Избранное памятью, часть II

Велвел Бен-Моше
                ЮНОСТЬ:                -1-               
              СТУДЕНЧЕСТВО,  НАЧАЛО  ТРУДОВОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    
                (1956-1966 г.г.)
-Первый блин…комом! (Одесса)               
Подрастая, формируясь, ребёнок испытывает на себе влияние  всё большего количества людей, увеличивается круг его общения, познания …Дополнительное  влияние идёт и  от прочитанной литературы, аудио-видео  информатики.…И если наше  тело - это то, что мы едим, то душа - это то, что мы видим,  слышим, познаём!..
Но наступает время обратного влияния- влияния индивидуума на окружающих! В зависимости от накопленных знаний, характера, сформировавшихся целей а часто и, просто, от Его величества - случая, человек начинает влиять  на больший или меньший круг других людей. … Да, и само это, влияние может быть очень разным: организационным, ч/з  общественные или гос. структуры; эмоциональным - ч/з искусство; идеологическим, научным. … И в любой другой сфере жизнедеятельности. …  С точки зрения человека – это и есть его самореализация!
Наиболее активно, мне кажется, эти процессы проходят в юности! Моё отрочество, я думаю, закончилось с окончанием  средней школы и самостоятельной  поездки в Одессу. Здесь я стал абитуриентом Политехнического института. …Это было лето 1956г. Мне было 17лет!..  И был я открыт миру. …  Верил, что стоит только мне захотеть и всё  исполнится, всё будет хорошо! Это был период романтического восприятия мира! Хотя, надо сказать, что у меня уже был и отрицательный опыт, набивал шишки, разочаровывался, пытался делать первые обобщения о людях, меня окружавших…
Это была повторная попытка покорить Одессу.… К нам тогда пришла мода – все стремились поступить в ВУЗ! И самым «крутыт», считалось – поступить в Политехнический!..  Хотя мама и  советовала мне подавать документы на экономический или фармацевтический (и это, очевидно, было ближе мне…), я решил поступать в Политех,… Тем более, что брата  Сеню, как золотого медалиста,  уже зачислили  на факультет автоматизации химического производства,… Круче этого не было ничего! Не остановил меня и огромный конкурс – то ли 16-ть, то ли 15ть человек на одно место! Сдал я все экзамены, но т.к. принимали экзамены довольно либерально, то проходной балл вздули высокий (а это позволяло в ручном режиме управлять отбором!) Короче, я не добрал 1-ин балл!.. С тем и уехал обратно в Кодыму…
После месяца депрессии, надо было идти работать, зарабатывать трудовой стаж, дающий преимущества при поступлении! А что я мог? И направили меня от райкома комсомола пионервожатым в сельскую (с.Крутые) школу. Ходить или ездить на «велике» приходилось 5-6км. … Я написал и согласовал «План работы»: заседания советов дружин, торжественные  линейки, праздники.. Даже попытался организовать фото кружок. … Но…пришла поздняя осень, дожди. … Добираться стало сложно. Помню, пригласил меня молодой парень-физрук в свою компанию на Д.Р. … Я, практически непьющий,  выпил какой - то самогонки, а когда шел домой, в Кодыму, отключился, заснул под придорожными кустами. … Домой вернулся поздно ночью – помятый, грязный… На этом моя работа в с.Крутые и закончилась! Но первую «Трудовую книжку» я получил, именно, здесь. Это позволило мне потом, при  выходе на пенсию, засчитать время учёбы(5лет ин-та) в трудовой стаж!. Теперь, не мудрствуя лукаво, я пошел работать пом.кассира на ж/д вокзал. Моя работа заключалась в компостировании билетов. … Все расчёты с пассажирами вела Валентина Мих..  Правда, в ночную смену я её подменял на часок, чтобы она поспала. В конце смены у неё (не знаю как?), но образовывалась определённая сумма излишних денег. … И она частично делилась со мной. …Так прошла зима-весна. … А летом я стал готовиться к очередным вступительным экзаменам…Я решил доказать, и в первую очередь себе, что могу! Помню - встречаем Новый 1957г.! Во время боя кремлёвских Курантов я задумываю так, чтобы сбылось: «Я поступлю! Я обязательно - поступлю!!!»- этакий аутотренинг…
СТУДЕНЧЕСТВО,  г. ГОРЬКИЙ (Н. НОВГОРОД)
И опять качнул меня случай – моя соученица Алла Лисичкина, поступившая в прошлом году в Горьковский «Иняз», сообщила, что там, в г. Горьком (Н.Новгороде) значительно меньше конкурсы и честнее идёт отбор! Учли мы ещё и то, что там жила и работала страховым агентом, моя тётя Рая Кравченко. Она вышла замуж за дядю Бориса Гельфинбойма (электрика ГАЗа). У них было полдома в Автозаводском районе с, любовно ухоженным, приусадебным фруктовым садом и два симпатичных мальчика - Нонка и Лёнька. Приняли они меня очень тепло и радушно: Добродушный, простой дядя Борис… отдельная комната, кровать,  постель. … И тут- ЧП! Как-то во сне у меня случилась поллюция! Просыпаюсь и. ... о, ужас! на простыне большое пятно-след моего эротического сновидения…Выхожу на улицу, думаю, как застирать, чтобы не увидали. …

-2-
Встревоженная  тётя Рая вышла следом за мной, и.. стирка отменилась.  Вскоре же, чтобы не ездить ч/з весь город, я поселился в общежитии ГПИ. А т.к. в прошлом году здесь прошло дело по взяточничеству при приёме экзаменов, то отбор был честный (даже образовался недобор на некоторые факультеты…) Вспоминаю - встретился я здесь со своим земляком из Одессы - Герой Зубковым, прихрамывающий на одну ногу шустрый парень.
Так он, прямо в вестибюле ин-та с помощью лезвия, исправил в экзаменационной карточке «неудов.» на «удов.» и…поступил! Поступил и я! Почему на  «Металлургический ф-т»? Да потому, что там был самый маленький конкурс, а я не хотел больше рисковать, решив, что после 1-го курса перейду
 на другой  факультет…
Всё! Еду домой с чувством победителя! Еду ч/з Москву… Сложная пересадка - нет билетов (сезон…) Приходится ночевать в привокзальном сквере на Киевском вокзале, в ожидании своей очереди. … Но разве это проблема в 18-ть лет?!.. Так,  за все годы учёбы, ситуация  на ж/д  и не изменилась к лучшему! Кроме того, переезжая с южной Украины на север, я менял климатические пояса и непременно заболевал ангиной. … Наконец, мне это надоело и я, будучи в Рыбнице, решил удалить гланды!  Но, надо же!- это не решило мои проблемы. … Врачи говорили, что это теперь воспаляется подъязычная железа?! Вот и верь нашим врачам. … Дома собираю зимние вещи. Благо, дядя Лёва подарил мне симпатичный, лёгкий дорожный чемодан… Получаю наставления от мамы: писать регулярно, отвечать  на её письма, с плохими ребятами не дружить, не экономить на еде и т.д. ….! В поезде едем вместе с Аллой… Контактов не получается …Я не испытываю к ней особой  симпатии, не могу выбрать тон поведения…Она тоже не отличается коммуникабельностью…
И  вот я  прибыл на учёбу в г. Горький. …  В деканате Металлургического ф-та ГПИ секретарём работает Роза Самуиловна…Это она потом на 4-ом курсе посоветовала к.т.н. Кожинскому Леопольду Израилевичу взять меня в «Научную студ. группу». А декан фак-та - к.т.н. Мадьянов А.М.- крупный, грузный с юмором мужик. Это он, при очередном предпраздничном обходе общежитий, посоветовал нам – «…Ну, вы того… по бутылке на нос! А там  пора и совесть знать!».
