Что нам враг, мы сами с осетрами

Владимир Лагутов
К информации для ЮНЕПа

   Экологическая, экономическая или социальная значимость и ущерб от коррупции  и преступности в отношении осетровых в масштабах страны,  наблюдаемые тенденции.

ТЕНДЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА - ЭКОЦИД

     В связи с тем, что Правительство РФ вообще, и рыбное ведомство, в частности, своими действиями добились за срок жизни одного поколения людей уничтожения водного мира в морях: Азовское, Каспийское, Цимлянское, как ранее руководство СССР - Аральского, его деятельность можно оценить как уголовно наказуемое преступление - экоцид. По факту уничтожения стратегических рыбных запасов Евразии все персональные руководители страны РФ, ведомств и губернаторов областей рек указанных бассейнов должны быть привлечены к международному трибуналу как враги человечества.

   Отдельного расследования требует деятельность так называемой Академии наук РФ, которая все полвека экоцида осетровых довела это мероприятие до уровня потери генофонда, так и не удосужилась своевременно ввести уничтожаемые с её фактической помощью виды осетровых в Красные Книги РФ и регионов. Мало того, ее члены активно мешали проведению работ по спасению этих реликтовых видов в течение последних 35 лет. Стало быть, эта политика уничтожения водного разнообразия была заложена изначально и в течение многих десятилетий аккуратно исполняется всей научно-ведомственной и академической челядью.

   Подобное катастрофическое положение дел отнюдь не является секретом для Роскомрыболовства РФ. К сожалению, экспорт икры осетровых приносит большой доход, в том числе и этому ведомству. Отношение его к проблеме лучше всего выразил один из сотрудников рыбного Комитета РФ, сказав как-то: "Да, осетров в Волге на пару лет осталось. Дайте нам спокойно доловить эти два года, а потом всех их хоть в Красную книгу заносите!". На что эдаким ответом послужили слова руководителя глава Минрыбхоза СССР Степаненко: "кто же нам поверит что мы просто дураки".


МИРАЖИ ИЗ КРАСНОЙ КНИГИ

     В Красную Книгу Российской Федерации из всех видов были осетровых занесены только:
сахалинский осётр (Acipenser mikadoi medirostris),
атлантический осётр (Acipenser sturio),
байкальский осётр (Acipenser baeri baicalensis).
    Ныне там оказался еще и сибирский осетр. Сейчас в Красной Книге МСОП оказались почти все виды осетровых, кроме стерляди и русского осетра
    Но почему все годы экоцида там нет и не было русского осетра, севрюги, белуги, которые и были национальным достоянием России. Такое положение свидетельствует о наличии многолетней политики экоцида осетровых как основного стратегического пищевого ресурса страны. Это и есть социальная значимость руководящей преступности по отношению к осетрам как пищевого ресурса страны. Мало кому в голову может прийти, что уничтожением вверенного ему ресурса в управление и сохранение занималось всю свою историю специально уполномоченное на то якобы рыбное ведомство, способное только ловить и не более. И само согласное только на вылов но не сохранение рыбы.

   В порядке поиска эффективных мер даже предлагалось переименовать русских (азовских) осетров в еврейские, может так обратили бы внимание в Правительстве на безвременную утрату почти соплеменников. В период подготовки Олимпиады  в Сочи, когда шел поиск эмблемы, нами предлагалось Правительству в качестве эмблемы поместить убиенного им русского осетра как национального достояния. Но Олимпийский комитет не вышел из традиционных ценностей и взял "на троих" из уже обрыдлых образов зайки, мишки и леопардки.



ЭКОЦИД ПЛАНОВЫЙ

   Экономическая значимость преступности в РФ в отношении осетровых заключается в сознательно запланированном полувековом экоциде рыбных ресурсов как основного элемента существования и занятости местного населения.  На глазах одного поколения людей страна утратила высокорентабельную отрасль экономики и возобновляемый 90% мировой ресурс. А это уже факт преступления против человечества.


   Экологический аспект руководящей рыбной преступности в РФ не менее важен, так как основан на положении осетровых в пищевой цепи, определяемых термином «умбрелла», т.е. основной биоиндикатор состояния всех нижележащих видов рыбы, дичи и птицы в бассейне рек, с одной стороны, а с другой осетровые являются уникальным биоиндикатором здоровья самой экосистемы реки и качества воды. Т.е. наличие естественного воспроизводства осетровых свидетельствует о возможности использования реки в качестве питьевого водоисточника.


