Функциональный анализ

Барбара Спотка-Козиуска
Функциональный анализ
 - Я буду петь у вас «Фа» - сказал на первой лекции студентам хорошо поставленным голосом Юрчук, выходя к доске.
 В ослепительно белой рубашке и тёмном костюме, с красивой седой причёской он выглядел как артист во фраке.
 И «запел»… Читал как по книге: всё тщательно продумано и выверено, всё кратко и ясно, ни одного лишнего слова. Когда для доказательства очередной истины нужны были результаты ранее доказанной теоремы, он не вспоминал формулировку и выводы этой теоремы, а просто говорил: «Согласно теореме 5.1 имеем…». Кто хотел убедиться, что это действительно согласно с этой теоремой, должен был сам отлистать конспект назад. Но мы этого не делали: принимали на чистую веру. И посыпались как из рога изобилия ряды, поля, пространства… пространства, поля, ряды… похожие, как близнецы, и туманные, как жизнь на Марсе. Теперь уже ничего от всего того не осталось в голове, ни одного названия. И только студенческий фольклор сохранил кое-какие крохи:

 …Выйду в поле Галуа
 Сяду у канавы
 Отдыхает голова
 От функционалов…

 Да, было оно там, это поле Галуа… и функционалы там были…  и чего там только не было, и всё смешалось в один клубок, непонятный и запутанный.
 …Практические занятия у нас вёл совсем молодой в то время, несколько похожий на Иванушку-дурачка из сказки, Ломовцев Фёдор Егорович. В его изложении этот туманный «ФА» стал проясняться. Но поскольку занятия начались почти в конце семестра, он успел прояснить нам только самое начало, а весь остальной айсберг остался в тумане.
 …На экзамен я пришла с пустой головой и кучей конспектов. Возле аудитории никого не было: кто пришёл – всех уже запустили. Я расположилась на скамейке, развернула вокруг себя множество конспектов с надеждой, что за ближайшие минут пятнадцать-двадцать я успею изучить всё, что за год не успела. Но только начала читать первую страницу, как открылась дверь, выглянул Юрчук и сказал: «Заходите».
 …Вытаскиваю билет, читаю вопросы и вижу, что ничего не знаю. Пошла готовиться…
 …Сижу… пишу на листике вопросы… потом на другом листике эти вопросы… на третьем… вот уже вокруг меня ворох исписанных листиков… они падают на пол… Подходит Юрчук, вытаскивает у меня один из нижних листиков, думая, что это шпаргалка. Положил его обратно и молча отошёл. Потом мне Жанна рассказывала, что он в этот момент зловеще улыбнулся, и Жанна решила, что я «пролетела, как фанера над Парижем на последней лошади…».
 … Сижу… пишу дальше на листике вопросы… Время идёт. Студенты по очереди отвечают и уходят. Новые не приходят. Тут заходит Ломовцев помогать принимать экзамен. Я воспряла духом: говорили, что Фёдору Егоровичу можно успешно сдать экзамен даже если не знаешь билета: он спрашивает в диапазоне того, чему сам учил нас.
 … И вот в аудитории остались кроме меня два студента. Один отвечал Юрчуку, второй – Ломовцеву… И вот Юрчук ставит оценку своему студенту и отпускает его… Мне надо идти к нему отвечать, а я не могу встать: от страха ноги отнялись. Юрчук встал, походил вдоль доски  взад-вперед и вышел из аудитории…
 …Ломовцев отпустил своего студента и подходит ко мне:
 - Ну, что там у вас…
 - Фёдор Егорович, я ничего не знаю – трагически призналась я.
 - Посмотрим, что вы знаете – сказал он, и стал задавать мне вопросы…
 ***
 - Ну, что получила? – спросила меня после экзамена Людка.
 - Тройку – радостно ответила я.
 - И тебе не стыдно? Чему радуешься? – удивилась Людка
 - Тому… - ответила я.