Запис. современ. 77 Преимущественно о Белле Ахмаду

Галина Ларская
Записки современника 77 Преимущественно о Белле Ахмадулиной

16 июня 2014 г. В парке написала стихи, наблюдая за миром:

Деревья растут незаметно.
И души растут незаметно
В страданиях и невзгодах.
И как позабыть мне тебя?

Погибшие вижу деревья,
Покрытые белой краской.
Листочков не видно на них.
А души... Они погибают

В жестокости и сомненьях,
Они осуждают друг друга,
На вечные адские муки
Они отсылают других.

Но - все на Земле виноваты.
Бросайте же камни друг в друга,
Совсем позабыв о Христе.
А Он ведь за всех пострадал.

*

Синий короткий прелестный плащ,
Милая девочка мимо прошла,
Напомнив и Лиса и Принца.

*

Нищие тянут к нам руки.
Денег не просят они -
Чего-то другого. Чего?

17 июня. Полночи не спала.

Соната Бетховена 6-я мне показалась более интересной, чем предыдущие. Первую сонату я играла в Музыкальном училище, я её любила.

Вечером я послушала изумительную Ларису Новосильцеву в зале Библиотеки Ленина. Чудный был вечер! Пел ансамбль "Ломиси", пять человек спело 8 грузинских замечательных песен. Особенно прекрасно было звучание их голосов на пьано, когда они пели тихо. Тогда рождается сокровенность и тайна.

Лариса играла на фортепьяно и гитаре, она много интересного рассказывала, как всегда, о Белле Ахмадулиной, о грузинских поэтах, которых переводили Белла, Борис Пастернак, Ю. Ряшенцев. Пела она милым тёплым выразительным голосом, все мелодии соответствовали словам стихов, переводы Беллы мне показались даже лучше и интересней в некотором смысле её оригинальных стихотворений.

Лариса и грузинские певцы наполнили нас радостью и теплом. Вот чем должны заниматься люди на Земле - петь, танцевать, рисовать, а не пулять в беззащитных женщин и детей бомбами...

Я услышала рассказ о тёте Булата Окуджавы Ольге, она была женой Галактиона Табидзе, её расстреляли в 1941 году. Её последнее письмо мужу полно немыслимой любви, оно потрясает. Шесть человек, в том числе и отца Булата тоже расстреляли.

Поэт Паоло Яшвили в ожидании ареста покончил с собой.

И Борис Пастернак, и Белла Ахмадулина дружили с грузинскими поэтами.

На вечере был видео ряд. Мне запомнилось лицо какого-то поэта необычайной красоты, черты лица выражали почти абсолютную гармонию. Но я не знаю, кто это был. Дома я искала в интернете фотографии грузинских поэтов, не это лицо не нашла.

Храм, окружённый горами и бережным небом...

Бессмертия бремя не утомит меня.
Жизнь моя, здравствуй!

Я записала эти строчки из какого-то поэта, их читала Лариса на вечере.

Высказывания о Белле:

"Я на всю жизнь запомнил, как она в начале 80-х в огромной шляпе и с такими же хризантемами примчалась в Горький к Сахарову. Она этим букетом буквально раздвинула кагэбистов и вошла к Андрею Дмитриевичу. Совсем недавно мы со студентами разбирали её стихотворение «Сказка о дожде». После его прочтения я попросил каждого из ребят написать Белле Ахатовне письмо. Собирался весной передать ей эти работы... Видимо, теперь передам их её дочерям…
Это не просто – быть мужем поэта, который иногда пишет стихи лучше, чем ты. Никому не удалось нас поссорить. В поэзии развода нет.
Она остаётся одной из самых замечательных женщин, которых я встречал, одним из самых замечательных поэтов, которые существовали за всю историю русской поэзии. Уж не знаю, как Бог расположил места, но она будет где-то рядом с Цветаевой и Ахматовой, безусловно.

Она была тончайшим мастером, писала такие тонкие стихи, что они таяли, будто иней на ладошке. У неё было лирическое дарование, без той публицистичности, которая проявлялась и у Вознесенского, и у меня. Она не могла бы написать такую поэму, как «Бабий Яр», это было бы для неё неестественно. Но её пример доказывает, что невозможно быть русским поэтом и не выражать свою гражданскую позицию.

Её стихотворение «Елабуга» очень сильное и в гражданском смысле. Её хрупкая ручонка подписала десятки, а может, и сотни писем в защиту диссидентов, правозащитников, тех, кто подвергался преследованиям.

Помните: «Меж тем, как человек великий, как мальчик, попадал в беду...» Когда мне было невесело, – мы уже разошлись, – она написала замечательное стихотворение «Сон», когда она увидела во сне, что меня уже больше нет. Она мне подала руку и этим стихотворением меня спасла… В ней было слияние благородства и совестливости, в том числе и по отношению к собственному творчеству". - поэт Евгений Евтушенко.

"Белла Ахмадулина – замечательный поэт. Её творчество – законное звено великой русской литературы. Она начала писать ещё девочкой, и её стихи сразу были замечены и читателями, и крупными поэтами. Ахмадулина – один из самых тонких и лиричных российских поэтов. Она привнесла в поэзию свежий голос, особую свежесть и изысканность… Её творчество через Пастернака, Ахматову, Цветаеву восходит к Александру Пушкину" - поэт Евгений Рейн.

"У неё была необыкновенная осанка, необычный голос. Всё это завораживало многочисленных поклонников её таланта и красоты. И я был среди них. В 1956 году, будучи плотником на стройке, я специально приходил в Литинститут, чтобы послушать и посмотреть на Ахмадулину...

Она очень мало писала в последнее время, так как почти ничего не видела, практически жила на ощупь. Но, несмотря на очень тяжёлый недуг, никогда не жаловалась, всегда была приветлива... Её уход – очень тяжёлое известие для меня, мы дружили много лет". - Владимир Войнович
 
Я обливаюсь слезами. Слишком короткое время прошло с момента ухода Андрея Андреевича. Очень много стихов они друг другу посвящали. В какой-то период тесно дружили. «Ремесло наши души свело, заклеймило звездой голубою, я любила значенье своё лишь в связи и в соседстве с тобою…» Это она Андрюше написала. А он ей: «Оранжеволоса шоферша. И куртка по локоть – для форса. Ах, Белка, лихач катастрофный, нездешняя ангел на вид...»

Она была человек, не вписывающийся ни в советское сообщество, ни в какое-либо другое. Божественный талант, воплощение изящества. Сила и беззащитность в одном лице. Она не поступилась ни одним своим порывом, ни одной своей прихотью. Мучительно было смотреть, как она теряла зрение, как с трудом перешагивала ступеньку, чтобы взойти на эстраду, опираясь на руку Бориса. Если бы не он, её бы не стало гораздо раньше... - Зоя Богуславская