Рейтинги вузов. Много ли толку?

Константин Берёзин
     Многие преподаватели * высказывают скепсис по отношению к «мировым рейтингам вузов». Но удивительно то, что другие все-таки придают этим рейтингам большое значение. Ведь можно было бы задать вопрос: а насколько вообще соотносится высокое место такого-то университета в рейтинге с благополучием или благосостоянием этого региона? Может быть, эта зависимость есть не везде?

     Мы живем в эпоху «после позитивизма» и «после Поппера», и в наше время было бы странно принимать такие неоднозначные утверждения («рейтинг вузов – очень много значит!») просто на веру. Почему «рейтинг много значит»? Это нужно еще доказать! В чем именно ценность высокого положения в рейтинге?

     Если хороший уровень российских вузов в мировом рейтинге имеет большое значение для повышения их конкурентоспособности на международном уровне, – то ведь это имеет теневую сторону. Если мы ориентируемся на конкуренцию именно со специалистами «западных развитых стран», то тем самым подталкиваем наших специалистов к отъезду на Запад («утечка мозгов»), потому что они начинают относиться к нему как к эталону. К этой же «утечке» приводят частые поездки студентов «по обмену». (На это накладывается «культ роскоши» и «культ Запада» в массовом сознании – «за бугром хорошо, у нас плохо!».)

     А потом будем говорить: что ж в нашей стране ничего не ладится? – А вот потому, что была слишком большая коммуникация с заграницей, слишком легко людям уехать за рубеж, и в плане рейтингов вузов мы «держим равнение» именно на Запад.

     (В этих рейтингах безусловное большинство имеют американские и британские вузы – одна из причин этого та, что англоязычный мир консолидирован, англоязычные авторы ссылаются друг на друга и поддерживают репутацию друг друга; ведь легче читать публикации именно на родном языке. А по отношению к славянским странам – есть языковой барьер. Этот барьер есть и в России, и в других славянских странах. Известно, что это – одно из самых больших препятствий к «повышению рейтинга вузов». Но конкретно этот фактор не вредит благополучию в отдельно взятой стране! Ведь хорошее знание иностранного языка – это только дополнительная нагрузка для специалиста; специалист вполне может хорошо работать на территории своей страны, говоря только на родном языке. А если всех подряд заставлять говорить, дополнительно к родному, еще и на иностранном языке – это скорее может повредить работе, а не помочь, потому что это лишний труд.)

----------------

     * Например, об этом говорит А. В. Юревич, заместитель директора Института психологии РАН, в статье «Включенность/невключенность российской психологической науки в мировой мейнстрим». См.: «Национальная гуманитарная наука в мировом контексте. Опыт России и Польши». М.: Издательский дом ВШЭ, 2010. С. 243.





.