Зав.кафедрой у нас -проф. Ал-др Абрамович Рыжиков! В  деканате нас предупредили, что по решению Партии и Правительства все первокурсники  едут, как добровольцы, на Целину, в Алтайский край, помогать убирать невиданно высокий урожай! Учебный план переносится на октябрь…

ЦЕЛИНА, были сборы не долги. …
Загрузили нас в товарные вагоны: нары, застланные сеном, нужду справляем ч/з дверь на ходу. Правда, ч/з каждый час делаем остановки в поле и народ: «девочки - налево», а «мальчики - направо» разбегаемся по посадке. … Романтики вдосталь… Некоторые перезнакомились, сдружились и,  даже, заневестились!
Сдружился и я с Витей Васиным – парень из  ГДР, где служил его отец.  Смотрит на окружение, менталитет, быт – с нескрываемым недоумением…  Говорит, что родители воспитали в нём ностальгическое  чувство Родины-матери: родной,  любящей и заботливой! А тут сплошное жлобство. … Держался он отстранёно от всех.. И тем вызывал к себе настороженное отношение. Во время одного из перекусов на полустанке, кто- то запустил ему в голову пивной бокал! Хорошо, что срикошетил, а  мог и убить! А в самом совхозе у него украли часы!
 Алтайский край, чем-то напоминает Украину,…но дворы менее ухоженные…
Организовали нас в «Студ.отряды»…Ребята постарше (после Армии) стали у руля. Они распределяли работы, контактировали с дирекцией совхоза, выписывали наряды. … И потом был скандал, когда узнали, что соседние бригады получили значительно большую з/пл. , чем у нас. Но доводить это до конца не стали, замяли, отбрехались. …Началась реальная жизнь!..
Занимаемся разгрузкой зерна из вагонов в элеваторные ямы. …Надеваем респираторы (если есть..), а то и без. … Стоя внутри вагона, большими совками-черпаками сгребаем и сбрасываем зерно в приямок. В закрытом объёме пыль стоит столбом! Вылезаем из вагона, как шахтёры чумазые, долго отхаркиваемся. … Отработавши смену, чувствуешь себя измотанным, но молодость берёт своё – и вечером идём в клуб, на танцы. Девочки, а их у нас было не много, - работали на кухне. … Как- то вечером, сидели у костра, пели, танцевали и вдруг…как рванёт! (загорелась бочка с соляркой, стоявшая у костра!) Сильно обгорела симпатичная девушка Зина, находившаяся по-близи: лицо, живот, руки.. Конечно, это для неё стало трагедией и с устройством семьи.. Тем ни менее, по окончании ин-та, вышла замуж за  далеко не красавца, похожего на Емелю с печи, однокурсника Вовку Лобанова. Уехали по распределению в Пензу, расплодились.. На ск. дружно жили- не знаю, но довелось мне их посетить  уже, будучи в командировке из Курска. Выпили –«А помнишь? А помнишь? На мой вопрос: « А как у вас дела?» Вовка выдал: «Да вот, моя двустволка привела ещё "двустволочку"! Мать их ети!!!» Она же деланно обижалась…
-3-
ГПИ, СТУДДОМ               
В Горьком поселяюсь в общежитие – «Студдом» №1. Старое, кирпичное, 3-х этажное здание… Я на 3-м этаже, огромная комната, коек на15-16 с прикроватной тумбочкой и всё…
Общий коридор, общий туалет, общий  умывальник – ну, по казарменному типу! Даже вход по пропускам.  Правда, на втором этаже есть столовая самообслуживания,  актовый зал, библиотека, где можно готовиться. …Напротив, ч/з дорогу есть «Студдом» №2 – современной постройки,5-и этажное здании, комнаты на 4-х.! Но туда поселяют только после 2-го курса!..
Рядом со мной (в этаком закутке) были койки Дэвика, Толика и Юрки. Чуть подальше - Витина. О Вите Васине я уже  немного говорил..
А Дэвик - это Давид Абрамович Эйдинзон(русский!?)- крепко сбитый, спортивный, достаточно самодисциплинированный (это я у него пытался  научиться, прочитав полученное письмо – сразу же отвечать! Строго соблюдать распорядок дня…).У него было хорошо развито чувство  собственного достоинства - Если в словах собеседника звучало, как ему казалось, обидное в его сторону, то он походил: «А ну, повтори, что ты сказал?»… Тот - либо извинялся, либо получал в лоб!
Еврей- отец погиб, попав под поезд, когда Давид  был малышом. Воспитала его мать- русская женщина. … И это обострённо-оборонительное состояние  было характерно для него. Был он без сантиментов, и мы остались только сокурсниками…
Толик Митрофанов спортсмен легкоатлет, кандидат в мастера спорта – постоянно поддерживал спорт.форму. Я не видал его праздно лежащим: либо в читалке, либо на тренировке!.. Малословный, настырный в зубрёжке и тренировках, но он, ни когда и  ни к кому не лез в душу. …Они гармонировали с Дэвиком. Только Анатолий был более спокойный, миролюбивый (не было того комплекса, раздвоения личности, что у Дэвика…) Нравились мне эти ребята, их стиль поведения, и я, невольно, пытался в чём- то их копировать! А раздвоенность личности проявилась и у меня. Помню, когда пришла агент по переписи населения в общежитие, к нам в комнату, то на её вопрос-«национальность?» я ответил-«русский»…
Совсем другим был Юрка Юрченко – высокий, угловатый, широколицый и курносый мордвин с улыбкой-оскалом…. Тоже увлекался спортом, только велосипедным…Задиристый, завистливый, всегда чем- то недоволен!.. Любил поёрничать. поиздеваться, получая от этого  удовольствие! Естественно и отношения у нас не сложились. Будучи сам не русским, пытался отыграться на мне
 ( кстати, та же ситуация была с чувашом -  Санькой Рыковым) Отношения были на пределе… И только появление у нас в общежитии моего кодымского  земляка- Ефима Шаргородского, старше меня на два года, учившегося в  Горьковском военном училище, сдерживало этого мордвина! А Ефим зачастил к нам, используя, как место переодевания при получении легитимных и, как я понимал, не совсем легитимных… увольнений, для свиданий. У Юрки учился в нашем ин-те, на нашем ф-те его брат, на два курса старше - совсем другой тип человека! Рассудительный, общительный, давал нам дельные характеристики преподавателей, чтобы знать, как вести себя на экзаменах… Он часто школил своего Юрку…  И вот, однажды, я пришёл в студдом, а  постель Юрки свёрнута.  Вскоре мы узнали жуткую историю его гибели: Он ехал на велике из ин-та, проезжая Красную площадь, что у стен Новгородского кремля, пошел на обгон, и…врезался  во встречную машину.. Говорили, что голова раскололась и смерть наступила мгновенно!
