Банк идей неужели в самом деле?

Уладзимир Траццякоу
В жанре "как-бы интервью"

 Иду я по городу и вижу вывеску: «ГОРОДСКОЙ БАНК ИДЕЙ».
 Как тут не зайти? Захожу. Смотрю: несколько столиков, как
 на главпочтамте, а за письменным столом машинистка печатает.
 Должно быть, учетчица.

 -- Здесь что, в самом деле идеи принимают? -- спрашиваю.
 -- Принимают, -- охотно отвечает она.

 -- А что ж тогда никого? Желающих, что ли, нету?
 А, понятно: вы их своими требованиями отпугнули. В трех
 экземплярах, через два интервала и машинка не какая-нибудь.
 -- Вы спутали нас с каким-то бюрократическим учреждением. Нет, мы к людям с идеями хорошо относимся и излишней формалистикой их не донимаем. На чем угодно и как угодно пишите, лишь бы разобрать можно было. Мы сами оформим как надо. А никого нет, так это вам повезло: мы на час время работы сдвинули. Обычно-то у нас людно.

 -- Я интересуюсь потому, что есть у меня идея одна, совершенно выдающаяся...
 -- Знаю. Все так говорят.

 -- Правда, ее еще никто, кроме меня, не оценил. В общем, рекомендаций никаких. Ну, и как вы со мной поступите? «Ничем не можем помочь» скажете?
 -- Ну почему же. Наш банк строится на демократических принципах: принимаем все от всех.

 -- Это хорошо... с одной стороны. А с другой – ведь вам такого натащат! В мусоре погрязнете.
 -- А у нас против «идейных графоманов» средство есть: плата за хранение. Если им очень хочется помочь нам в финансовых делах, то зачем же нам им препятствовать?

 -- Значит, когда к вам идешь, надо чтобы не только в голове что-то было, но и в кошельке?
 -- Последнее не обязательно. Мы можем выписать чек – потом оплатите. Да и плата необременительная.

 -- У меня в голове пока что одна идея. Но при таком хорошем отношении над разными вещами захочется подумать. Вот, допустим, появились у меня соображения, как ребят школой заинтересовать. Пойдет?
 -- Еще бы! Это сейчас как никогда нужно.

 -- А если я из своего физкультурного опыта какую-нибудь оздоровительные идеи предложу? Тоже примете?
 -- На них повышенный спрос. Всех ведь касается или коснется. Так что приносите, примем. И вообще идеи, которые на пользу человечеству и обществу, особенно ценны. Ведь они могут быть сразу пущены в ход. Мы так долго жили с подавленной инициативой, что сейчас все ее проявления готовы поддержать.

 -- Но у меня-то идея научная. Допустим, я ее уже в ваш банк заложил. Какова может быть ее дальнейшая судьба?
 -- Это зависит от того, рассчитываете ли вы ее разрабатывать сами или нет.

 -- Предположим, рассчитываю.
 -- Тогда она будет передана в фонд хранения, и мы ее никому не выдадим без вашего разрешения. Но зато и на научную экспертизу ее не пошлют, если вы сами об этом не попросите.

 -- А если нет?
 -- Тогда судьба у нее может быть более интересной. Если экспертиза оценит ее высоко, например, как идею приоритетного развития, тогда какому-то институту поручат ее разрабатывать. По закону институт обязательно должен спросить у вас, хотите ли вы участвовать в разработке своей идеи.

 -- Это прямо бальзам на сердце... Возьмем вариант, что я генератор идей решительный и отвечаю: «Хочу!» Что тогда?
 -- Тогда институтское начальство уточнит: «В каком качестве?» Потому что вы имеете право и возглавить исследования, и просто быть исполнителем.

 -- Ущипните меня, пожалуйста, наверно, я сплю.

 От щипка я проснулся. Это пес Тоби теребил меня за руку, просясь на прогулку.

(Из книги В.Н.Третьякова «Эта парадоксальная новизна, или На пути к банкам идей», Минск, изд-во «Университетское», 1989).