НА ВАШЕ ФУ ЕСТЬ НАШ ОТВЕТ

   Тема раздела: экологическая, экономическая или социальная значимость и ущерб от коррупции  и преступности в отношении осетровых в масштабах страны,  наблюдаемые тенденции - осталась абсолютно не раскрыта.

- Это отдельный роман с фамилиями явками и паролями. Главное, есть справка из ФСБ по данному аспекту обвинения, что сохранность стратегических рыбных запасов не их прерогатива. А более ни одна контора от Генпрокуратуры до
Правительств регионов РФ не признали своей ответственности за уничтожение части мира - его водной составляющей.


ПО ЛЕГКОМУ ПУТИ РЕШИЛИ ПРОБЕЖАТЬСЯ

Причины браконьерства и экологической преступности.

   Причины браконьерства и экологической преступности лежат в чисто социальной плоскости, а именно неравенства населения и варварского отношения власти к природе, которая конституционно отчуждена от народа, а потому ее защита ведомственными чиновниками неэффективна априори.

   Как уже указывалось выше существуют разные виды браконьерства: социальное, служебное, научное.


САМЫЕ ОПАСНЫЕ ЖИВОТНЫЕ - ДВУНОГИЕ

    Наименее опасно социальное, так как жесткое соблюдение законов в комплексе с повышением благосостояния населения, особенно при возврате украденных прав на природные ресурсы, быстро сводит его на нет.
    Гораздо опаснее браконьерство служебное - ведомственное, которое зародилось еще во времена СССР, когда служащие гидроузлов и, особенно рыбопропускных шлюзов, получали мизерную зарплату, но компенсировали все свои недоборы кражей рыбы во время ее хода на нерест прямо на служебных постах на гидроузлах и шлюзах, причем всем остальным гражданам нельзя было подходить к охраняемому обьекту на километр.
   
 Самое опасный вид браконьерства, скорее мошенничество и вредительство, есть так называемое "научное" в виде:

А - двойной статистики рыбных запасов для СМИ о том, что моря полны рыбы, и для ЦК КПСС в режиме ДСП о полном отсутствии рыбы в море, ЦК КПСС уже как 23 года нет, но дело неквалифицированных кадров в руководстве Правительства и рыбного ведомства по уничтожению рыбы живет и побеждает.  Именно безграмотность и равнодушие являются основой политики направленной на уничтожение всего водного мира внутренних водоемов.

Б - "научного лова", это когда рыбное ведомство даже при моратории на лов осетровых умудрялось в конце 1990-х на Каспии организовывать себе львиную долю уловов якобы на искусственное воспроизводство. Достаточно сказать, что перед самым введением моратория на лов осетровых распределение промышленного и научного улова было 1 к 2 в пользу "научного", т.е. из трехсот тонн разрешенного улова двести тонн потребляла так называемая рыбная наука.

В - особо изощренный вид экологической ведомственной преступности был в завышении величины допустимого улова на тот или иной вид рыбы. Что поощрялось сверху партийного аппарата в СССР и административных верхов РФ в целях повышения уловов в порядке социалистического или капиталистического соревнований.


МРАКОБЕСИЕ ПАРТКОМОВ И АКАДЕМИЙ

   Оно бы и невозможно было бы разобраться в многолетней системе академической и ведомственной лжи партийно-олигархической машины, если бы не появление во второй половине новой техники рыбопропуска трудами тогда еще молодого научного работника Новочеркасского инженерно-мелиоративного института Владимир Лагутова, который имел наглость быть талантливым изобретателем и беспартийным, в отличие от парткомовской шайки его якобы научных конкурентов, паразитирующих всю жизнь на этой теме.
   Из сказанного вытекает, что ровно тридцать пять лет запрета новой техники рыбопропуска предопределяются интересом служебного браконьерства по рыбному и академическому ведомствам. И нет никаких оснований для иного суждения.
   Более того, в угоду корпоративным интересам руководства пяти ведомств, а именно водного СССР и РСФСР, сельского, рыбного, энергетического, позже и охраны природы, были запрещены даже испытания новой рыбопропускной техники в натурных условиях из-за... неоднократных попыток ответственных лиц получить государственную премию за "эффективные рыбопропускные шлюзы" в приказном порядке построенные на всех осетровых реках, в соответствии с действующим по сей день СНИПом. Эффективность которых, рассчитанная из данных минрыбхоза, составляла на реках Дон и Кубань величину в пределах 3% от числа мигрирующего на нерест стада осетров, и 0,44% для реки Волга.
   Именно эти сооружения и явились причиной гибели основных промысловых ресурсов осетровых великих рек России.


КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ГЛАВНОГО И ВТОРОСТЕПЕННОГО

    Даже в вузовских учебниках существуют количественные оценки последствий уничтожения миграционных путей в реках от зарегулирования их плотинами немного разных по разным видам осетровых. Например, по Дону это явилось основной причиной уничтожения белуги на 100%, русского или азовского осетра на 80%, севрюги на 50%. На Кубани за все годы существования Краснодарской плотины ни один осетровых не дошел до нерестилищ под Кропоткиным. На Каспии этот показатель складывался из аналогичных данных по Волге (80%), Тереку (100%), Куре (100%)
   Суммируя данные показатели по Азовскому и Каспийскому бассейнам можно достаточно уверенно заявлять о 98% по Азову и 90% по Каспию утраты осетровых стад по причине зарегулирования миграционных путей плотинами. А вот оставшиеся 2% на Азове и 10% на Каспии утраты осетровых следует искать в нерациональной рыбной политике Правительства РФ, которое не нашло ничего умней как поверить научным аферистам с их искусственным воспроизводством. Т.е. если промышленные запасы были потеряны в результате физического уничтожения путей миграции, то уже утрата оставшегося генофонда на их совести. 


ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ФАКТОРЫ

   От промысловых запасов до уровня генофонда осетровые были уничтожены так называемым искусственным воспроизводством осетровых, которое за полвека работы не обеспечило выход в реку на нерест ни одного осетра, хотя выпускали миллионы и десятки миллионов в Каспийское и Азовское моря. С момента начала работы рыбзаводов ни разу не было повышения уловов осетровых в соответствии с выпуском их молоди, а прошло уже четыре жизненных циклов осетровых. И полный ноль.

   Также к основным причинам экокатастрофы следует отнести и конституционный отъем природных ресурсов у народа, что привело  к отчуждению самоуправлений от контроля и сохранения природных ресурсов, вместо этого был введен режим ведомственного администрирования, это когда один ресурс, например, осетровые, контролировался, в смысле разворовывался, служивыми двух десятков ведомств, специально на то уполномоченных. Если уж у семи нянек дитя без глаза, то у двух десятков охранников оно оказалось и слепое, и увечное. А позже вообще исчезло как объект охраны.    


ЛУЧШЕЕ ВСЕГДА ВРАГ ХОРОШЕГО

    Это обстоятельство утраты рационального уклада жизни и самоуправления народа является основной социальной причиной утраты рыбы в реках. Еще век назад жизнь на реках исходила из правила "были казаки и рыба была", что было подтверждено итогами работы первого Уральского бассейнового семинара в Оренбурге в 2007 году с участием представителей всех природоохранных конвенций ООН, специалистов, экспертов и коренного населения, а также Азовской школы про экологической безопасности в Ростове на Дону в 2010 году. И именно успешный исторический опыт казачьего народа как смотрителей рыбных ловель дает шанс человечеству в спасении рек и водного мира планеты. Пока еще остаются последние осетровые реликты, чудом не убитые существующим режимом в РФ.
    
    В период начала 21 века были предприняты некоторые меры к изменению ситуации на Дону и на Урале. На Урале одним из предпринимателей города Уральска (Лазоренко) была попытка организации рыбзавода для выращивания молоди осетровых  и выпуска их не в море, а прямо на низовые Уральские нерестилища под самим Уральском. Но не без участия астраханской рыбной науки казахские сотоварищи отказались помогать в организации такого завода и оставили все по старой схеме — рыбзавод и выпуск молоди только в дельте Урала. С гарантированным невозвратом.


ДУРАК С ТОРБОЙ РЫБЗАВОДОВ

     На Дону в силу наличия собственной научной "творческой" мысли — АзНИИРх, пошли по иному пути, а именно стали рыбзаводы строить не на взморье, а стали тащить их выше по течению Дона. И последний рыбзавод построили на полпути до последних нерестилищ под Цимлянском (300 км от устья), а именно под первой плотины на Нижнем Дону, под Кочетовсккой — Донской осетровый завод (150 км от устья).  Если их догадки верны, и молодь может запомнить путь миграции от места рождения до моря, и, может быть, что-то из выпущенных миллионов особей и вернется на нерест в реку. Прошло уже несколько лет, но никакого хода на нерестилища у осетровых в Дону не наблюдается. Рыбной науке придется подождать еще десять лет, чтобы убедиться в пустоте своей затеи. Ведь если бы мысль была здравой, то в море бы ловились, ну, не миллионы, так тысячи пятилетних осетровых. А их тоже нет.