Неформальным лидером у нас на факультете и в общежитии был Геннадий Заболтин – широкоплечий, чуть выше ср.роста, с правильными, мужественными чертами лица.  До института работал в литейном цехе. Это был этакий свойский  рубаха-парень – Генаха, со взрывным, но справедливым (Чкаловским) характером!..
А вот, ханыжный мужичёк, чуваш-Санька Рыков, с манерами зэковца - карманника, остался и часто портил мне настроение… Однажды по-пьяни, прямо в комнате общежития, стал приколупываться ко мне! Завязалась драка…Нас разборонил Генка… Не знаю, как – но об этом инциденте стало известно в Парткоме! Его заставили извиниться…
Из ребят, хочется вспомнить ещё о Валере Филиппове, из близлежащего г. Ворсмы… Нескладный, простоволосый и угреватый пацан с очень развитой памятью и … аппетитом! Память позволяла ему играть вслепую на нескольких  шахматных досках… А неимоверный аппетит он доказал, поспорив, что съест в столовой за один присест- 10ть порций котлет с гарниром! После 5-ой, он попросил разрешить запивать водой… После 8-ой на него было тяжело смотреть!.. И он попросил - не гнать картину!.. И всё же- он спор выиграл, чем и прославился на всё общежитие, ибо к концу собралась приличная  толпа зевак-болельщиков! Питались мы в  буфетах при институтских корпусах и студенческой столовой при общежитии. Но часто, из соображений экономии и дефицита времени, обходились булочкой (городской сайкой) и 0,5л. кефира… Способов пополнить свой бюджет было несколько: ходили на разгрузку барж (расчёт был на месте и наличными),
-4-
сдавали кровь, как доноры, некоторые устраивались кочегарами на ночные смены… Можно было и воспользоваться студенческой  кассой взаимопомощи! Получать деньги от родителей считалось не достойным самостоятельного человека. Хотя были и такие… Но они, во всяком случае на официальном уровне, не приветствовались (маменькины сыночки, тунеядцы…) Городские ребята часто приходили к нам в общежитие за смаком студенческой жизни… Зная это и, очевидно, желая контролировать своего сына, нас пару раз приглашали к себе в семью родители Юрки Ухина из  г. Сормово.  Отец – нач. КБ на судостроительном з-де, а мать заслуженная учительница России. Стиль их поведения был с претензией на подражание дореволюционной интеллигенции…Юра играл на рояле… У них была большая домашняя библиотека… И эта домашняя обстановка нам нравилась (Выставлялась их фирменная водка, настоянная на вареньи из лесных ягод…+ маринованные, собственного приготовления, грибочки, соленья…)
Вечерами по субботам  в общежитии организовывались танцы. Приходили девчата с пед. и мед. институтов. После танцев следовало проводить девушку… А это бывало довольно далеко…Но мы были, как не пуганные котята…
Однако были и  резонансные ЧП - Недавно прошла амнистия ЗЭКов. И вот,  однажды, во время танцев на площадке в парке подрезали  парня из нашего ГПИ. Это был, подающий надежды, студент, сын партийного бонзы. Стресс в нашей среде, да во всём городе был большой! Тогда такое не случалось так часто, как сейчас (а может, просто,  меньше оглашали?..)
Праздники, дни рождения обычно сопровождались застольем с выпивкой в общежитии… Затем могли пойти гулять по городу, в парк или в кино (тогда оно было весьма популярным и массовым)..И чтобы достать билет, надо было выстоять в очереди от 0,5ч до 1,0часа..Уже появились зарубежные фильмы, вызывавшие большой интерес … Ходили и на каток, а летом на Мызу,(низкий берег р.Оки) на пляж…Вода, конечно, в сравнении с морской - грязная…Но ничего, даже успевали подзагореть…Ритуальными были и субботние походы в баню с парилкой… Из ребят однокурсников сейчас могу вспомнить ещё Славку Березина. Довольно высокий, плотный, обходительный, незлобивый шутник… Вот, одна из его притч: «Скорее бы война! А там и…плен! Вот уж американок поимеем!!!..»  Он олицетворял собой западный менталитет, т.к. был из Калининграда. Его мама работала на рыболовецком траулере, и он всегда, с каникул, привозил очень вкусную, жирную селёдку, подобную которой я больше не ел… О себе:  жил как-то по течению, в общей струе, не принимая резких решений. Был достаточно нерешителен и переборчив. Уже, даже, тётя  Рая Кравченко бралась меня познакомить с девочками своего круга! Но…но я был ленив… И это, наверно, стало причиной того, что я за пять лет не завёл серьёзного  романа, оставляя на потом, связывая с возвращением на Украину…
Мои студенческие годы совпали с периодом «Хрущёвской оттепели»…Новации в политике, с/хозяйстве. … Даже в организационном и административно - территориальном  управлении… и в  технике, и в культуре! Как потом их назовут неприличным словом - «Волюнтаризм», что по простому означало – «Самодурство!»..  Но всё же, накапливавшийся потенциал Сталинско - Бериевских «Шарашек», выстрелил достижениями в гонке вооружений и покорении Космоса. Неважно, что на это уходили средства, равные ещё одному гос. бюджету и народ нищенствовал, но – мы были первыми! Первыми в создании сверхмощных атомных и водородных бомб!  И первыми в запуске искусственного спутника земли!.. Когда по радио прозвучало это сообщение, то эмоциональный подъём был такой, что окна двух, расположенных напротив, Студ.домов распахнулись настежь и протяжное –«Урра! Урра! Урра!!!» длилось около 30минут… Потом появлялись сообщения о запуске  собачек - «Белки и Стрелки»…Потом ЧЕЛОВЕКА!.. и ВСЁ ЭТО ВОСПРИНИМАЛОСЬ, КАК НАШ ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС, КАК СИМВОЛ  ПРИБЛИЖЕНИЯ Коммунизма и Его мощной жизнеспособности (Во всяком случае - нам так преподносили...) А мы, тем временем боролись за урожай: чтобы посадить, чтобы убрать( и КПД)этих усилий было минимальным!  Пару раз мы ездили на уборку картофеля в совхозы Горьковской области... Жили на квартирах  крестьян… Впечатлили меня там бревенчатые, тёмно-серые избы, постель на печи, где я увидал впервые настоящих… тараканов! Да, да – больших, чёрных и страшных тараканов, а не прусаков…

МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ Ф-Т,  ГПИ
По приезду с Целины, активно начинаем занятия в ин-те! Помню лекции по философии амнистированного из ГУЛАГА преподавателя «Научного атеизма»- Васяева. … Как он восхвалял Хрущёва, называя прагматичным, мудрым политиком из народа!.. Но, после окончания первого семестра, то ли  я расслабился, то ли сказалась моя нелюбовь к химии – я не сдал зачёт и лишился стипендии. Это стало мне хорошей  наукой и все остальные семестры я сдавал на повышенную стипендию, +надбавка- у нас на металлургическом ф-те была выше на 25% стипендия,
-5-
то получалось - ничего.. под 90р.!(а мама получала 70р…). Не могу описать по годам студенческий период. … Но некоторые яркие эпизоды запомнились:
Металлургический ф-т состоял из двух групп: «Литейное производство, ЛП-57» и «Термическая обработка, ТО-57» Если в ТО было около 10 девушек, то у нас в ЛП- на 25ребят только -3 девушки!.. Но зато самая красивая, Леночка Иванова (Личико персиком, точеная фигурка, а главное- шарм! Глядя на неё, разговаривая с ней, нельзя было не поддаться её обаянию!..) была у нас, в нашей группе!
