Улучшитель классиков

Михаил Дужан-Яровенко
Улучшитель

В кафе было душно от выпитого и от душевного жара, который является спутником каждого творческого человека.
Как обычно, собравшиеся по случаю корпоративной встречи Нового года писатели, ругали власть, истинные интеллигенты, жаловались на скупердяйство спонсоров, даже высказывали крамольные мысли об отсутствии в настоящей жизни истинных сюжетов достойных современного писательского пера.
 Не горевал только самый молодой и азартный поэт, любитель пера и водки. Он, довольно грубо перебив очередного оратора, заявил, что открыл целый пласт  нового литературного направления.
Гениальным человеком был тот, кто придумал семь нот в музыке, начал он свое выступление. И вот несколько веков несчастную семерку терзают тысячи композиторов, и дошли до того, что все комбинации этих самых нот использованы полностью, и ничего нового, кроме перепева старых мелодий нельзя изобрести.
Но от этого музыка не остановилась в своем развитии, с долей провидца отметил он. Теперь берут старое произведение, вставляют в него свои звуки, идущие прямо из нутра композитора, и получается новая оригинальная песня. Так пел, к примеру, Киркоров и пр. и никого это не смущает. Или художники. Все мы знаем, что на полотне Левитана женскую фигуру подрисовал брат Антона Чехова.  А  в Питере у «Бронзового всадника» голову вылепила ученица скульптора.
И только в литературе мы,  россияне, стесняемся, как институтки, что-то подсказать авторам. А вот американцы не церемонятся. Возьмут и из «Анны Карениной» сделают детектив, укоротив роман раз в пять. Так же и  пьесами.
Я не призываю к плагиату, не призываю вставлять куски произведений классиков в свои тексты. А совсем наоборот. В спокойной обстановке своего кабинета можно внимательно вникнуть в тексты великих и добиться их значительного улучшения. Многие поэты не дописали свои произведения. Тот же Федя  Тютчев в стихотворении “Могила Наполеона»  написал только две строки:
Давно ль умолк Перун его побед,
И гул от них стоит доселе в мире.
...................................................
...................................................,
тут его позвали к столу, и остальные две строки он подзабыл написать. Так можно дополнить.
Вместо точек добавляем строки:

Доныне в неуклонном ходе лет
Не угасает память о кумире.

Если строки корявые, то позволительно и поправить автора.
В стихотворении “Видение”

Тогда густеет ночь, как хаос на водах,
Беспамятство, как Атлас, давит сушу;
Лишь Музы девственную душу
В пророческих тревожит снах!

1-ю строку правим:
Тогда густеет ночь. В молчащих небесах


Чествуете, как заиграло новыми красками четверостишье?
Или у  Осипа Мандельштама. 

 В стихотворении “Ода Бетховену” в середине текста:

Кто этот дивный пешеход?
Он так стремительно ступает
С зелёной шляпою в руке,
.........................................
.........................................
Так же пропуск строчек.

Смело добавляем вариант:

Внимания не обращает
и исчезает вдалеке.

Да миллионы поправок можно внести! У того же Сереги Есенина:
В стихотворении “Зима”

Вот появилися узоры
На стёклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

Заменяем на вариант:

На стеклах расцвели узоры
Невероятной красоты.
Все устремили свои взоры
На это чудо. С высоты

Снег падая, в поземке вьется,
Ложится белой пеленой;
А солнце брызги рассыпает,
И, отражаясь, к небу льется,
Вставая радужной стеной!
А почему бы не взять и усилить произведения Евтушенко, того же Симонова, да и Пушкина можно потревожить основательно.
И не надо стесняться. Надо прямо написать: Есенин – улучшенный, или  - Маяковский поправленный. Здесь есть  не паханное поле приложения своих сил и прозаикам. Будем честными, ведь те, кто постарше давно исписались, и кроме мемуаров нового ничего изобразить не могут. А вот применить свою мудрость в улучшении текстов – всегда пожалуйста. У того же Лермонтова с десяток набросков в прозе и дописать их - это, поистине, святое дело.
Надо открыто называть авторов новых строк. Такие обновленные произведения непременно должны попасть в библиотеки и школы, чтобы народ воспитывался не на сурогатах авторов, а на улучшенных текстах, предложенных улучшителями.
И если вначале разговора были скептики, то после окончания монолога молодого литератора у многих загорелись творческим огоньком глаза. Как же – увидеть свою фамилию в одном ряду с классиками, мечта каждого поэта и писателя. Притом оказаться если не умнее и талантливее их, то хотя бы встать плечом к плечу.
Одним словом, карпаратив удался на славу.