 Принимаемые меры и их эффективность. КТО НА ЧТО ГОРАЗД

    Как уже указывалось, вся затея с искусственным воспроизводством осетровых провалилась и на сегодняшний день является хорошо отлаженной коррупционной схемой воровства бюджетных средств. - Доказательством этого является сам факт существования убогих федеральных программ по развитию рыбного хозяйства, где все средства выделяются только на строительство новых и поддержание старых рыбзаводов. Сколько раз уже писали в Правительство РФ и Президенту, что надо спасать и развивать естественное воспроизводство осетровых, или хотя бы десятую часть тех миллиардов, спускаемых на рыбзаводы, отдать на восстановление путей миграции, и не только автор этих строк, но и и депутаты ряда комитетов Государственной Думы РФ, в частности по безопасности, экологии и природным ресурсам еще в 1995 году. Но менялись Премьеры, Президенты, деньги ежегодно спускались на рыбзаводы, и все работы по осуществлению пропуска рыбы были запрещены  в течение почти 35 лет, как раз на период тотального уничтожения русских осетровых как национального достояния.  В народе это направление деятельности Правительство РФ по развитию осетрового рыболовства назвали "осетровыми второй степени свежести", как из известного анекдота.
    Еще более убого, нежели осетрина второй степени свежести оказалось направление деятельности академиков РАН по сохранению  генофонда осетровых в криобанках до будущих времен, когда, видимо, непременно прилетевшие инопланетяне почистят планету и воскресят погубленных глупостью академиков РАН и Правительством РФ осетров в наших реках. Это направление деятельности называется в народе уже "осетриной третьей степени свежести".

  Принимаемые меры Правительством РФ напоминают известную программу Аватар 2045, по обеспечению, опять таки, академическим сообществом бегства отдельных представителей человечества с загаженной ими земли в космос в поисках другой планеты. Трудно давать количественную оценку ущерба откровенно воровским мероприятиям.


КУДА БЕС С КОПЫТОМ, ТУДА И МИНРЫБХОЗ С КЛЕШНЕЙ

    Были и откровенно смешные направления мер по организации рыболовства Правительством и рыбным ведомством, которое несколько раз меняло правило рыболовства осетровых: оно запрещало ловить то в море, то в реке, то требовало перенести лов в реки, чтобы было больше черной икры в уловах.
    Не отставало от центрального и региональные правительства, которые, например Ростовское, в 1990-е годы запрещало ловить осетровых в реке, но разрешали торговать сетями и осетрами на базарах. Или назначали смешные штрафы за уничтожаемых осетров.

       Попытки заставить ведомственные рыбные институты организовывать достоверный учет мигрантов или обосновывать нормы допустимого улова со стороны комиссии по экологии Ростовского областного Совета народных депутатов в 1990-1993 годах не давали никакого результата из-за противодействия рыбного ведомства в Москве.


ОТ ПАРТКОМА РЕНЕГАТЫ 

       Более того, еще в середине 1980-х годов Главрыбвод запретил внедрение новой техники перевода рыбы через плотины вместе с принципиально новыми счетными устройствами. И запрет этот на точный учет и перевод рыбы через плотины действует и по сей день на основании заключений академиков РАН (Д.Павлов, Е.Виноградов и примкнувший к ним известный А.Яблоков), о нецелесообразности применения новых достижений науки и техники. Как будто за все годы они вообще что-то создали или улучшили. Как считали молодь, выпускаемую ведрами вместе с лягушками полвека назад, так по сей день и считают на рыбзаводах. Как считали осетровых мешками на ихтиологических плошадках рыбопропускных шлюзов, так и бегают ныне с мешками, но за отсутствием осетров, уже за селедкой и шемаей, пока еще идущих на нерест по Дону.

