Ильменка, 14 июня 2014 года

Зинаида Новикова
Метеорит,  пронесшийся над полуторамиллионным Челябинском и Челябинской областью, не погубил ни одного человека, а семиминутный  ураган, обрушившийся на двенадцатитысячную Ильменку, где проходил фестиваль бардовской песни,  унес три жизни: женщины из Челябинской области и двух детей из Челябинска.


Мы сидели на знаменитой Ильменской поляне и слушали  выступающих на сцене  участников конкурса. Солнце радовало: оно такое приятное в это время суток, перед закатом. Закапал дождик. Зрители дружно раскрыли зонты, продолжая сидеть на своих местах. Поляна превратилась в красочный ковер из зонтов. Обычный летний дождь: пять минут – и закончится. Так и случилось: через пять минут мы уже закрыли свои зонты. Выступления на сцене продолжались… И вдруг резко потемнело, хлынул сильный ливень с градом, засверкали молнии, раздались оглушительные раскаты грома. Зонты раскрылись снова, как по команде. Шквал ветра прижал людей к земле, хотелось с ней слиться, окружив себя зонтом. Ничего, пять минут – и все затихнет! Все продолжали сидеть на своих местах. После очередной вспышки молнии погас свет на сцене. Пришлось вставать: электроснабжение вряд ли быстро восстановят, да и уже сидим практически в воде. Жалко: до выступления именитых артистов еще целых два часа, а обсохнуть и отогреться негде – приехала на один день налегке, без палатки.

Промокшая, продрогшая, я хотела только одного: где-нибудь укрыться от дождя. Попроситься к кому-либо в палатку я не решилась, и вместе с другими зрителями, которым, как и мне, не нужно было бежать к палатке собирать вещи, пошла на турбазу, чтобы немного обсохнуть и отогреться в холле одного из корпусов.
 
В дверях корпусов турбазы толпилось множество людей, и я решила идти сразу на вокзал, рассчитывая еще успеть попасть на последнюю электричку, –  и домой, в Челябинск. На маршрутке доехать до вокзала не очень-то надеялась, так как народу слишком много.

Собравшись выйти с территории турбазы под поднятым шлагбаумом, я ускорила шаг – и тут же в испуге попятилась: передо мной, прямо под шлагбаумом, лежал столб, обвитый проводом.
 
– Да это телефонный, –  услышала я позади себя и только сейчас разглядела в лежащем «столбе» сосну, ствол которой был обмотан проводом.

Под вершиной лежащей сосны стоял покореженный автомобиль. Через несколько шагов – еще одна поваленная сосна и еще одна разбитая машина. Казалось, это и есть весь ущерб от стихии. О том, что сосны падали и в лесу, выдернутые ураганом прямо с корнями, даже и мысли не возникло: там-то они, казалось, стоят как влитые, вплотную  друг к другу,  уходя в землю на большую глубину своими мощными, переплетенными один с другим корнями.

Дождь кончился, молния сверкала в отдалении – гроза уходила. Навстречу шли люди, которым, как казалось, посчастливится послушать известных артистов – гостей фестиваля…

Но вдруг послышался вой сирен и мимо нас промчались две машины скорой помощи. На душе стало тревожно.

Сели в маршрутку. С воем пронеслась третья скорая. Услышали от водителя маршрутки о том, что там, откуда мы пришли, погиб ребенок.

Всю дорогу мне вспоминались дети Ильменки. Их там было не меньше, чем взрослых, – фестиваль стал интересен не только взрослым, но и детям, получился настоящий семейный культурный отдых на природе и проведение досуга с пользой, с получением многих знаний и навыков.  Столько внимания дети получали со стороны взрослых, столько радостей от организованных специально для них развлечений, будто здесь одновременно со взрослым проводился и настоящий детский фестиваль.

Мне вспоминались детишки, совсем крохи, выступавшие на сцене, уверенно ударявшие по струнам гитар; дети самых разных возрастов – и маленькие, и подростки, с интересом взирающие на все происходящее вокруг них. Один малыш потянул меня за рукав:

– А где тут баранки дают?..

Вспомнила, как другой мальчишка изо всех силенок пытался перебраться от одной сосны до другой по натянутой между ними проволоке, держась за нее руками:  дети учились преодолевать препятствия, получали туристские навыки. Как медаль надевали они на шею баранки на ленточках.

А потом на Поляне от сцены, с первых рядов зрителей до последних передавались такие же баранки на ленточках –  «Добро по кругу!» –  и дети очень радовались, когда им в руки попадали эти баранки!

Увидела, как женщина с мальчиком и девочкой отправились на озеро – искупаться, пока светло. Начавшийся дождь заставил их вернуться. И они отправились  в палатку.

Когда закапал дождь, я заметила сидящего рядом мальчика лет десяти без зонтика и поделилась с ним своим зонтом.

– Спасибо, – услышала от него в ответ.

Мальчик, устраиваясь поудобнее, оказывался за пределами моего зонта, я снова прикрывала юного зрителя от дождя и снова слышала  в ответ:

– Спасибо.

Потом мальчик все-таки ушел: видимо, женщина, сидевшая по другую сторону от него под одним зонтом с девочкой, решила увести детей в палатку.

Когда на Поляну обрушился ураган, я оглянулась, увидела сидящих босиком на поролоновом коврике девчонок лет двенадцати: их было четверо и для одной места под зонтом не хватило. И хотя она была в дождевике, я поспешила прикрыть ее своим зонтом. Сильный ливень с градом, ветер, вырывающий зонты из рук, вода под нами. Я заставляю девчонок надеть обувь;  туфельки, заполненные водой, я едва разглядела среди грязи. Вижу засветившийся экран мобильника в руках одной из девочек, предупреждаю, чтобы не разговаривала при грозе по телефону, потом, спросив, есть ли у них палатка, советую им бежать туда… Кто ж знал, что на палатки будут падать деревья и многие люди получат травмы, погибнут дети!..

Еще утром, гуляя по лесу, я сбилась с тропинки и вышла к палаткам на горе. Позднее узнала, что именно в этом месте вечером сосны стали валиться на людей. Мое внимание привлек большой красивый навес – полог, растянутый между деревьями. Отметила про себя: «Хорошо придумали: во время дождя можно смотреть на лес, а не на стены палатки, все видно вокруг...» Люди, укрывшиеся вечером от дождя в палатках, не видели, что на них падают сосны.

Если бы знать наперед… Собираясь ехать, и я, и тем более те, кто брал с собой детей, непременно поинтересовались прогнозом погоды. Лично я не поехала бы, узнав о штормовом предупреждении и грозе на этот день. Кто-то все равно поехал бы: очень уж часто прогнозы не сбываются. Но все-таки невозможно поверить в то, что все двенадцать тысяч человек, узнав о предстоящем урагане, подхватив детей, поспешили навстречу ему.

Очень жалко погибших и травмированных людей…

Вспомнился мне еще один эпизод. Еще до того, как начался дождь, рядом со мной сидел маленький мальчик со своей мамой и все ее куда-то звал. Ей хотелось остаться на Поляне, но пришлось уйти с сыном.

– Я тебя больше никуда с собой не возьму! – заявила она.

– Ну и что! – смеясь, ответил сынишка. – Домой же все равно возьмешь!..

А кто-то из тех детей домой не вернулся...


(фото – из интернета)