И вот, между ними- Геной и Леной завязались отношения…Красивые и…сложные…Так, до окончания учёбы они и не оформили их. А что было потом - не знаю, не слышал…
На дворе уже весна! А я (южный человек…) не сдам ни как зачёт по лыжам! Уже снег растаял…Май месяц! Тогда  преподаватель собрал нас, несколько южан, под западным откосом
р. Волги и прогнал по, сохранившемуся в тени откоса снегу! Фу, кажись уложился в норму! Стипендию- то терять не хочется…Строгое отношение к дисциплинам было во всём, но особенно на занятиях по «Военной подготовке»! Нас готовили офицерами бронетанковых войск.Теоретическую подготовку вели на макетах в аудитории.  Потом,  каждое лето на один месяц, в счёт каникул, проходили полевые сборы:  практическое вождение,  строевую подготовку, учебные тревоги, атаки и кроссы в противогазах… Запомнилась одна из танковых атак… Нас включили в какие- то полковые учения! Мы залегли у кромки леса: впереди опушка, тихо, всматриваемся вперёд, ожидая появления на опушке противника… И вдруг- страшный рёв! грохотание гусениц! стрельба из танковых пушек за нашими спинами… Это  «наши» пошли в атаку прямо из лесу, буквально, сквозь нас!!!  Экстрим и эффект был такой, что наш студент Ванька Кондратьев поднимается за танками с криком… «За Родину! За Стлина!-Вперёд!!!» И мы побежали…Сходу, по грудь в воде форсировали  речушку!..Наши офицеры не могли удержать этот порыв и…возглавили его! Что странно, ведь ни кто  не простудился. … Обсушились у костра и порядок! Я тогда  понял, ощутил, как влияет на людей массовый психоз…Если бы, не дай Бог, впереди, перед нами оказался кто то – расстреляли бы и глазом  не моргнули!.. 
И вот, на одном из таких полевых сборов, на опушке, ко мне подсаживается подполковник Никишин и говорит, что он служил в Венгрии с майором Аэровым, похожим на меня!? Предложил сделать запрос в ту в/ч… Мы с мамой написали. … Нам сообщили, что Аэров С.Д., 1912г/р, демобилизовался и живёт в Литв, в Вильнюсе. … Переписка, к сожалению, не подтвердила наши надежды – это оказался однофамилец, не имеющий отношения к нашим родичам!..И при кажущейся эксклюзивности фам. Аеров, я потом ещё не раз встречал её. Особенно в соц-ных сетях…
Институт ГПИ находился на высокой и довольно крутой набережной р.Волги. А добирались мы из общежития на кольцевом трамвае №1-около 30мин. и ещё минут 5-7 быстрой ходьбы, т.к. почти всегда опаздывали, да и холод подгонял! … В вестибюле раздевали пальто и…обувь, вернее её часть - ботики «прощай молодость» , одевавшиеся на туфли. Модно было ходить не с портфелем, а с «балеткой», т.к. можно было туда  уложить и принадлежности для физкультуры… А ещё, я записался в бассейн на плавание. Благо, всё было бесплатно! Прозанимался плаванием один сезон(3-и месяца)... пока не подхватил фурункулёз! Пришлось бросить. И тогда я записался и стал посещать занятия в танцевальном кружке при Медине…Увлёкся, хотел освоить бальные танцы…Но, очевидно, отсутствие слуха не давало чувство ритма и … всё. Тогда я попробовал ходить в Филармонию…Купил даже абонемент… Но та же история…не моё это…А ещё меня привлёк Виталий к пешеходному туризму с элементами скалолазания…Я научился получать адреналин от покорения препятствий! Освоил несколько полезных приёмов восхождения и спуска…Хождения в связке!
На время курсовых и дипломов все обзаводились пеналами для чертежей. Проблемой было достать карандаши «Кохинор» и настоящий ватман…Я любил черчение. Но лучше всех чертежи были, всё же, у Генки Заболнина! Изучение английского  языка сводилось к переводам газетных страниц «Moscow news»…К сожалению, такое бессистемное изучение - являлось напрасной тратой времени…А жаль! Не понимали ни мы и не предвидели наши руководители грядущих перемен  с интеграцией в глобализованный мир будущего…роль английского, как международного яз. общения!

МОИ КАНИКУЛЫ
Зимние свои каникулы я проводил в поездках по турпутёвке, а на лето, конечно же, мотался на юг. домой, в Кодыму, а позже в Молдавию(Рыбницу), где теперь жила моя мама… Либо в Дубоссары, к тёте Риве, где собирались её дети: Ася.Виля,Боря…Время проводили на берегу Днестра… А один год, мама достала нам 2-е курсовки в ДО «Кодры»…В переводе - значит «Лес»! И, действительно, Дом отдыха находился глубоко в лесу, далеко от дорог, в бывшем монастыре.