        После десятилетий упорной критики бездеятельности рыбного ведомства, оно разрешило построить новый рыбоход вокруг Кочетовского гидроузла. Но прошло еще двадцать лет, а никакого рыбохода нет. Вместо рыбохода построли новый судоходный шлюз. Пикантность ситуации в том, что эти средства поначалу давал ЕБРР именно на рыбоход, но когда более сотни ведущих специалистов, экспертов и некоммерческих экологических организаций потребовали от Правительства РФ и губернатора Ростовской области исполнить планируемое, те нашли средства в бюджете на судоходный шлюз и отказались ставить рыбоход. Пикантность ситуации в том, что из трех низконапорных гидроузлов Нижнего Дона два — вышележащих (Константиновский и Романовский) имеют и рыбопропускные шлюзы и рыбоходы, а вот Кочетовский имеет только рыбоходный шлюз с эффективность пропуска в 3%. А если учесть, что в свои лучшие годы работы — 1980-е к этому гидроузлу подходило всего тысяча-другая осетров, то два десятка пропущенных вверх особей никак не могли обеспечить нерестовую популяцию под Цимлой.


ПРЯМО ПО КРЫЛОВУ КУДА МИНИСТРЫ НЕ САДИТЕСЬ В РАБОТНИКИ НЕ ПРИГОДИТЕСЬ

     Все принимаемые меры Правительством и ведомством неэффективны, так как несистемны, закон о рыболовстве, как право на бесконтрольное потребление вверенного ресурса, был принят после многолетней борьбы против него только за счет прямого подкупа депутатов и сразу в три чтения. Теперь они пытаются латать без того худое природоохранное законодательство. Отдельного рыбного права не существует в принципе. Единственная диссертационная работа - "Рыбное право" в этом направлении была написана автором этих строк в 2000 году. Все экологически обоснованные научные положения для создания стройной системы экологического права отвергаются властью в силу неразвитости лиц, принимающих решения, и их практического отсутствия в службах администрации.

    Таким образом, законодательство природоохранное  вообще и рыбное, в частности, как федеральное таки региональное неэффективны. Принятые за 20 лет смутного времени идентичные федеральные целевые программы с монополией заводского осетра еще хуже, гидротехническое строительство по устаревшим конструкциям рыбопропускных устройств только перебили всю рыбу, постоянное реформирование рыбного ведомства из-за воровства и комплектование его неквалифицированными кадрами в руководстве в лучшем случае бесполезно для рыбного хозяйства, а реально наносит невосполнимый вред самим фактом своего существования.

   Правительство никаких осмысленных мер не принимает, хотя не может сказать, что ему не предлагались решения проблемы, новые научные направления, техника и программы для спасения естественного воспроизводства рыбных ресурсов внутренних водоемов.
 
    Попытки сохранения биоресурса ведомственными службами еще более неэффективны, так как входят в противоречие с традиционными представлениями народа об откровенно религиозном статусе самой природы, которая по определению не может быть частной собственностью.
 
  Все принимаемые меры неквалифицированной и неадекватной властью никакого отношения к экологическим категориям не имеют и являются чисто коррупционными мероприятиями по обеспечению ресурсом на то уполномоченного ведомства, которое нежизнеспособно в принципе и честно жить не может по определению. Достаточно напомнить историю существования, разгона и постоянного переименования Министерства рыбного хозяйства СССР в РФ в 1996 году, Госкомитет по рыболовству РФ, департамент по рыболовству при Министерстве сельского хозяйства и т.п.


ЛОВЛЯ МАРТЫШЕК НА ТЫКВУ С ДЫРКОЙ

  Верхом эдакого здорового безумия администрирования живого мира является факт переименования в начале 1990-х годов ведомственного института рыбного хозяйства Азовского моря - так называемый АзНИИРХ, который из-за страха ответственности за утрату вверенного ему ресурсы переименовался в одночасье в Ростовский филиал Краснодарского отделения Московского ВНИИПЫРХа. Но, вскоре все вернулось на свои месте, так как ни с кого не было спрошено за содеянное зло и утрату самого продуктивного моря в мире - Азовского.
    Из анекдотичных телодвижений рыбного ведомства в порядке принятия мер по повышению удойности уловов следует напомнить и идиотские мероприятия по запрету лова осетровых в морях и переносу их в реки для повышения выхода икры в уловах. А также постоянный отказ от применения новой счетной техники мигрантов точного учета, созданной еще в начале 1980-х годов, когда мы могли обеспечить не только уровень патентной чистоты, но и захват мирового рынка счетчиков рыбы.
      Несмотря на катастрофический характер утраты биоразнообразия в целом и осетровых, в частности, а также фактическом проходе точки невозврата цивилизацией на пути к тотальной гибели всего живого, еще есть шанс, техника и механизмы для остановки этого процесса всеобщей деградации и спасению экосистем рек и осетровых.
      Но об этом в отдельном сообщении