неполитическое поражение

Маргарита Школьниксон-Смишко
Почему работа в редакции «Равенства» Костю так тяготила? Этому есть объяснение в письме Розы от 3.11.1910:

«Ниуниу, ты не должен отчаиваться из-за редакционной работы. Это вовсе не значит, что ты ни на что не способен. Обычно это не задача редактора, каждое предложение переделывать. У «Равенства» совершенно своеобразная традиция, которую мама ввела. Во всех других редакциях сотрудники способны писать так, что их можно сразу же печатать, нужно только проверить содержание, или там и сям немного ретушировать. Подумай же, стали бы выходить какая-либо ежедневная газета или еженедельник, если бы с каждой рукописью стали бы так возиться, как у вас, где беспрерывно работают над листком, выходящим один раз в две недели, и даже по ночам! Естественно, в «Равенстве» должно и дальше так остаться, как маме нравится, потому что листок её, но тебе не нужно всю твою жизнь там оставаться, этого же мама тоже не хочет. Тебе нужно здесь только обучиться, себя дисциплинировать...Гораздо важнее, если ты чаще своё собственное будешь писать, пусть и короткое. Может быть о внешней политике? О Персии? По случаю посещения Германии царём *ты должен обязательно что-то острое написать!
Берлинские вожди отклонили, что-либо делать  в Берлине, потому что он приедет в Потсдам. Они послали туда как оратора Адольфа Хоффмана! Люди Шпандау внезапно решили послать туда меня, не спросив прежде у меня, и я, естественно, отказалась. Газета «Вперёд» тоже отказалась об этом написать что-то острое!
Напиши же ты что-нибудь!»   

*Николай II , начиная с 4.11., на несколько дней приехал в Германию, и сопровождающий его министр иностранных дел С.Д. Сазонов вёл в Потсдаме переговоры с немецкой стороной о взаимных интересах в Персии и о вопросах, связанных с железной дорогой в Багдад.

Письмо Розы содержало противоречие, поэтому ничего удивительного в том не было, что Костя продолжал жаловаться на свою неудовлетворённость. Тогда Роза предложила ещё один вариант выхода из «тупика»:

5.11.1910
«Не грусти же, Ниуниу. Ах, если бы ты не был таким бестолковым маленьким юношей, ты бы на ряду с работой в редакции, моделировал! Через пару месяцев ты бы поверил в себя и смог бы оставить работу в редакции, чтобы полностью посвятить себя моделированию. Подумай, если ты бы год серьёзно отдался моделированию, ты бы создал что-то замечательное и нашёл бы свой путь! О, Ниуниу, какой ты глупый мальчик, раз мучаешь себя и не видишь в чём твоё призвание!..
Юю, целую тебя, Мими тоже.»

И в письме от 9.11. 1910  Роза опять возвращается к больной теме:

«Лежащий мужчина и маленькие головки наполняют меня надеждой в твой талант. Профиль  головки девочки, например, так благороден и нежен, что подозреваешь пальцы мастера. Если ты совершенно забросишь лепку, тебя надо было бы выпороть. Ты что не понимаешь, что тем самым ты бы освободился от ярма всякой редакционной работы и медицины? О, маленький мальчишка, соберись же и попытайся каждый свободный момент моделировать, тогда черед пару месяцев у тебя появится мужество и вера в себя. Купи себе побольше на запас материала!»

Но, конечно, так скульптором не становятся. Костя до 1913 года продолжил работу в редакции, довольно в ней приуспел, но в конце концов (гораздо позже) успешно закончил медицинский факультет университета. Роза этого не узнает, потому что тогда её уже не будет в живых.