Место очень живописное, где можно было отдохнуть  и душой и телом!..Мне было 18-19лет.  Атмосфера романтическая- лес и  луна, горы и звёзды…  После ужина все на танцплощадке
-6-
(Деваться, просто, некуда! До дороги минимум 5-6 км.) Однажды… с танцев уходим с младою, смуглой молдаванкой из окрестного села…Заходим ко мне в келью (б/монастырь же…)У неё с собой оказалось домашнее красное вино, яблоки. Выпили,  и… началась охота! «-Это, когда тебе  охота и ей охота!!!». Вино разлилось по простыне… И его запах, смешанный с  запахом сада и поля, идущим от неё - сбил меня с ног… прямо  в её объятия!.. Тут- то я впервые и потерял невинность!..
Когда я был на последних курсах, мама разошлась с дядей Бумой.. Продала в Кодыме наш дом (помню – за 3.000рублей), и купила домик прямо на берегу Днестра. Сама кое-как подремонтировала, и это выглядело вполне привлекательно! Конечно, там не хватало мужских рук…Но…но «Человек предполагает, а Бог располагает!»- случилось весеннее наводнение Днестра,..Дом, практически, стал непригодным!.. .Мама ушла жить на квартиру…И мы стали думать о том, чтобы переехать ей жить ко мне, в Курск, или в Одессу…

Мои четыре практики…
Кроме теоретических занятий в ин-те у нас было две  практики во время учебного  года: ознакомительная  на судостроительном  з-де  в г. Сормово, и рабочая- на Автогазе, где мы д.б. освоить по1-2-е рабочих профессии. Здесь я понял и ощутил весь идиотизм монотонной, однообразной и, уже тем тяжёлой,  работы на конвеере. Общий ритм, системма жизни в цехах напоминала что-то стадно- животное, где всё делалось по гудкам, командам и строем… Причём, с максимально возможной скоростью, без минуты раскачки, как в, отработанном годами,  угрюмом танце…  Все в грязных, засаленных «робах», сами чумазые, как из преисподни. В конце смены, по звонку(гудку) шли в душевые, мылись, переодевались и …опять же, толпой шли на выход, к проходной…Но тем ни менее, в городе чуствовалось уважительное, верне, осмотрительное, отношение к рабочему человеку!.. Этот чумазый герой мог войти в общественный транспорт, и все д.б. расступиться, а  нетрезвому- уступить место?!.
Этого я не увидал в Одессе, где их бы сразу  зашшикали! Здесь уважались другие качества: интеллигентность,(даже шпана пыталась высказываться вычурно- изысканно…), юмор, находчивость, умение… «крутиться»…

 ИНЖЕНЕРНЫЕ  ПРАКТИЧЕСКИЕ  ЗАНЯТИЯ, … ДИПЛОМ:
А ещё были у нас   на 4-ом и 5-ом курсах две плановые месячные  практики на крупных  заводах:
- летняя, на Украине, в Донецкой обл. г. Краматорске, на «Ст.-КрМЗ»(Старо - краматорский металлургический завод), для изучения организации и планирования производства, анализа  технико-экономических показателей  в цехе индивидуальной формовки…и ещё одна
- зимняя, преддипломная, в  г. Свердловске на УЗТМ (Уральский завод тяжёлого машиностроения). Здесь нас закрепляли за ведущими специалистами, которые нас натаскивали и консультировали по дипломной теме. Они же подписывали нам отчёт, давали  оценку-характеристику, которая сказывалась потом при защите нашего Диплома!
О каждой могу более подробно рассказать, если найду свои дневниковые записи…
Город Краматорск, юго-восток Украины. Несмотря на расположение в крупном промышленном регионе, шахтёрском крае, он уютнее российских городов… Много зелени, ухоженные, чистые улицы…чёткое, по графику, движение городского транспорта…Но больше всего мне понравилась торговля молоком на розлив (как газировкой…) прямо на улицах! Практика пробежала быстро, без ЧП. … Хотя рассказывали, что в прошлом году здесь произошло настоящее побоище между россиянами и армянами, которых здесь очень много! У нас отношения сложились вполне  нормальные… Вместе играем в волейбол, футбол…  Я, даже, потянул ногу  в области паха! И врач медпункта  назначил солюкс на эту  область… А нам с сестричкой пришлось проявлять большую изобретательность, чтобы добраться до зоны облучения (т.к. носили тогда не трусики-плавки, а «семейные» трусы, до колен…). В конце-концов, она предложила - их просто снять! А Его… накрывала салфеткой… Здесь же, во время практики, отметили мой День рождения. Ребята подарили мне симпатичные часы-будильники, которые верой и правдой служили мне ещё и в Одессе. Отчёт по практике я написал первым, и он пошёл по кругу…
  А вот и Урал, г. Свердловск(Екатеринбург)…  Зима в полном разгаре.  С вокзала едем в трамвае с плотно замороженными окнами. Народу, на городских улицах мало, двигаются ускоренным шагом, все тепло одеты - холодно!…  Обращаю внимание, что облики женщин какие-то милые, умиротворённые,. взгляд спокойный. Нет этих бегающих, стреляющих южных глаз!.. Подъезжаем к воротам УЗТМ – Картина клубящегося шлейфа дыма из высоких заводских труб, сопровождает нас всю дорогу, …а  здесь - особенно! Под ногами скрипит снег…шапка, шарф, усы …всё покрывается инеем!
-7-
Входим в админ. корпус, оформляемся … и едем в общежитие. Поселяемся на 2-ом этаже …из окон довольно печальный вид: это морг… Снуют люди в белых халатах, носилки, каталки…
Мой руководитель практики женщина, зам нач. технологического бюро формовочного цеха индивидуального литья. Моя деталь - полуторатонный корпус грязевого насоса…Деталь - корпусная, сложная... и тем интереснее! За время практики ходим по музеям…  Очень интересный музей Каслинского художественного литья. Купил ажурную литую шкатулку.  Побывали и на художественной выставке Рериха… Ходим, естественно, и в кино… Запомнился мне польский фильм «Девятый круг»!.. О судьбе евреев в концентрационном лагере… Тогда только начали показывать такие фильмы…Вышел под сильным, подавленным впечатлением!
На заводе собираем копии всевозможных технологических инструкций, чертежей, планировок, расчётов.. Ходим по всем отделам, кабинетам. кроме засекреченных(были и такие…) и тем самым изучаем структуры их взаимосвязи… Пишем отчёт, который станет частью нашего Диплома! Всё…Едем в Горький, где под руководством и контролем консультанта готовимся к защите !
