен падает в лунную дверь). И я никогда не был против того, чтобы авторы просто не снимали эпизодов, призванных только развлечь сочной картинкой. Лишь бы они придавали достойный вид сюжетным моментам. Но четвёртый сезон – пример совершенно другого подхода. Авторы поняли, что бюджета сериала хватит лишь на 50% событий. Но вместо того, чтобы распределить его равномерно и вместе с тем насытить сюжетными эпизодами, где зритель уже не будет обращать внимания на спецэффекты, пришли к гениальному умозаключению «А давайте мы заполним остальные 50% хронометража абсолютно бессмысленной ахинеей?». Получилось. Но в итоге самой скучной во всей «Игре престолов» серией стала 409, где битый час Дозор обороняется от одичалых, а всю интригу можно, перефразируя Чебурашку, описать как «Мы оборонялись, оборонялись, и, наконец, оборонились». На глаз в эту серию вбухали не меньше половины всего бюджета, направленного на визуальную составляющую (тут вам и мамонты и великаны и взрывы и местами даже массовость – в общем, прогрессирующий Майкл Бэй головного мозга). А помогло ли это сделать абсолютно пустой событиями час хоть кому-то интересным? Ну, кому-то, возможно, но не мне.

         Однако вернёмся к тому, о чём говорилось в самом начале обзора, и зададимся вопросом, что вообще обеспечило книгам Мартина ещё до выхода сериала неплохую аудиторию. Абстрагируемся от того, что уже подзаголовок цикла заспойлерил нам главный сюжетный замес. Неужели читателей так задело очарование пятистраничных описаний фамильных гербов и девизов? Или мир, копирующий реальные исторические события и личности, заинтересовал даже тех, кто в жизни не интересовался их аналогами? Невеликая магическая составляющая и отсутствие героя/героини, что воплотил бы в себе стремления инфантильной части общества, отметают ещё один вариант. Я предположил бы, что всё дело в суровом реализме и мрачности антуража, но мне достаёт опыта убедиться в том, что подобные черты не приносят популярности. Поэтому, мне кажется, весь секрет в персонажах, их непохожести друг на друга, живости и глубоких продуманных взаимоотношениях. Именно поэтому читатели и зрители высмеивают и ругают Мартина за то, что тот столь негуманен к своим деткам. Это и придаёт шарма его произведениям. Конан живёт всегда, а Тирион может погибнуть в любой момент. За Конаном следишь, а за Тириона от души переживаешь.

         В новом сезоне была умерщвлена очередная порция персонажей. По некоторым зрители будут скорбеть, сливу некоторых будут радоваться ещё долго. Смерть некоторых была драматична и неожиданна, а гибель отдельных либо глупа, либо буднична. Но всё же я никогда не разделял переживаний о гибели персонажей в «Игре престолов». Мне кажется, Мартин убивает не просто так. Смерти предаются те персонажи, которые его самого уже бесят настолько, что он просто не в силах писать о них или от их лица. Как иначе объяснить тот факт, что с начала событий раздражающие персонажи дохнут как мухи, тогда как хоть сколь-либо умные, прозорливые или просто симпатичные живут себе почти в полном составе? В интернете есть видео подборка из смертей. Если честно, я её не смотрел, но сериал пересматривал четыре раза, и могу с уверенностью сказать, что каждый мёртвый разумный персонаж приходится на смерть десятка дур или придурков. Эддард Старк, его жена, его сын, жена его сына, спутник его младшего, его друг король,  сестра его жены, брат его друга короля, его оруженосец – если из всех раздражающих персонажей «Игры престолов» составить полный список, он будет больше этой рецензии. А что о героях, которые не вызывают таких отрицательных эмоций? Ну мёртв Тайвин. Ну, может быть, Оберин Мартелл иногда не бесил. Пёс, мир его праху. Так, на вскидку, пожалуй, больше и не вспомнить. Оттого ли, что раздражающих персонажей в разы больше, чем симпатичных, или оттого, что Мартин переживает о последних, не решусь судить. Но факты на лицо. Мартин любит своих героев, но только тех, кто умственным развитием отошёл от приматов. Впрочем, любить-то он таких любит, но не решусь утверждать о его способности до конца писать их мудрыми. Иначе неудобная ситуация получается: вроде как это телевизионщики отупляют героев.

         Я не читал книг Мартина, но не могу не обратить внимания на замечания его фанатов относительно соответствия книжного материала сериальному.

