отрывок из романа "Опавшие листья"
Катя старательно разучивала романс. Текст его по-прежнему оставался для нее непонятным, но музыка Рахманинова глубоко волновала.
Маргарита же ясно слышала психологическую двойственность чувств, заложенных в романсе поэтом и композитором, что было так созвучно ее собственному состоянию.
… В этот день занятие проходило с большим воодушевлением обеих женщин. Катя была сосредоточена на музыкальном образе печальной Грузии, Маргарита находилась в плену воспоминаний лирического героя о былом.
«Не пой, красавица, при мне…»,
- начала Катя с очень русской интонации-возгласа, где сразу возникает устремлённый ввысь малотерцовый мотив, который удивительно точно ей удался.
Маргарита вздрогнула – и начался страстный диалог голоса и инструмента.
«… Ты песен Грузии печальной…»
В хрупкой мелодии фортепианного вступления теперь отчетливо проступает напряжение, которое усиливается мерным, почти траурным звучанием аккордов сопровождения и скорбными секундовыми мотивами-подголосками.
Восточная песня становится исступленно-страстной, переходя в возбужденную декламационную речь. Но непрерывно звучащая в партии фортепиано песня Грузии печальной все же подчиняет себе партию голоса, перенимающего ее интонации.
«… Напоминают мне оне…»
Катя перенеслась в другую реальность…
«…Черты далёкой, бедной девы…»
… Мысленным взором она видела хрупкую и беззащитную юную Маргариту, блуждающую с факелом в руке в мрачных подземельях средневекового замка в поисках прекрасного принца.
« А вдруг она встретит здесь страшного людоеда?»- Катин страх преобразился в смятенное звучание секундовых мотивов в фортепианной партии.
Размашистые восходящие квинтовые скачки в вокале, устремлённость к самому высокому звуку и одновременно к остро повторяющемуся аккорду в фортепианной партии - всё неотвратимо приближало романс к драматической вершине:
«Но ты поёшь — и предо мной
Его я вновь воображаю…»
Кате страстно захотелось разрушить власть тягостных воспоминаний. И ее голос перешел на пронзительно-нежный тон:
«Не пой, красавица, при мне…» -
Маргарита вдруг, как подстреленная на лету птица, упала лицом на рояль.
Пораженная Катя умолкла.
Маргарита рыдала.
О чем она сокрушалась? – Этого никто и никогда не узнает. Потому что умела она хранить свою тайну за семью печатями. И только однажды два гения – Пушкин и Рахманинов – явили ее страдания миру.
От удивления Катины глаза стали совершенно круглыми. Как пуговицы. Эта особенность Катиной натуры впоследствии передалась ее потомкам. В минуты душевной тревоги – крайнего удивления или возмущения – их глаза всегда становятся такими: не просто «круглыми», а - очевидцам непременно приходит на ум именно это сравнение - «круглыми, как пуговицы».
Сердце Кати преисполнилось горячим сочувствием к несчастной Маргарите. Не зная, что предпринять, Катя положила свою руку ей на плечо. Жар Катиной руки мгновенно окутал Маргариту защитным, словно материнским теплом. Маргарита поднялась.
- Прости! - сказала она Кате и быстро вышла из комнаты.
Когда через несколько минут фрау Маргарита вернулась, от пережитого волнения обе женщины оказались не в состоянии продолжить урок.
- Пойдем, Кетхен (впервые так Маргарита обратилась к Кате), выпьем чаю. Знаешь, у англичан есть хороший обычай в пять часов пить чай. Сейчас как раз время. И чай английский у меня есть.
Они пили чай на кухне и болтали, как две добрые соседки. Напряжение, прежде бывшее между ними, совершенно исчезло. Маргарита угощала Катю печеньем собственного приготовления и делилась своим рецептом.
Когда чай был выпит, фрау Маргарита без всякой заминки, просто и естественно сказала:
- Скоро у меня день рождения. Я хочу пригласить тебя, Катя, и твоих родителей к себе в гости. Мне будет очень приятно, если ты споешь для моих гостей романс. Ты сделаешь это для меня?
- Конечно, - также просто и естественно ответила Катя. – Я передам родителям Ваше приглашение.
- Ну, вот и славно, - мило улыбнулась фрау Маргарита.
… Катя возвращалась домой в хорошем настроении. Пережитое волнение словно очистило ее. У знакомой беседки в парке ее ожидал Петер.
Отрывок из романа «Опавшие листья»