  Наконец-то закончена подготовка Дипломной работы: все планировки, графики, чертежи узла  в общем виде и  чертежи деталировки…Описательная часть и заключение рецензента! Я даже повздорил со своим рецензентом-старым литейщиком-(лет75-ти), отстаивая «П»-образную планировку литейного цеха. О ней я вычитал в одной из брошюр по результатам поездки в Америку наших специалистов(автор Шаповал)…
И вот, - день защиты наших Дипломов! Захожу 7-м или 8-м. Навешиваю кнопками свои работы, начинаю рассказывать. И… о - ужас! Вижу, что почти ни кто из чл. комиссии не слушает! Разговаривают между собой, хихикают… Возможно, устали?.. Задали всего  один вопрос. И …- « Ну, что - ж… Вы свободны, работа Ваша принята с оценкой - отлично! Поздравляем!..»

 РАСПРЕДЕЛЕНИЕ НА РАБОТУ…
Вообще-то, в списке на распределение, составленному  по возрастающей успеваемости (сумме баллов, зачётных оценок по всем предметам) - я был 3-им после Пискунова и Заболтина..  Выбирал город по принципу-«на юго-запад от г.Горького, где больше цивилизации…» Попал с Володей Бондаренко в г. Курск на з-д КЗТЗ .
Курский завод тракторных запчастей, с. огромным современным, буквой «П»! -литейным цехом, работавшим, практически, как Центролит: - 60% своего литья он  отправлял по кооперированным поставкам на весь СССР. Так, что мне, как начальнику техбюро при отделе Гл. металлурга, приходилось много ездить по согласованию планов поставок, и нормативов расхода материалов, их корректировке. Да и по претензиям потребителей езжу по всему Союзу, почти, один раз в месяц: Москва, Липецк, Воронеж, Харьков, Пенза,  Алтай. ….  Сначала - с гл. металлургом Исаем Наумовичем Рудым (Крымским евреем- Караимом), а потом и самому…
Одновременно готовим документы для мамы на переезд в Курск- работать бухгалтером сберкассы. … Уже есть согласие Управляющего, но ей не могли сразу дать квартиру и она отказалась… Живёт и работает в Рыбнице…

ГОДЫ  В г.  КУРСКЕ…
Город Курск находился на окраине бывшей России (до Богдана Хмельницкого) и сюда часто-густо выселяли всех неугодных: ябедников, сплетников, клятвопреступников, проворовавшихся и пр. не достойных членов общества…  Поэтому считалось, что куряне, в типе своём, во многом наследующие тот менталитет, сложный народ!.. А в современном Курске проживало около 200.000чел. и он имел тенденцию активного развития. ..Город контрастно делился на центральную(восстановленную после войны) и периферийную(одно-, двух - этажную) зоны. Во время ВОВ и Курско-Орловской битвы он очень пострадал! Поэтому, каких- то исторических памятников в нём практически нет…В общем - это заштатный областной город центрально-европейской России, как Тамбов, Липецк, Орёл, Белгород, Рязань, Новгород…Известен он разве, что «курскими соловьями», да «курской дугой»…
А я приехал в г. Курск, по распределению, как молодой специалист, на … молодой, строящийся завод! Приехал с мамой, т.к. она тоже хотела прицениться к своей будущей работе в сб.кассе… Проходим условную проходную и, случайно встречаем во дворе управляющего отделом Центрально-чернозёмного  Совнархоза  вместе с, вновь – назначенным, директором- Овчаренко Михаилом Денисовичем. Представился. Говорю о своих планах… Решение, приехать с матерью - приветствуют, желают успехов и направляют в ОК завода для оформления. Михаила Денисовича пригласили с ХТЗ, где он работал нач. цеха.  А его жена, очень милая, интеллигентная женщина, работала у нас ОГМет. ведущим конструктором., где нач. КБ был Фортун Пиня Семёнович…,
-8-
А я нач. Технологического бюро, с окладом 135руб. (При том, что д.Лёва - гл. зоотехник р-на, получал тогда 120р.?!) Для старта было не плохо!
Семейное общежитие…
Поселили меня в т. н. «Семейное общежитие для молодых специалистов»…Трёхэтажное кирпичное здание с планировкой гостиничного (коридорного) типа… Комнаты на 3-4 койки, общая кухня и общий туалет по концам коридора: «Ж» и «М» плюс душевая, в которую ходили поочерёдно… Но это – не всё! Поселили меня в комнату  с неполной семьёй: Мама Валя (сборщица с цеха топливной аппаратуры) с сыном 5-ти лет…?! При этом заявили: « Ну, вы как-то пару дней поживите, а мы её за это время  переселим…» И так, эти пару дней растянулись на полгода!
Уже и её муж из армии, где он был на срочной службе, подключив св. командира, писал в Партком завода… А воз и ныне там! Пока не приехал к нам работать (принимать продукцию)
Представитель комитета С/Хоз.техники при Министерстве- некто Ческидов Ал-др Иванович. Его-то и поселили ко мне вместо Валюхи. …  Да, Валюхи! Потому, что мы успели сдружиться, понимая  ситуацию др.друга. Днём мы на работе, вечером я с друзьями в их комнатах, а на ночь иду переодеваться в туалет (благо - он был напротив). Она отворачивается к стенке и… я ныряю под одеяло. Так- же делает и она, что бы лечь спать … Правда, было пару раз после выпивки в праздник, я путал кровати!.. Она не очень сопротивлялась…
  А жили мы своим «общаком»: три девушки и четыре парня… Все выпускники из разных институтов… В основном, было три- четыре  школы - Брянский политех, Горьковский политех, Харьковский и Омский(сибиряки)… Лидером был крупный, статный, спортивного телосложения чернявый и курчавый симпатяга- парень - Вадик Калика, романтик и несколько сентиментальный, в котором без труда угадывался брат по крови, украинский еврей (и точно –он оказался  с г.Гайсина, Винницкой обл.).Анатолий Косетченков, рыжий, альбинос, флегматик, рыхлый, на вид, но  на поверку - крепыш, курносый, с детским выражением лица, белорус…Они вместе с Вадимом приехали из БрПИ., Я с Володей Бондаренко из ГПИ, да ещё  двое ребят из Омского ПИ-Артур и Эрик Духовный…весьма прагматичные, лишённые романтики (до цинизма) пацаны… И  на этой противоположности они сходились и…расходились с Вадимом К. Артур - худощавый, жилистый, с несколько,  нервными резкими движениями и мужественным лицом и Эрик - грузный, крупный тяжёлый мужичок, напоминающий большого хомяка… 
А девчата: Солидного вида, кровь с молоком, прямолинейная и добрая Лида, Жгучая брюнетка с еврейским профилем -  Валя Коральник, худенькая, не очень привлекательная, несколько шепелявящая, но умная и с характером - Светка, и круглолицая , аккуратно сложенная, с подкупающей улыбкой и плохо сдерживаемой нежностью - Эля Банько. Это был костяк нашей компашки внутри пёстрого  коллектива общежития…
Вадим, очень свойский, коммуникабельный балагур, объединял нас. … Организовывал, придумывал, заводил… Иногда казалось, что его даже слишком много! Но без него - ничего не клеилось… Он был талантливый миротворец! Хотя и исповедовал девиз:  «Добро должно быть с …кулаками!»…и готов был, не задумываясь, стать в защиту обижаемого человека! Он же- лучше всех готовил жаренную картошку с луком, салом или колбасой и тушённой капустой!