         Утверждается, что авторы «Игры престолов» всё больше лепят отсебятины. Отсебятины много, скажу я, опираясь на достоверные источники, которые эти ляпы освещают. Но большинство из них не просто легко объяснимы, но и оправданны ввиду формата. Невозможно полностью перенести книгу в фильм, адаптация неизбежна. И глядя на то, как много ахинеи из Мартина убрали авторы сериала, можно только порадоваться. Конечно, есть моменты, где они перегибают палку. Например, одна моя знакомая жаловалась на то, что Оберина сделали голубым. Впрочем, во-первых, бисексуалом, во-вторых, то ли оттого, что я в принципе терпим к подобным деталям, то ли оттого, что мне плевать на тот единственный эпизод, где она подчёркивалась – как бы то ни было, я не оскорблён додумыванием авторов сериала, которые явно играют на рейтинги. Слишком много других эпизодов, забирающих всю мою ненависть. Тем не менее, нельзя не отметить, что из сезона в сезон домысливание авторов сериала всё более заметны и касаются всё более фундаментальных и неотъемлемых авторских пунктов. И если в первых сезонах сериалу от этого было только лучше, то в последующих переиначению были подвержены даже важные моменты.

         Лишний раз замечу, что я не читал Мартина, и поэтому не могу с уверенностью критиковать его творения. Но если в них есть те же огрехи, какие я заметил в сериале, они, естественно, будут на его совести. Во-первых, общий язык. Серьёзно? Общий? Может, тогда уж галактический или вселенский? Весьма детское упрощение для автора, который всерьёз вдохновлялся мировой историей. Во-вторых, гигантская Стена. Неужели никто не задумывался о том, что её можно обойти по воде на примитивнейших плотах? То есть даже я в своей фэнтезийной вселенной пытаюсь выдумать какие-то там моря Мёртвых Вод, если мне надо изолировать культуры друг от друга. Мартин же не парится ну совсем. Есть Стена, и есть одичалые, которые воды, видать, как кошки боятся. Какие тут могут быть вопросы?

         В-третьих, в-четвёртых, в-пятых и так далее: что ещё за многоликий Янус, который помогал Арье? Почему с его умениями ему не перезаказывали всех злодеев или добродеев фильма? Как с его способностями он вообще в клетке оказался? Почему малышка с мантикорой с её-то талантами не убила Дейенерис, пока та спала? Просто посмотрите на неё: она же, блин, умеет телепортироваться! Чёрт, да кому вообще нужно промышлять убийством, если ты умеешь телепортироваться? Кроме того, имея под рукой такие кадры, кто додумался устроить первое покушение при участии торговца вином? Из тысячи существует девятьсот девяносто девять сценариев, по которым Дейенерис либо не купит вина, либо купит не то вино, либо не будет пить вино, либо будет, но вино попробуют перед ней и так далее.

         Несмотря на то, что Мартин создал весьма пёстрый и выпуклый мир, он не в состоянии вести в нём повествование, не натягивая логику, не делая персонажей беспросветными дегенератами. Иначе всё порушится. Не будет сочных смертей, красивых сюжетных пируэтов и интригующих конфликтов. Будут лишь герои, которых в детстве не роняли на голову. Разве была бы тогда красная свадьба? Нет. Отрубили бы руку Джейме? Да ни в жисть. Пёрли бы одичалые на амбразуру вместо того, чтобы обойти Стену по льду или воде в зависимости от погоды? Только если бы Мартин сказал «Ну ребятки, мне нужен эпичный махач». «Песнь льда и пламени» не была бы собой, а была бы скучным нудным повествованием о мудрых и невозмутимых политических деятелях, даже ошибки которых были бы оправданны и объяснимы. И это её главная положительная сторона, но вместе с тем и один из основных минусов. Бесят почти все персонажи. Логика событий – иногда даже критически важных – хромает на обе ноги. Но все ли так же как я реагируют, да и распознают ли вообще эти огрехи? Не заметно по тому, как здорово действует разработанная Мартином формула, и по тому, насколько привычными стали в сетях «шутки» по типу «Как я смотрю ИП».

         «Игра престолов» по-прежнему хороша. Эпизоды со смертью Джоффри и битвой Горы и Оберина великолепны и вызывают лишь одну мысль «Это было офигенно!» и желание их пересматривать раз за разом. Да и как может быть иначе, если сценарий к сериалу переработан из книги первоклассного, пусть и далеко не безупречного писателя? Но сколько понадобится сезонов для того, чтобы превратить сериал в очередное нудное и однообразное зрелище, число которому легион? Может, я рано паникую, но мне кажется, что участь эта не за горами. В такие моменты только одно радует: как же хорошо, что «Рим» ограничился двумя сезонами.