Прав тот, кто остался в живых?

Ирина Минкина
Чем больше живу на этом свете, тем больше понимаю, что вообще ничего не понимаю в этом мире. В тех законах, по которым он существует. В той жизни, которая разворачивается вокруг. То, чему меня учили, что я находила в книгах, фильмах, словах мудрых людей, - всё это перпендикулярно тому, чем мы живем и дышим в последнее время. Или, может, проблема в том, что я слишком мало знала о реальности и слишком сильно увлекалась теорией?

Ненависть по национальному признаку - явление не новое. Но одно дело, когда в темные времена, где не было ни книг, ни ТВ, ни интернета, способных выдать мало-мальски альтернативную точку зрения. Где был только какой-нибудь Афанасий Никитин, сходивший за три моря, что-то там увидевший (половину из которого, возможно, не понявший, а половину успешно забывший по пути назад), приехавший на родину и рассказавший своим невежественных соотечественникам о том, что ему удалось увидеть за тридевять земель (и немалую долю из этого привравший и перевравший). Мне абсолютно понятно, почему ТАМ и ТОГДА у людей могло возникнуть искаженное представление о чужих землях и странных людях.

Но сейчас, когда информации столько, что даже у малых детей успешненько срывает от нее крышу, когда можно съездить, увидеть, понюхать и пощупать всё своими собственными руками, ногами, носом, языком и прочими частями бренного тела, - отткуда сейчас эта слепая темнота в мозгах, эта темная ненависть, эта боязнь иного человека, иного народа? Неужели люди так и не сумели уйти от того самого чувства гусиной стаи, когда вожак ни с того ни с сего раскрыляется, разевает рот и несется куда-то в никуда, а мирно гулявшие до того рядом с ним гуси вдруг тоже превращаются в злобных фурий и слепо несутся за своим гусиным лидером? ЧТО нужно было сказать народу Украины ТАКОГО, что этот вирус национальной розни, до того более-менее уживавшийся с мирными буднями, вдруг обострился и погнал их убивать своих соотечественников? Пускай русских, но не россиян же!

Все больше и больше убеждаюсь в том, что национализм - философия убогих. Когда человеку не за что себя уважать, то он становится националистом. Он уважает себя за то, что по чистой случайности родился представителей той или иной нации. Я даже не говорю о талантах, о выдающихся индивидуальных способностях или харизме человека. Я просто говорю об отсутствии у индивидуума внутреннего мира, некоей духовной наполненности, а вместо этого - присутствии всепоглощающей черной дыры внутри. Такой человек - ничто по сути своей. Однако где-то на животном уровне даже такой человек, видимо, ощущает свою пустоту, но ничем наполнить ее не может (то ли не понимает, как это сделать, то ли не хочет, то ли в детстве не научили - Бог их знает). И тогда такой человек начинает ненавидеть не таких, как он. Ведь самоуважение - это основа человеческой жизни. Человек, которому не за что себя уважать, не сможет жить, пить и есть. Такому человеку ни за что не дотянуться до достойных образцов, на которые он МОГ БЫ походить. Поэтому ему проще (и эффективней) скатиться вниз до одиозных националистов, крушащих всё и вся по признаку "свой-чужой".

Обидно только то, что уроки истории никого ничему не учат. Казалось, что после Второй мировой войны, когда были опубликованы доказательства зверств гитлеровского режима (все эти кадры с людьми-скелетами в концлагерях; все эти вещи, оставшиеся от убитых и замученных и педантично и чудовищно рассортированные по кучкам), - казалось, что после этого всего мир никогда уже не будет прежним. Казалось, что эта чума, разоблаченная по всем статьям, никогда больше не даст всходов. Однако на деле вышло, что совсем скоро идеи Гитлера (хотя давно уже доказано, что его фашизм - следствие глубокого психического комплекса неполноценности) дали глубокие ростки в умах людей. Люди опять стали заигрывать с опасными мыслями о превосходстве одного над другим - мыслями иррациональными и от того безумно приятными. Ведь приятно же, наверное, думать, что я хороший только потому, что я такой родился! И никакой приезжий никогда не станет таким, как я, потому что... потому что так есть. А то, что самоутверждение за счет унижения другого, - это очевидная психическая неполноценность... Ну кто ж об этом думает-то? А если и проскальзывают такие мысли где-то на дне сознания, то они жестоко подавляются еще большей ненавистью. За их правильность и справедливость.

На Украине, наверное, думают, что, убив всех инакомыслящих, они будут правы? Нет, отнюдь. Просто некому будет возражать, вот и все. Кто жив, тот и говорит. А оценить собственную неправоту они не хотят, да и не в состоянии, по всей видимости. Тем более что всеобщий любимый третейский судья в виде США, которому, похоже, есть дело до всего мира, с удовольствием подогревает это украинское мракобесие. Боже ты мой, люди, которые не обладают глубокими знаниями ни в истории, ни в философии, ни в иных гуманитарных науках (на это у американцев просто нет времени, да и не вписываются эти знания в их концепцию успешного человека), - именно они теперь указывают всем, "как всё поделить", говоря словами профессора Преображенского. Да они должны молчать и слушать, молчать и слушать! (цитата всё того же Булгакова). Люди, которые на словах легко путают Иран и Ирак, Австралию и Австрию и вообще уверены, что у треугольника одна сторона, - именно эти люди решают, кому жить на этом свете, а кому умереть; кому воевать, а кому сидеть тихо, как мышка. А может... Может, прав уже наконец-то Иоанн Богослов в том, что "последние станут первыми"?...