Девчата делали деликатесы, Толя был по снабжению выпивкой(она же его и сгубила!..), а я помогал накрывать, иногда фотографировал…И начиналось застолье: тосты, песни, анекдоты, шутки,. Было весело и беззаботно пока… Пока, не стали определяться и пересекаться интересы, симпатии и антипатии!.. Все девчата были влюблены в Вадика, но особая ревность разыгралась между Валей К. и Светой! Пошли слёзы… И наш красавец выбрал  эту тщедушненькую - «а ферталы офф.»(четверть цыплёнка,) невзрачную Светку (или она его выбрала?!), уловив его главную черту и его « Ахиллесову пяту»-  необходимость заботиться о ком- то, опекать кого- то!  Ведь у него дома оставалась мать-учительница с отсталой, слабоумной сестрой… Отсюда, думаю,  и этот его патрональный комплекс!
Мне же была симпатична Эля Б.! И по-моему она тоже симпатизировала мне…Но я совершенно не был готов к серьёзным отношениям.. А другие здесь и не просматривались (так мне казалось..)В конечном счёте, она вышла замуж за ст. мастера плавильного уч-ка, старше её на 5-6-ть лет…Брак оказался неудачным и они разъехались…Через два года  приехала и поселилась к нам в общежитие брюнетка, глаза чёрные с поволокой, , закавказских кровей из Баку - Зейфиля. Милое лицо,
приятная, обтекаемая фигурка… непривычная женственность и обаяние исходили от неё! Получал и я от неё сигналы симпатии,(это даже зафиксировалось в её взгляде,  на одном из  ф/снимков), но… Но опять эта моя нерешительность!.. Я тогда имел стабильные отношения с разведённой мамкой Светланой, жившей по соседству. …Возможно, и это притормозило моё сближение с Зейфилёй? А жаль!.. Вскоре я уехал, покорять уже в третий раз свою Одессу…
-9-
Вадим же переезжает в Воронеж,   на номерной, военный «Механический» завод, под протекцию дядьки  заведующим  Лаборатории порошковой металлургии. Перевозит к себе Светку, бывшую  уже на сносях… И живут они полной, интересной и, по их словам, гармоничной жизнью! Вырастили сына Борьку, дали ему путёвку в жизнь: Вадим сумел привить ему мужские черты характера, привлёк к системным занятиям спортом… Ездил с ним в альпинистские походы на Кавказ…Светка научила сына не хныкать и довольствоваться малым…Он вырос и сам выбрал путь научного работника… Сделал карьеру! Очень уважает, а теперь и  помогает родителям…
После отъезда Вадима и Светки, наша старая компания распадается: уезжает Лида,…а  Валя  К. подалась на Урал, к дальним родственникам ( выросла то она в детдоме…),Толик спился- у него начался сильный псориаз и он уехал восвояси… Женился и Артур, а Эрик уехал в Ленинград, делать карьеру в науке… Да и Вовка Бондаренко уехал в свою ст. Удельная, под Москву…
Мой сосед по комнате Ческидов А.И., лет50-ти, тоже женился на вдовствующей заводской красотке- Оленьке. (лет на 20 младше его…)  Получают они двухкомнатную квартиру, но вскоре он умирает,.. о чём она сообщила мне уже в Одессу.
После А.И. ко мне поселяют Юру Панченко … Он из Курской области, со специфическим курским наречием и ужимками приблатнённого… Но парень нормальный, хоть и с ленцой…Работает у меня в техбюро (может, потому и нормальный?) Учится заочно, работал мастером в цехе.  С девчатами сходится легко, просто- коллекционирует: лежим, значит, мы на пляже, на берегу речки Сейм… Присмотрел женщину – толстая, без талии огромные груди! «Михалыч, а интересно бы с ней в постели?! Наверно, и матрац не нужен?..».Так с пляжа он с ней  вместе и ушёл.. Юрка был в меру циничен и с мужицкой хитрецой... Правда, привозит  периодически из дому продукты- не голодаем… Как-то пригласил к себе в деревню. Погостил я:  выпили-закусили… Познакомились с его родителями , а к вечеру я решил вернуться.. Они дают мне  рюкзачок с картошкой и проч. … и я направился к ж/д станции (примерно 2-3 км. ). А тут пошёл сильный снег… я сбился с дороги.. В общем, еле успел на поезд. Сложные отношения у меня с нач. тех.бюро литейного цеха Юрием Потылицыным и нач. БТК цеха  Сашей Зацепилиным… Оба они приехали с Алтая, цеховики - практики, знающие тонкости литейного ремесла! Как набирающее мощности, предприятие, мы много осваиваем (ставим на производство…)новых деталей, которые для них не были новыми, и они легко находили проколы в, разрабатываемых ОГМет техпроцессах!.. Оформляли рационализаторскими предложениями, и сгребали деньгу! Со временем освоил, понял  и я эту «химию». Но заключение- то по р/п давал я, а  показатели эффективности р/п зависели от них!...Тут был у нас  постоянный конфликт интересов… Но это дало  хорошую школу, которая пригодилась мне в Одессе, на ЗОРе, в литейном цехе высокопрочного чугуна, где я был нач. техбюро…
Свободное время мы  проводим стихийно… Зимой ходим на лыжах, благо - прямо за общежитием начинается лес, за ним берег реки. … Артур с Вадимом и Лида купаются в ледяной воде! Мы наблюдаем, фотографируем…На обратном пути мы с Элей отстаём,…лыжная тропа идёт сквозь сосновый лес …сыплет лёгкий  снег и сверкает на солнце.. Красота, восторг! Я падаю навзничь в сугроб…Эля, не задумываясь, падает рядом!.. Берёт меня за руку… Ну же, сокол ясный,  твой час! Целуй!!!  Ан,- нет… перевожу в игру, обсыпаю её снегом… Ну, и дурак!..
