Неоконченная повесть. Глава 9

Нина Задорожная
Новая жизнь в суверенном государстве добавила  много проблем в жизни каждого гражданина новой страны. Везде царил хаос и неразбериха. Новые правители и руководители, ещё не приняв новых законов и толком не представляя, по какому пути идти дальше, начали с того, что под шумок  начали приватизировать и прибирать к своим рукам всё, что плохо лежало. Начались массовые сокращения русских в органах милиции, очень быстро появилось много новых специалистов  коренной национальности в налоговой службе, в больницах и поликлинниках. Тут же заговорили о статусе русского языка и переводе всей документации на киргизский язык. Раньше повсюду слышалась в основном русская речь, теперь же неизвестно откуда появились люди, которые, оказывается, абсолютно не знают русского языка. Хлынула первая волна переселенцев. Бежали те, у кого были родственники за пределами Кыргызстана. Руководство нашего предприятия сменилось наполовину. Директор одним из первых уехал в Россию. Его место занял скандальный чиновник из  бывшего Горисполкома. Начались задержки по выплате заработной платы. Потом стали выдавать зарплату не полностью, а частями по тридцать, сорок процентов. В итоге началась неразбериха, потому что были вычеты по несколку раз из одних и тех же оставшихся частей заработной платы. Рабочие  не могли  разобраться,за какой месяц выплачена зарплата,какие вычеты подоходного налога и из какой суммы. Все ринулись в бухгалтерию разбираться. Бухгалтера бесились от постоянного разбирательства, потому что им некогда было делать свою основную работу. Рабочим запретили самостоятельно обращаться в бухгалтерию, а со всеми вопросами теперь туда отправлялись руководители подразделений, цехов, служб. Теперь некогда было работать руководителям. Начались перебои с поставками сырья, химреагентов и отправкой готовой продукции. Все налаженные связи рушились. Новые руководители предъявляли новые требования. Расчёты очень сложно было производить, в связи с введением собственной валюты в суверенных государствах.
 Уволенная интеллигенция была не удел и бывшие врачи, учителя, музыкальные работники стали несмело осваивать новую профессию- торговцев на рынке. К ним стали присоединяться и те, кто ещё числился на работе, но не получал зарплату вовремя. Да и с введением неполной рабочей недели, много не заработаешь. Люди работали по два-три дня в неделю. Сначала оплачивали нерабочие дни по тарифу, но затем нашли много формулировок и заставляли подписывать различные приказы об отпусках без сохранения содержания и так далее.  На складе готовой продукции был огромный запас нереализованной закиси-окиси урана и начальник основного цеха нас успокаивал, говорил, что если завод пять лет не будет работать, то нам на зарплату хватит. Мы верили, что не могут такое предприятие, как наше ликвидировать и надеялись на лучшее. Но, когда в основном цехе начали демонтаж сорбционных и регенерационных колонн, мы поняли, что вот и наш черёд настал. Наше оборонное предприятие из высококачественных стальных листов изготавливало бачки для засолки капусты и арбузов. С рабочих требовали рационализаторских предложений по производству товаров народного потребления. Но наш воспалённый ум отказывался придумывать что-то новое. Зато новое руководство очень быстро по заниженной цене сплавило складские запасы готовой продукции и мы остались без работы и практически без денег. Потом было судебное разбирательство и нового директора коренной национальности посадили на 14,5 лет. Но металл с повышенным радиоактивным фоном из демонтированных колонн был продан в Китай, как металлолом. И денежки опять осели в карманах новой власти.
Надо было,что-то предпринимать. Николай практически денег не давал, потому что не из чего было. Вам и алиментов хватит-так нам с Данилом было заявлено. Деньги, советские рубли, остались на сберкнижке. Ещё до введения национальной валюты их выдавали не более пятисот рублей в день, а затем пообещали обменять на новые, но, в связи с нехваткой денег, заморозили, пообещав, что когда-нибудь выдадут. Я купила патент на индивидуальную предпринимательскую деятельность, села в микроавтобус и поехала на оптовый рынок. Привезла клетчатую сумку китайского товара и вышла торговать на наш рынок...