Карантин по подозрению…
Из-за бессистемного, не здорового питания с выпивкой дешёвых, суррогатных вин, желудки наши не выдерживали… Пошёл и я к врачу с жалобой. И…попался! Очевидно, в инфекционной больнице  был недобор и меня загребли на 21 день с подозрением на дизентерию! В моей комнате и туалетах общежития сделали дезинфекцию! Все «при деле» - план есть! А у меня впереди 3-и недели с интересными перипетиями!.. При поступлении в больницу одежду забрали на пропарку, выдали униформу в виде одной рубашки почти до колен и… без трусов! Очевидно, чтоб не сбежал…(Да и осмотры табельных мест, процедуры,- облегчаются!) Тут тебе и взятие мазков …и клистиры…и прокто-манускопия прямой и сигмовидной кишки в коленно-локтевом положении! И всё это проделывается минимум 3-и раза, (пока не прорастут посевы бактерий от мазка..).  Да ещё в присутствии студенток «Медина», с почти ежедневным осмотром-демонстрацией им твоих плюсов и минусов. … Обучением их  пальпации всего живота, осмотром слизистых, и…проч.! Вы же понимаете, как это происходит, когда ты не имеешь трусов на себе!? Чувствуешь себя каким-то «экспонатом»! Перефразируя классика - «нет зрелища нелепее на свете, чем мужичок, что…без трусов, под взглядами Джульетты!.. ». Но компенсировать весь этот  дневной напряг можно было, договорившись на ночь  с м/сестрой на аренду комнаты-изолятора.!.. Зато - от безделья и подкормки, которую мне ребята носили, я растолстел на целых 4-е кг.! Вообще-то, это  были  годы, когда не покупали товары, а…доставали!  Мы привозили из Москвы - промтовары, а из Харькова продтовары. … И мои командировки, как раз были кстати! 
-10-
Ехал я всегда  с большим списком просьб: это и модные тогда нейлоновые рубашки, болоньевые плащи, тени, пудра, французские духи, импортное белё и женские сапожки по100-130р., хрустальные изделия и китайские термосы, рубашки по 5р, моющиеся обои по8-10-15р/ рулон. и мебельные гарнитуры. …. Я и не понимал, что всё это может лежать в свободной продаже. Без 5-8часовых очередей с составлением списков (где ловкачи продавали своё место в очереди). … И понятно, почему наши, советские люди впадали в обморочное состояние, когда приезжали в страны, «загнивающего», но… так хорошо пахнущего, капитализма! Поэтому после деловой части командировки, я допоздна мотался и стоял в очередях! И затем, с чувством охотника, выполненной  миссией мужчины-добытчика, (которую у нас вскоре заберут женщины..) - я возвращался домой!!!
Продать потом дороже, с таким трудом, потерей времени, рисками, товар - считалось спекуляцией и строго наказывалось… с конфискацией! Попался и я, как-то продавая с Лилей К., лишнюю пару югославских,  ж/сапожек, привезенных из Москвы! Вот, переполоху было!!!
То ли   сейчас!?-   Посредник, накручивающий 50-100% на ровном месте, это - бизнесмен!
Моей з/платы в 145рублей плюс командировочные, плюс  премии  и р/предложния , при тех ценах, мне вполне хватало! Я даже отправлял маме часть сэкономленных  денег… Но, как оказалось потом, она их откладывала  мне на сб.книжку…
Конечно же, в воспоминаниях Курского периода  моей жизни- заметную часть составили отношения с 25-и летней(на 2-а года старше меня) мамочкой Светланой- разводной, рыжей пампушкой, прилепившей меня к себе своей беспроблемностью,  минимумом претензий и соседским проживанием… Но здесь не было душевной откровенности, тем более- любви … В основном, всё сводилось к постели… Правда, после моего отъезда, она ещё около полугода писала мне добрые, но без претензий, на общие темы, письма… И тем ни менее, дружба с Юрой П. и его отношения к женщинам- не могли не сказаться и на мне!.. Были и у меня случайные связи… А одна девица с деревни Озерки наградила меня почётной мужской болезнью… Пришлось проходить курс терапии!..
По закону, я должен был отработать по «Направлению» от института, 3-и года! И вот, во время последнего летнего отпуска я решил подготовить себе запасной аэродром… В Кишинёве договорился в двух местах о работе и прописке в пригороде, что позволяло работать в городе…
Попался… к комсомолкам!
На время своих поисков, я остановился у своего школьного соученика Иосифа Белоуса, жившего с родителями, чем не по своей воле доставил им беспокойную ночь! А случилось следующее: Войдя в роль ищущего работу, я зашёл в какой-то райком КСМ, разговорился с двумя девчатами (как выяснилось- тоже родом из России)  о своих проблемах.. Разговор пошёл в нужном русле с шутками-прибаутками…Они сказали, что смогут помочь!.. И если я не возражаю, то через полчаса подвезут и покажут квартиру у их  хозяйки…Ура! Конечно, едем! Я по дороге  беру выпивку…Едем  на их райкомовской  машине(сами ведут).Останавливаемся где-то в пригороде…Заходим в типично молдавскую  чисто- выбеленную хату,.. уютная комната с необычно высокой деревянной кроватью, много подушек…Накрывают стол…заходит хозяйка-молодуха, кровь с молоком,  лет под 35…в полупрозрачном халатике!.. Первый тост-«За знакомство!»…И всё! Дальше не помню ничего… Просыпаюсь  на той самой высокой постели от приятного щекочуще - влажного ощущения на фаллосе!? Открываю глаза…и… О-о-о!.. «Ну, на конец-то! Еле добудилась!..» с явным удовольствием воркует она, стоя при кровати и запахивая халатик…Подходит вторая- «Вставай, милёнок! Мы опаздываем…Возьми свои трусики…»
Естественно, Белоусы, не дождавшись меня на ночёвку, всполошились, перенервничали! Извинялся, как мог…  Не мог же я сказать, что попал на женскую «малину»…И что мне что-то подсыпали в вино эти жрицы любви от комсомола…
Затем, будучи в Одессе, я сделал  ещё одну заготовку, провёл переговоры… Прописку и жильё в новом общежитии здесь  давал только ЗОР (Завод с/хозяйственного машиностроения им. Октябрьской Революции).
Возвращаюсь в Курск… Подаю заявление на увольнение…Гл. металлург пытается отговорить …соблазняет, строящимся заводским многоквартирным домом… Но я уже внутренне настроен на переезд (Всё – равно, здесь я жил, как на чемоданах!..) Не прикипел я… У меня ещё есть 2-е недели времени…Собираюсь, пакуюсь, прощаюсь…В последний раз захожу к Светлане, сообщаю о скором отъезде. В ответ: «А я знала! Вчера у тебя из  кармана брюк выпала большая пачка денег (я подумала – значит, получил расчёт!)… Да и ты уже мыслями был не со мной!...».
«Прощай Курск-часть моей, быстро промчавшейся, юности!» А ведь, по сути, и вся жизнь пробегает очень быстро, если её можно уложить в такие вот,  короткие мемуары!..
А затем превращается в чёрточку на могильной плите  между датами рождения и…смерти! И ни кому не нужны твои суетные заботы, казуистические изыски… Да и близкие и…родные не долго будут помнить…А так же, как и ты,  станут на своё «беличье колесо»!..


                АВМ ОДЕССА 2012г.


               

АЕРОВ  В.М.
октябрь 2012г
ОДЕССА.